Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при секретаре Лисицыной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "На Маркина" Гусаковой Е.Б. на постановление Ленинского районного суда г. Астрахани от 27 июня 2012 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Ленинского районного суда г. Астрахани от 27 июня 2012 года ООО "Торговый центр "На Маркина" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе директор ООО "ТЦ "На Маркина" Гусакова Е.Б. ставит вопрос об отмене постановления суда и просит в связи с пропуском срока привлечения к административной ответственности, а также отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения производство по делу прекратить.
Представитель Управления службы природопользования и охраны окружающей среды по Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения директора ООО "ТЦ "На Маркина" Гусакову Е.Б. и её представителя Григорьева К.Э., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что прокуратурой "адрес" в период с 20 марта 2012 года по 11 апреля 2012 года с привлечением государственного инспектора отдела охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в деятельности ООО "ТЦ "На Маркина" при эксплуатации мест торговли по адресу: "адрес" "адрес"
По результатам проведенной проверки составлен акт от 20 марта 2012 года, из которого следует, что ООО "ТЦ "На Маркина" допустило нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, а именно: территория мест торговли "На Маркина" фрагментарно захламлена отходами производства и потребления, пищевыми отходами, картоном, полиэтиленом, бумагой; вблизи рыбного рынка и на территории рынка установлен факт размещения отходов производства и потребления пищевых отходов рыбной чешуи; прилегающая к контейнерной площадке территория захламлена отходами упаковочного материала, картонными коробками, бытового мусора, которые размещены на почве.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Таким образом, материалами дела подтверждается совершение заявителем объективной стороны вменяемого правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Субъективная сторона (вина) заключается в том, что общество имело возможность хранить отходы в установленном местах и с соблюдением правил их размещения, своевременно их вывезти с территории, однако не предприняло надлежащих мер и не проявило должной заботливости и осмотрительности при исполнении обязанностей в сфере охраны окружающей среды.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно п.п. 1, 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО ТЦ "На Маркина" состава административного правонарушения не состоятельны по следующим основаниям.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления подтверждаются актом осмотра территории от 20 марта 2012 года, фотоснимками и другими материалами дела.
Доводы жалобы о том, что не определены границы рынка, в связи с чем, отходы производства и потребления возможно обнаружены на территории прилегающего рынка суд считает несостоятельными, поскольку согласно акту от 20 марта 2012 года осмотр произведен на территории рынка ООО "ТЦ "На Маркина" по адресу: "адрес". Приложенные к акту фотоснимки, на которых изображены металлические контейнеры с разбросанным около них мусором, привязаны к конкретному месту и находятся на прилегающей территории ООО "ТЦ "На Маркина".
Вопреки доводам жалобы директора общества, при проведении государственного контроля и привлечении заявителя к административной ответственности нарушений норм действующего законодательства допущено не было.
Всем доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам административного законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, здоровья граждан.
Таким образом, районный суд правильно установил, что общество осуществляло свою производственную деятельность с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, установленных действующим законодательством и его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об истечении срока привлечения к административной ответственности 20 июня 2012 года необоснованны, поскольку проверка проводилась 20 марта 2012 года и постановление о признании ООО "ТЦ "На Маркина" виновным в совершении административного правонарушения и назначении наказания вынесено 27 июля 2012 года.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление о привлечении ООО "ТЦ "На Маркина" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Иные доводы жалобы выводов районного суда не опровергают, а лишь сводятся к их переоценке, поэтому оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Вид и размер административного наказания назначены судьей в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и определены с учетом личности правонарушителя и характера совершенного им административного правонарушения. Наказание назначено судом в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление Ленинского районного суда г. Астрахани от 27 июня 2012 года оставить без изменения, жалобу директора ООО "Торговый центр "На Маркина" Гусаковой Е.Б. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.