Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Кравцовой Е.В., Жабиной Н.В.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гордеева Е.В. к ФКУ " "Наименование"", Главному управлению кадров Министерства обороны РФ, Военному комиссариату Волгоградской области о признании права на социальные гарантии, понуждении к выдаче удостоверения
по апелляционной жалобе представителя Гордеева Е.В. - Моисеевой С.Ф., действовавшей на основании доверенности
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 июня 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований Гордеева Е.В. к ФКУ " "Наименование"", Главному управлению кадров Министерства обороны РФ, Военному комиссариату Волгоградской области о признании права на социальные гарантии, предусмотренные для ветеранов боевых действий ФЗ "О ветеранах", понуждение к выдачи удостоверения ветерана боевых действий отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя Гордеева Е.В.- Моисееву С.Ф., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, возражения по ним представителя Военного комиссариата Волгоградской области Мордовиной О.В., действующей на основании доверенности, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гордеев Е.В. обратился с иском к ФКУ " "Наименование"", Главному управлению кадров Министерства обороны РФ, Военному комиссариату Волгоградской области о признании права на социальные гарантии, предусмотренные для ветеранов боевых действий ФЗ "О ветеранах", понуждении к выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в Военной комендатуре "......." района Чеченской республики в составе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, принимал участие в боевых действиях (контртеррористических операциях), о чем имеется запись в п. 17 Военного билета. Приказами Военного коменданта "......." района от ДД.ММ.ГГГГ N "..." и ДД.ММ.ГГГГ N "..." истец награжден нагрудными знаками "Участнику боевых действий" и "За службу на Кавказе", о чем также имеется запись в п. 21 "Государственные награды" Военного билета. Он также награжден Грамотой Военного коменданта за образцовое выполнение воинского долга, проявленное мужество и высокий профессионализм, а его родителями получено Благодарственное письмо за исполнение им обязанностей по наведению конституционного порядка на территории Чеченской республики. Он неоднократно принимал участие в проведении мероприятий, направленных на поддержание конституционного порядка. Полагает, что является ветераном боевых действий и имеет право на получение социальных гарантий предусмотренных законом "О ветеранах". Однако, ссылаясь на отсутствие приказов командира о его участии в боевых действиях, Отдел Военного комиссариата Волгоградской области по Даниловскому району отказывает ему в направлении документов для получения удостоверения ветерана, а ФКУ " "Наименование"" не признает его право на социальные гарантии, предусмотренные ФЗ "О ветеранах". Настаивая на признании права на социальные гарантии, предусмотренные для ветеранов боевых действий Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", просил обязать Федеральное казенное учреждение " "Наименование"" и Главное управление кадров Министерства обороны РФ выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Гордеева Е.В. - Моисеева С.Ф., оспаривая законность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 3 п. 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5 - ФЗ "О ветеранах" и п. 7 Приказа Министра обороны Российской Федерации N 1177 к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно -исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Для получения удостоверения военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, направляют обращения:
- в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центрального аппарата и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ, им подчиненных, а также в главных командованиях видов Вооруженных Сил РФ и командованиях родов войск Вооруженных Сил РФ (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных);
- в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил РФ, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил РФ.
Иные лица, указанные в пункте 7 Приказе Министра обороны Российской Федерации N 1177, обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, а проживающие в Калининградской области - в комиссию Балтийского флота.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ" утвержден Приказом Министра обороны РФ от 02 ноября 2009 г. N 1177. Указанный Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".
В целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах РФ образовываются: в военных округах, на флотах - комиссии военных округов, флотов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии); в центральном аппарате Министерства обороны РФ (далее именуется - центральный аппарат) -центральная комиссия Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется -центральная комиссия).
На центральную комиссию возлагается руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью, а также принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений в случаях, когда комиссии не могут принять соответствующего решения.
Организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии осуществляется Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Главное управление кадров), комиссий - соответствующими кадровыми органами.
Главное управление кадров обеспечивает бланками удостоверений кадровые органы военных округов, флотов (далее именуются - кадровые органы) в соответствии с поданными ими заявками.
