судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Мун Г.И.,
судей: Петрушенко Ф.П., Асатиани Д.В.
при секретаре: О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Волгоградского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязанностей,
по апелляционному представлению прокурора Волгоградской транспортной прокуратуры Ч.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 декабря 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования и.о. Волгоградского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о признании незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию мер в муниципальную собственность пешеходного моста, расположенного на перегоне станций Бекетовская - Сарепта на 18 км пикет 1 над железнодорожными путями и понуждении Администрации Волгограда в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подать в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет пешеходного моста, расположенного на перегоне станций Бекетовская - Сарепта на 18 км пикет 1 над железнодорожными путями - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. Волгоградского транспортного прокурора обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, выразившегося в неисполнении обязанности по принятию в муниципальную собственность пешеходного моста, расположенного на перегоне станций Бекетовская - Сарепта на 18 км. пикет 1 над железнодорожными путями и возложении обязанности на администрацию города Волгограда в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подать в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет пешеходного моста, расположенного на перегоне станций Бекетовская - Сарепта на 18 км. пикет 1 над железнодорожными путями.
В обоснование требований указал, что Волгоградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в районе пешеходного моста, расположенного на перегоне станций Бекетовская - Сарепта на 18 км. пикет 1 над железнодорожными путями, в ходе которой было установлено, что состояние указанного моста аварийное, угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и пешеходов. Также в ходе данной проверки было выявлено, что данный мост на балансе органа местного самоуправления не состоит, является бесхозяйным имуществом, в связи с чем, ремонтные работы никем не производятся. На балансе предприятий Волгоградского региона Приволжской железной дороги мост также не состоял и не состоит. До настоящего времени администрация Волгограда в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 "Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", не обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет пешеходного моста. Вследствие указанного бездействия администрации Волгограда создаются предпосылки для нарушения целостности и сохранности указанного объекта, безопасности его эксплуатации, что в свою очередь влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Волгоградской транспортной прокуратуры Ч. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, выслушав объяснения помощника Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры К., представителя ОАО "РЖД" А., поддержавших доводы апелляционного представления, представителя администрации Волгограда У., возражавшей относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктами 4, 5 положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580 закреплено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на территории Кировского района г. Волгограда находится пешеходный мост, расположенный на перегоне станций Бекетовская - Сарепта на 18 км пикет 1 над железнодорожными путями.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами Мостоиспытательной станции Дорожного центра диагностики путевого хозяйства г.Саратова была проведена проверка, в ходе которой установлено, что состояние указанного пешеходного моста аварийное, угрожает безопасности движения железнодорожного транспорта и пешеходов.
Комиссионным осмотром пешеходного моста, расположенного на перегоне станций Бекетовская - Сарепта на 18 км пикет 1 над железнодорожными путями, проведенным ДД.ММ.ГГГГ Волгоградской транспортной прокуратурой установлено, что дефекты, выявленные ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не устранены, и имеют дальнейшее развитие. При этом в настоящее время техническое состояние данного объекта является критическим и продолжает угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и пешеходов.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "...", в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) объекта запроса - пешеходного моста, расположенного по адресу: Волгоградская область, перегон станций Бекетовская - Сарепта на 18 км. пикет 1 над железнодорожными путями.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что в силу требований ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, орган местного самоуправления лишь вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного в случае наличия достоверных сведений о том, что данное имущество является бесхозяйным, то есть данные правовые нормы не обязывают.
В апелляционном представлении транспортный прокурор указывает, что пешеходный мост является бесхозяйным имуществом, поскольку на балансе органа местного самоуправления и балансе ОАО "РЖД" не числится, и поэтому администрация Волгограда обязана была подать заявление о принятии на учет пешеходного моста.
Данный довод является несостоятельным в силу следующего.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов, приобретение контейнеров, электропоездов (вагонов) для перевозок пассажиров в пригородном сообщении, строительство жилых домов и объектов непроизводственного назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников, регулирует и устанавливает Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 07.11.2011) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 07.11.2011) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
В силу ч.4 ст. 87 Земельного кодекса РФ данные земли являются федеральной собственностью.
Исходя из содержания и смысла указанных норм следует, что данные земли и объекты недвижимости находящиеся на них, не могут быть переданы в собственность муниципальных образований.
Из сообщения Территориального управления Росимущества в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сведения на объект недвижимости: пешеходный мост, расположенный по адресу: г. Волгоград, Кировский район на перегоне ст. Бекетовская - Сарепта на 18 км. пикет 1, в реестр федерального имущества Волгоградской области не представлялись.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пешеходные настилы, тонелли, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорт.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 26.12.2005 N 2265р утверждено Положение об организации работы по профилактике непроизводственного травматизма, проведения служебного расследования и учета в ОАО "РЖД" случаев травмирования граждан.
Согласно п. 2 указанного Положения, для предотвращения травматизма на железных дорогах, граждан, в т.ч. пассажиров, железные дороги ОАО "РЖД" и их структурные подразделения должны обеспечивать в исправном состоянии пассажирские обустройства и объекты железнодорожного транспорта, а также строительство пешеходных мостов и тоннелей.
Пунктом 5 Положения установлено, что финансирование мероприятий по предупреждению случаев травмирования граждан на железнодорожном транспорте, производится за счет железных дорог.
В соответствии с ч.2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поскольку деятельность ОАО "РЖД" связана с повышенной опасностью для окружающих и нормами действующего законодательства, именно на него возложена обязанность по предотвращению вредных последствий этой деятельности, судебная коллегия приходит к выводу, что пешеходный мост находится в полосе отвода железной дороги, на балансе администрации муниципального района не состоит и находится в аварийном состоянии.
Таким образом, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно. Обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционного представления, основанные на неверном толковании норм материального права, оспаривающие выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Новых доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционное представление не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Волгоградской транспортной прокуратуры Ч. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.