Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гантимурова И.А.
судей Захаровой Т.А., Изоткиной И.В.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области - Мещеряковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда к ГКУ "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда" о признании бездействия незаконным, обязании предоставить Корчуганову Антону Геннадьевичу меру социальной поддержки,
по апелляционной жалобе ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 21 июня 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в порядке ст. 45 ГПК РФ к ГКУ "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда" о признании бездействия незаконным, обязании предоставить Корчуганову Антону Геннадьевичу меру социальной поддержки - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГКУ "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда", выразившееся в непредставлении Корчуганову Антону Геннадьевичу проживающему по адресу "адрес" меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение.
Обязать ГКУ "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда" предоставить Корчуганову Антону Геннадьевичу, проживающему по адресу "адрес", меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов от размера платы за жилое помещение.
Обязать ГКУ "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести Корчуганову Антону Геннадьевичу, проживающему по адресу "адрес", возмещение расходов по оплате за жилое помещение, с 01 ноября 2011 года до 21 июня 2012 года".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав представителя ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда - по доверенности Н.Ю.М.., представителя Министерства социальной защиты Волгоградской области по доверенности К.М.В.., поддержавших доводы жалобы, возражения Корчуганова А.Г. против доводов жалобы, прокурора Мещерякову Л.В., полагавшую решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском к ГКУ "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда" о признании бездействия незаконным, обязать предоставить Корчуганову А.Г. меру социальной поддержки по оплате 50% занимаемой общей площади жилого помещения.
В обосновании иска указал, что ответчик в нарушение требований законодательства с ноября 2011 года не предоставляет Корчуганову А.Г., относящемуся к льготной категории граждан из подразделений особого риска, меру социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов занимаемой общей площади.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить ввиду неправильного применения норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", социальная поддержка граждан, на которых распространяется действие данного Закона, - система мер, обеспечивающая их социальные гарантии, устанавливаемые данным Законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 настоящего Закона меры социальной поддержки предоставляются гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в частности по оплате в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в том числе и членам их семей, совместно с ними проживающими.
Законом полномочия по предоставлению льготной оплаты жилья и коммунальных услуг делегированы Правительством РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию данной меры социальной поддержки такой категории лиц предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан (инвалидам) мер социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги определен Федеральным законом N181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Волгоградской области N1735-ОД от 10.07.2008 года "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", постановлением Главы Администрации Волгоградской области N1621 от 26.11.2008 года "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета" (с изменениями и дополнениями от 28.07.2009 года).
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Корчуганову А.Г. с 28.12.2009 года по категории инвалид общего заболевания 2 группы были предоставлены меры социальной поддержки в соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за коммунальные услуги.
С 01.09.2011 года Корчуганов А.Г. является инвалидом 2 группы по заболеванию, полученному при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "в" пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 2123-1.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.05.2007 года, Корчуганову А.Г. на праве собственности принадлежит квартира "адрес".
09.11.2011 года Корчуганов А.Г. обратился в ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда о предоставлении меры социальной поддержки по льготной категории "Подразделение особого риска (далее ПОР)-Ветераны (подпункты А-Г).
Однако ГКУ ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда было отказано Корчуганову А.Г. в предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг в размере 50% от занимаемой общей площади.
Удовлетворяя требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия незаконным, о понуждении предоставить Корчуганову Антону Геннадьевичу меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции исходил из того, что указанная льгота распространяется на всех без исключения собственников помещений многоквартирного дома, относящихся к категории граждан, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предотвращение экологически опасной деятельности, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных. В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в пункт 4 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, вследствие которых льготы, гарантированные ранее указанным гражданам, стали предоставляться гражданам, проживающим в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование, содержащееся в указанных положениях, оставлено без изменений.
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что объем и условия предоставления мер социальной поддержки тем или иным категориям граждан отнесено к компетенции федерального законодателя, который определяет организационно-правовые формы и механизмы реализации социальной защиты, в том числе и определяет лиц, нуждающихся в такой поддержке. Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15.01.2008 г. N 156-О-О указал на то обстоятельство, что лица, проживающие в жилых помещениях, находящихся в домах кооперативов, а также в жилых помещениях, приобретенных по договору купли-продажи и иным гражданско-правовым договорам (мена, дарение и др.), не отнесены к категории лиц, имеющих право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади, само по себе их конституционные права не нарушает, поскольку в силу ранее выраженных Конституционным Судом РФ и сохраняющих свою силу правовых позиций решения законодателя о способах возмещения вреда, критериях его дифференциации или адресности не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства перед законом, гарантированного ст. 19 Конституции РФ.
Однако жилое помещение принадлежащее Корчуганову А.Г. приобретено им в порядке наследования, а не приватизации, в силу которой происходит бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном им муниципальном жилищном фонде.
С учетом изложенного выводы суда о предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг в размере 50% от занимаемой общей площади Корчуганова А.Г. нельзя признать законным, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда у суда не имелось.
Вследствие изложенного, постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом лишь допущено неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные отношения, поэтому судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору Красноармейского района г. Волгограда отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 21 июня 2012 года отменить, принять новое решение, которым
в удовлетворении исковых требований прокурору Красноармейского района г. Волгограда к ГКУ "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда" о признании бездействия незаконным, о понуждении предоставить Корчуганову Антону Геннадьевичу меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.