В соответствии с требованиями п. 9 Приказа Министра обороны Российской Федерации N 1177 к обращению прикладываются две фотографии размером 3x4 см и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях:
- для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, -выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное их участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал;
- для лиц гражданского персонала - выписки из приказов, донесений соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях, утвержденные руководителем контртеррористической операции, или реализованный наградной материал;
- для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе 111 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
По итогам рассмотрения комиссия принимает решение о выдаче (отказе) удостоверения в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.
Судом установлено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гордеев Е.В. проходил военную службу в Военной комендатуре "......." района Чеченской республики в составе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе.
В военном билете Гордеева Е.В. имеется запись о том, что он принимал участие в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики составе ОГВ (с).
Приказами Военного коменданта "......." района от ДД.ММ.ГГГГ N "..." и ДД.ММ.ГГГГ N "..." Гордеев Е.В. награжден нагрудными знаками "Участнику боевых действий" и "За службу на Кавказе", о чем также имеется запись в п. 21 военного билета: "Государственные награды" Военного билета.
Также Гордеев Е.В. награжден Грамотой Военного коменданта за образцовое выполнение воинского долга, проявленное мужество и высокий профессионализм, а его родителями получено Благодарственное письмо за исполнение Годреевым Е.В. обязанностей по наведению конституционного порядка на территории Чеченской республики.
Согласно Служебно-боевой характеристике, истец неоднократно принимал участие в проведении мероприятий, направленных на поддержание конституционного порядка.
К председателю комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с просьбой выдать удостоверение ветерана боевых действий Гордеев Е.В. не обращался.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, пояснениями сторон в суде.
При таких данных суд пришел к выводу о нарушении Гордеевым Е.В. порядка получения удостоверения ветерана и отсутствии спора между ним, ФКУ " "Наименование"", Главным управлением кадров Министерства обороны РФ, ввиду чего отказал в иске.
Указанный вывод суда следует признать правильным, в должной степени мотивированным, основанным на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств, верном применении материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, истцом не соблюден порядок обращения в Комиссию с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий. Истец в полномочную комиссию с заявлением не обращался, его вопрос рассмотрен не был. Между тем Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" предусмотрен порядок выдачи удостоверений, согласно которому истец самостоятельно обращается в полномочную комиссию и представляет документы, перечисленные в Приказе Министра обороны Российской Федерации.
В этой связи доводы апелляционной жалобы представителя истца об отсутствии выводов суда о наличии или отсутствии у него права на получение удостоверения ветерана боевых действий основанием для отмены решения служить не могут, поскольку данный вопрос в установленном законом порядке разрешен не был.
Кроме того, Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), не определяет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, - решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "ж" ч. 1), является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
В отношении граждан Российской Федерации, выполнявших свой конституционный долг по защите Отечества, соответствующее правовое регулирование основывается не только на общих предписаниях ст. 7, 21 (ч. 1) и 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, направленных на создание условий, обеспечивающих гражданам достойную жизнь и гарантирующих их социальную защищенность, но и на других ее положениях, прежде всего содержащихся в преамбуле и ст. 59 (ч. 1), чем предопределяется необходимость решения в законодательном порядке вопросов, связанных с признанием заслуг тех, кто проявил мужество и героизм, отстаивая суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации с риском для жизни и здоровья, и предоставлением им соответствующих мер социальной поддержки.
Федеральный закон "О ветеранах", закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его ст. 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.
Для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись (определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О, от 19 марта 2009 года N 181-О-О и др.).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Подпунктом "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 09 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а с 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции.
Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий. Однако, один факт прохождения службы на территории Чеченской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий не является.
Поскольку документальных данных, подтверждающих выполнение Гордеевым Е.В. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы), в материалах дела не имеется, заявление истца о наличии у него правовых оснований для присвоения ему статуса ветерана боевых действий является необоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гордеева Е.В. - Моисеевой С.Ф. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.