Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Лесниковой М. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 5 июля 2012 года об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 14 мая 2012 года в отношении начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани Албердиной И.П. и прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года N начальник управления муниципального заказа администрации г. Астрахани Албердина И.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному штрафу в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица указанного органа, Албердина И.П. обратилась с жалобой в Кировский районный суд г. Астрахани.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 5 июля 2012 года жалоба Албердиной И.П. удовлетворена. Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года N отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. ставит вопрос об отмене решения районного суда, указывая, что в соответствии с действующим законодательством РФ лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при выполнении работ, являющихся предметом открытого аукциона (разработка документации по планировке и межеванию территории) не требуется, в связи с чем выводы суда в этой части считает необоснованными. Также не согласен с выводом суда о том, что уполномоченный орган не вправе изменять поданную муниципальным заказчиком заявку, поскольку он не соответствует муниципальным правовым актам (постановлению мэра города Астрахани от 19 августа 2010 года N 6233-м), регулирующим отношения в сфере размещения заказа на территории МО "Город Астрахань". Согласно указанному постановлению на уполномоченный орган возложена обязанность по проведению проверки заявки, поданной муниципальным заказчиком, на ее соответствие требованиям законодательства РФ, и в случае наличия противоречия (нарушений) предусмотрено право возвратить (а не изменять) данную заявку заказчику. Однако уполномоченный орган, получив заявку на организацию и проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В "адрес", содержащую в пункте 8 "Специальные требования к участникам размещения заказа" противозаконное требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), не возвратил данную заявку заказчику, чем нарушил требования закона. Полагает, что в действиях начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани Албердиной И.П. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Зарипову Р.Р., поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, Албердину И.П., возражавшую относительно удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что инспекция, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 июля 2011 года N провела внеплановую камеральную выборочную проверку муниципального заказчика комитета по градостроительству и архитектуре и уполномоченного органа Управление муниципального заказа администрации г. Астрахани на предмет соблюдения ими требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на разработку документации на выполнение работ по планировке и межеванию территории в границах улиц "адрес".
На основании решения указанной инспекции от 14 сентября 2011 года N 15-11 уполномоченный орган Управление муниципального заказа администрации г. Астрахани при проведении открытого аукциона и муниципальный заказчик комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани признаны нарушившими часть 7 статьи 41.8 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решением от 14 сентября 2011 года установлено, что уполномоченный орган - администрация города Астрахани на основании поступившей заявки от заказчика - Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани - 15 декабря 2011 года разместил на сайте оператора электронной площадки ЗАО " "данные изъяты"" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещение о проведении открытого аукциона и документацию об открытом аукционе на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц "адрес".
Заказчик, в графе своей заявки на организацию и проведение открытого аукциона (в электронной форме) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц "адрес", поданной в Уполномоченный орган, установил перечень лицензий, которые необходимы для выполнения работ по предмету вышеуказанного аукциона, где и содержалось требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В разделе 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В разделе 13 "Перечень документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации" аукционной документации установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них в составе аукционной заявки лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30 января 2012 года N администрация г. Астрахани и Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани признаны нарушившими часть 1 и часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Прокуратурой г. Астрахани в период с 30 января 2012 года по 22 марта 2012 года проведена проверка исполнения законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, законодательства о защите конкуренции в деятельности администрации г. Астрахани, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Постановлением и.о. прокурора г. Астрахани М. от 22 марта 2012 года в отношении начальника муниципального заказа администрации г. Астрахани Албердиной И.П., утвердившей 14 декабря 2012 года аукционную документацию об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц "адрес" возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении от 22 марта 2012 года о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором отмечаются следующие обстоятельства.
Поскольку предметом открытого аукциона являлось выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц "адрес", прокурор пришел к выводу, что лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при выполнении работ, являющихся предметом открытого аукциона (разработка документации по планировке и межеванию территории) не требуется. Установив требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе своей заявки лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), управлением муниципального заказа администрации г. Астрахани нарушены требования части 7 статьи 41.8 от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области.
Рассматривая материалы дела об административном правонарушении, и вышеприведенные обстоятельства дела, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. пришел к выводу о наличии в действиях начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани Албердиной И.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того факта, что поскольку предметом открытого аукциона являлось выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц "адрес", то в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при выполнении работ, являющихся предметом открытого аукциона (разработка документации по планировке и межеванию территории) не требуется.
Судья районного суда, разрешая по существу доводы жалобы начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани Албердиной И.П., пришел к выводу о том, что действия указанного должностного лица при утверждении аукционной заявки в части предъявления требований к участнику размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия являлись законным, поскольку территория, предусмотренная в соответствии с постановлениями мэра города Астрахани от 9 августа 2012 года N 5881-м и от 18 октября 2010 года N 8081-м для разработки документации по планировке и межеванию территории в границах улиц "адрес", расположена в охранной зоне исторической части города Астрахани, такое требование, по мнению суда, направлено на сохранение культурного наследия.
Установив данные обстоятельства, суд прекратил производство по делу в отношении начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани Албердиной И.П.
Однако, с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он принят в нарушение норм материального права, обстоятельства по делу судом не были всесторонне, полно и объективно исследованы.
Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Деятельность по сохранению объектов культурного наследия включает в себя направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, ремонт памятника, реставрацию памятника, приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Работы по сохранению указанных объектов производятся на основании письменного разрешения и задания лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по реставрации.
С учетом нормы части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, проводимые на объекте культурного наследия, включаются в понятие работ "по сохранению объекта культурного наследия". При условии выполнения данных видов работ, заказчик может установить требования к участникам заказа о наличии лицензии на деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Как показывает анализ материалов дела, предметом спорного аукциона являются работы, связанные с разработкой документации по планировке и межеванию территории в границах улиц "адрес", на данной территории расположены объекты культурного наследия (памятники истории и архитектуры).
Однако, судом не исследован в полном объеме вопрос о том, входят ли работы по разработке документации по планировке и межеванию указанной территории в понятие работ по сохранению объектов культурного наследования (памятников истории и культуры) народов РФ, а также подлежит ли лицензированию этот вид деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В связи с изложенным прихожу к выводу о необходимости возвращения дела на новое рассмотрение судье районного суда ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть положения части 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 5 июля 2012 года отменить, возвратить материал по жалобе начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани Албердиной И.П. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года N на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.