Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Манаенковой Е.Н.,
судей Кравцовой Е.В., Козловской Е.В.
при секретаре Маренковой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Волгоградской области в лице представителя по доверенности Мордовиной О.В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 июня 2012 года, которым исковые требования Максимовой О.Я. к Военному комиссариату Волгоградской области о перерасчете назначенных пенсий по случаю потери кормильца с учетом повышения, взыскании недополученной пенсии - удовлетворены. Суд обязал Военный комиссариат Волгоградской области произвести перерасчет и выплатить пенсию Максимовой О.Я. в увеличенном размере по случаю потери кормильца за период с 01.02.1993 года по 01.01.2012 года в размере ".......".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя Военного комиссариата Волгоградской области - Мордовину О.В., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Максимова О.Я. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Волгоградской области о перерасчете назначенных пенсий по случаю потери кормильца с учетом повышения, взыскании недополученной пенсии, в обосновании требований указав, что она является вдовой участника (ветерана) боевых действий. С 01.07.1987 года истец является получателем пенсии по случаю потери кормильца, в размере, установленном для данной категории лиц денежного довольствия. Военный комиссариат Волгоградской области на ее обращение отказал в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца по п. "г" ст. 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 года. Считает отказ в перерасчете пенсии незаконным и необоснованным и просила обязать Военный комиссариат Волгоградской области произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца в увеличенном размере, начиная с 01.02.1993 года по настоящее время в размере ".......".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Волгоградской области в лице представителя по доверенности Мордовиной О.В. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, указывая, что Максимова О.Я. не относится к той категории лиц, которым на основании ст.45 ФЗ N 4468-1 от 12.02.1993 года предусмотрено повышение пенсии просит решение суда, ввиду неправильного применения судом норм материального права, отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции Максимова О.Я. и ее представитель Усенков В.А. не явились, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров или военную службу по контракту, а также их семей производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу ст. 3 указанного Закона лицам, которые в период Великой Отечественной войны занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, предусмотренных настоящим Законом для лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, и их семей. На таких же основаниях назначаются пенсии бывшим военнослужащим срочной службы, которые в период Великой Отечественной войны занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям.
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В статье 45 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий
Так, в соответствии с пунктом "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (в редакции Федерального закона от 03.12.2007 г. N 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" - на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости, исходя из этого увеличения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Максимова О.Я. является вдовой М.М.А., участника Великой отечественной войны, умершего ".......".
С 01.07.1987 года ей назначена и выплачивается Военным комиссариатом Волгоградской области пенсия по случаю потери кормильца, размер которой определен без учета повышения, предусмотренного п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1.
Согласно ст. 46 Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1, при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что члены семьи погибшего ветерана боевых действий или участника Великой Отечественной войны, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца по нормам данного Закона, имеют право на повышение ее размера в порядке, установленном п. "г" ч. 1 ст. 45 названного Закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе.
Судом правильно определены и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также правильно, по мнению судебной коллегии, истолкованы и применены нормы материального права, в то время, когда доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании как смысла (содержания) норм применяемого закона, так и общих принципов последнего.
Исходя из содержания ст. ст. 1, 5 (ч. 1, ч. 2 и 3), 6 и иных норм Закона N 4468-1, положения данного закона распространяются как на самих пенсионеров из числа бывших военнослужащих, так и на членов их семей (в том числе и в случае гибели военнослужащего в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 4468-1), если иное прямо не указано в самом Законе N 4468-1. Положения ст. 45 данного закона таких исключений не содержат, а из части 2 данной статьи прямо вытекает, что положения части первой этой же нормы распространяются на лиц, указанных в статье первой, а также на членов семей этих лиц, а из текста абзаца первого части первой ст. 45 Закона N 4468-1 прямо следует, что право на повышение, предусмотренное данной нормой, имеют и пенсионеры по случаю потери кормильца.
Правовая позиция Военного комиссариата Волгоградской области несостоятельна также в силу того, что следует учитывать и то обстоятельство, что в ином случае положения вышеуказанной нормы будут являться фактически неприменимыми к членам семей погибших военнослужащих, что противоречит смыслу данной нормы и ее прямому тексту.
При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что лица, обладающие самостоятельным статусом ветерана боевых действий или участника Великой отечественной войны, не могут практически являться одновременно и получателями пенсии по случаю потери кормильца с учетом права на такое повышение, поскольку, в силу положения ст. 46 Закона N 4468-1, не может иметь места двойного повышения спорной песни.
Таким образом, изложенное выше свидетельствует о том, что доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену оспариваемого судебного решения в силу их несостоятельности.
При определении подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца суммы недоплаченной пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячная недоплата к пенсии Максимовой О.Я., получаемой ею по случаю потери кормильца на основании Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г., в размере 16 % составляет ".......".
Данный размер ежемесячной недоплаты к пенсии указан истцом в исковом заявлении и не оспаривался ответчиком, более того, полностью согласуется с его расчетом представленным представителем Военного комиссариата Волгоградской области в суд апелляционной инстанции, который также произведен из расчета ежемесячной недоплаты к пенсии в размере ".......". В связи с чем, правильность произведенного судом расчета подлежащей взысканию суммы недоплаченной пенсии, в части расчета ее исходя их суммы ежемесячной недоплаты к пенсии в размере ".......", а также за период с 01.02.1993 года по 01.01.2012 года, судебной коллегий в силу ст. 327.1 ГПК РФ не проверяется, поскольку сторонами не оспаривается.
Между тем, путем простого арифметического подсчета подлежащей взысканию с ответчика суммы недоплаты к пенсии, исчисленной исходя из суммы ежемесячной недоплаты в размере "......." за период с 01.02.1993 года по 01.01.2012 года, следует, что общая сумма подлежащей взысканию недоплаты за определенный судом период составляет "......." ( "......." (сумма ежемесячной недоплаты) х 227 (количество месяцев за период с 01.02.1993 года по 01.01.2012 года)).
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части взысканной суммы, снизив ее с "......." до "......." и указав на обязанность Военного комиссариата Волгоградской области произвести перерасчет и выплатить пенсию Максимовой О.Я. в увеличенном размере по случаю потери кормильца за период с 01.02.1993 года по 01.01.2012 года в размере ".......".
В остальной части решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 июня 2012 года изменить, в части подлежащей выплате суммы, указав на обязанность Военного комиссариата Волгоградской области произвести перерасчет и выплатить пенсию Максимовой О.Я. в увеличенном размере по случаю потери кормильца за период с 01.02.1993 года по 01.01.2012 года в размере ".......".
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Волгоградской области в лице представителя по доверенности Мордовиной О.В. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.