Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Петрушенко Ф.П., Манаенковой Е.Н.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Комитету по строительству администрации Волгоградской области о признании незаконными действий по возврату учетного дела, возложении обязанности о принятии решения по предоставлению ей жилого помещения на праве собственности за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета,
по апелляционной жалобе Комитета по строительству администрации Волгоградской области в лице представителя А.,
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 21 мая 2012 года, которым постановлено:
Восстановить П. срок для подачи искового заявления.
Исковые требования П. к Комитету по строительству Администрации Волгоградской области о признании отказа в предоставлении жилого помещения на праве собственности приобретаемого за счет субвенций незаконным, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на праве собственности приобретаемого за счет субвенций в установленном законом порядке - удовлетворить.
Признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области по возврату учетного дела П. в Управление по жилищной политике администрации Волгограда.
Обязать Комитет по строительству Администрации Волгоградской области в течение 30 дней с момента поступления учетного дела П. в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области принять решение о предоставлении жилого помещения на праве собственности приобретаемого за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области в соответствии с федеральным законом от 12.01.1995 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. обратилась в суд с иском к Комитету по строительству администрации Волгоградской области, в котором просила возложить обязанность на ответчика предоставить ей жилое помещение на праве собственности, предусмотренное инвалиду Великой Отечественной Войны 1941-1945 года приобретенного за счет субвенций Федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указала, что она является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Постановлением главы Волгограда от 19.05.2010 года N1156 она была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в единый общий список под номером ".......", список граждан по категориям, определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, в том числе полномочиями по обеспечению жилыми помещениями которых за счет средств федерального бюджета переданы Волгоградской области под N185.
В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N714 она имеет право на получение социальной выплаты по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением по жилищной политике Администрации Волгограда в ее адрес направлено письмо, согласно которому, в соответствии с письмом территориального управления по "......." району Волгограда управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "..." она не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года N10496-СК\07. С данным отказом она не согласна, поскольку полагает, что нарушены ее конституционные права.
Впоследствии П. заявленные исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила, просила суд восстановить срок для подачи искового заявления, признать незаконными действия Комитета по строительству Администрации Волгоградской области по возврату учетного дела в Управление по жилищной политике администрации Волгограда. Обязать Комитет по строительству Администрации Волгоградской области в течение 30 дней с момента поступления ее учетного дела в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области принять решение о предоставлении ей жилого помещения на праве собственности за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области в соответствии с федеральным законом от 12.01.1995 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет по строительству администрации Волгоградской области в лице представителя А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснение представителя Комитету по строительству администрации Волгоградской области А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, П., ее представителя К., возражавших относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N "..." П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей.
На основании письма первого заместителя начальника Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области N "..." от ДД.ММ.ГГГГ П. была исключена из списка ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов, которым предоставляются жилые помещения на праве собственности или по договору социального займа, за счет субвенций федерального бюджета в 2010 году и Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области учетное дело П. было возвращено в Управление по жилищной политике Администрации Волгограда.
ДД.ММ.ГГГГ П. направлено письмо, в котором сообщалось, что она не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года N 10496-СК/07.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, предоставляются все меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, к которым по формам и объему предоставляемых льгот социальной поддержки приравнены несовершеннолетние узники концлагерей.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
Также нельзя признать правомерной ссылку в решении суда на Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".
В соответствии с этим Указом бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
С учетом изложенных обстоятельств у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714.
Однако следует учитывать, что ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах". Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп. 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Не может судебная коллегия согласиться с выводом суда первой инстанции и в части восстановления срока для обращения в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом П. не отрицала получение в "......." 2010 года письма в котором сообщалось, что она не подлежит обеспечению жильем.
Вместе с тем с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области П. обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
Как видно из вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств П. обратилась в суд за пределами срока обращения в суд с таким заявлением.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, поэтому оно подлежит отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 21 мая 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
В иске П. к Комитету по строительству администрации Волгоградской области о признании незаконными действий по возврату учетного дела, возложении обязанности о принятии решения по предоставлению ей жилого помещения на праве собственности за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.