Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Лавровой С.Е., Шустовой Т.П.,
при секретаре Синельниковой Н.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело
по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 23 июля 2012 года
по заявлению Васильевой Г.Р., Васильевой З.А., ... ---, --- о признании решения рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2012годы" при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, и понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛА:
Васильевы обратились в суд с заявлением об спаривании действий Министерства строительства и дорожного хозяйства "---" указав, что они являются вынужденными переселенцами. Данный статус был получен вначале В.Р.Х. ( ---), поскольку он первый приехал в г. Астрахань из У. для обустройства на новом месте жительства. В этом же году он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В последующем Васильева З.А. также переехала в г. Астрахань с --- детьми и --- им был присвоен статус вынужденных переселенцев. Кроме того, они были включены в состав семьи В.Р.Х. в очередь на получение жилья с --- При разводе Васильеву З.А. с детьми и В.Р.Х. разделили в очередности с датой постановки --- С указанной даты она стояла в очереди с детьми и в УФМС по Астраханской области и в администрации Кировского района г. Астрахани. С 2006 г. они также ежегодно стали подавать заявления о включении их в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". Однако --- ими было получено письмо из Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области об отказе в предоставлении сертификата по тем основаниям, что они были незаконно включены в список граждан-участников подпрограммы с --- Считают данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим их права. В связи с чем просили суд признать незаконным решение рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2015годы" при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от --- об отказе в выдаче им государственного жилищного сертификата и обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области выдать им государственный жилищный сертификат.
В судебное заседание Васильева З.А., действующая за себя и за несовершеннолетних детей заявленные требования с учетом дополнений поддержала.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Кайдалова Ю.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в иске Васильевым отказать.
Представитель Управления федеральной миграционной службы по Астраханской области Дорожкина Н.Н. против удовлетворения заявленных Васильевыми требований не возражала.
Заявитель Васильева Г.Р. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 23 июля 2012 года требования Васильевых удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
На заседание судебной коллегии заявитель Васильева Г.Р. и представитель Управления по жилищной политике Администрации г. Астрахани не явились, об уважительности причин своего отсутствия суд не известили. Судебная коллегия признала причину неявки участников процесса неуважительной, в связи с чем определила рассмотреть апелляционную жалобу по существу, в соответствии с требованиями частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Володина Е.Ю., поддержавшего доводы жалобы, заявителя Васильеву З.А. и представителя Управления федеральной миграционной службы Астраханской области Дорожкину Н.Н., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в жалобе доводам.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 153 от 21 июня 2006 года право на участие в подпрограмме имеют в том числе граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС России в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно пункта 19 указанного Постановления, для участия в подпрограмме, граждане, указанные в пункте 5, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный указанным пунктом пакет документов, а именно: копию удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи; справку территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение; выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 21 названного Постановления органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
Также пунктом 44 Постановления предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:
а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил;
и) копия правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику подпрограммы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - в случае, указанном в абзаце первом пункта 16(2) настоящих Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается (п. 44(1) Правил).
Распоряжением Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 07 ноября 2006 года за N 104 в целях обеспечения коллегиальности и гласности при решении вопросов о включении граждан в списки получателей сертификатов, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 создана рабочая группа по работе с гражданами - участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Также утверждено Положение о рабочей группе по работе с гражданами -участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии с п.3 которого рабочая группа обеспечивает, в том числе и проверку правомерности включения гражданина в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов.
При этом в соответствии с пунктом 5 Положения рабочая группа также имеет право запрашивать в установленном порядке у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций информацию по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Установлено и сторонами не оспаривается, что .... --- был предоставлен статус вынужденных переселенцев. Решением комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами от --- указанный статус им продлен до ---.
На заседании комиссии --- Управления по делам миграции УВД Астраханской области по распределению жилья вынужденным переселенцам на основании сведений, предоставленных администрацией Кировского района г. Астрахани и Положения о жилищном благоустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 845 от 8 ноября 2000 года, а также пункта 8 Порядка ведения сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), и предоставленного им указанного жилья, утвержденного приказом Минфедерации России от 10 апреля 2001года N 31, принято решение о включении с --- в Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) под N--- и с --- в Сводный список первоочередников под N--- Васильеву З.А., в составе семьи 5 человек, в том числе детей: ...
Из материалов дела установлено, что в феврале 2012 года Васильева З.А. обратилась в администрацию г.Астрахани с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи государственного жилищного сертификата на приобретение жилья, при этом представила весь необходимый пакет документов.
Указанные документы с учетным делом Васильевой З.А. были направлены Жилищным управлением администрации г. Астрахани в Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области для решения вопроса о предоставлении сертификата, которым --- в выдаче государственного жилищного сертификата Васильевой З.А. и членам её семьи было отказано.
Давая оценку указанным обстоятельствам, суд первой инстанции обоснованно установил, что Васильевой З.А. были представлены все документы, предусмотренные пунктом 19 и пунктом 44 Правил, том числе и выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, в связи с чем оснований для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата у Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области не имелось.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неправильном применении норм материального права и не являются основанием к отмене судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 23 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.