Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Мун Г.И.
судей Козловской Е.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Чернове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Волгограда на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Н. к администрации Волгограда, Комитету земельных ресурсов Администрации Волгограда. Признаны незаконными решение комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ о возможности предоставления земельного участка (учетный N "..."), испрашиваемого Н. для размещения индивидуального жилого дома по "адрес", между домами N N "..." в "адрес" и отказ Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в согласовании схемы расположения земельного участка. На Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда возложена обязанность согласовать схему расположения земельного участка (учетный N "...") для размещения индивидуального жилого дома по "адрес", между домами N N "..." в квартале N "..." в "адрес".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Козловской Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконными решения комиссии Администрации Волгограда, отказа Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда в согласовании схемы расположения земельного участка, понуждении в согласовании схемы расположения земельного участка, на том основании, что ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда было принято решение о возможности предоставления земельного участка (учетный N "..."), для размещения индивидуального жилого дома по "адрес", между домами N "..." и N "..." в "адрес" Н. и публикации сообщения о приеме заявлений о возможности предоставления в аренду земельного участка. После чего, Администрацией Волгограда в официальных СМИ и на сайте администрации Волгограда в сети Интернет была размещена информация о предоставлении указанного земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство. В течение установленного законом времени, других заявлений на предоставление данного участка не поступило и Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда было дано заключение о формировании указанного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и согласована схема расположения земельного участка на размещение индивидуального жилого дома. Однако, при рассмотрении данной схемы Комитетом земельных ресурсов Администрации Волгограда, в ее согласовании было отказано, а ранее принятое комиссией по градостроительству и земельным отношениям решение от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ о возможности предоставления указанного земельного участка (учетный N "..." отменено. Считая такую отмену решения комиссии несоответствующей требованиям ст.30.1 ЗК РФ, п.2.2.1 и п. 2.2.2. постановлениям администрации Волгограда N "..." от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде", просила признать незаконным решение комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ о возможности предоставления земельного участка (учетный N "..."), испрашиваемого Н., для размещения индивидуального жилого дома по "адрес", между домами N N "..." в "адрес"; признать незаконным отказ Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы расположения вышеуказанного земельного участка, изложенного в письме N "..."; и обязать Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда согласовать схему расположения вышеуказанного земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм процессуального права, просит его отменить.
Представители администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда, Комитета по строительству и архитектуре Администрации Волгограда, Ю. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствии.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Н. - Г.поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Решение комиссии является актом органа местного самоуправления; постановлением администрации города Волгограда от 11 июня 2004 г. N 791 создана комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда для рассмотрения комплекса вопросов, связанных с градостроительством, земельными отношениями; все принятые комиссией решения влияли на права и обязанности истца при предоставлении земельного участка, создавали для нее юридические последствия, в связи с чем, могут быть обжалованы.
Согласно ст.ст. 28-30 ЗК РФ - земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду? Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.30.1 ЗК РФ - земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, ?без предварительного согласования места размещения объекта? Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Процедура рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков для строительства объекта и самого предоставления таких участков в г.Волгограде установлена "Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде", утвержденным постановлением администрации Волгограда N 790 от 11.06.2004г.
Судом установлено, что Н. в июле 2007 г. обратилась в администрацию Волгограда и Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью 366 кв.м., расположенного в квартале N "..." по "адрес" между индивидуальными жилыми домами N N "..." в "адрес", для размещения индивидуального жилого дома.
Впоследствии, в период с 2007г. по апрель 2010г. Н. также неоднократно обращалась в администрацию Волгограда с заявлениями о предоставлении ей указанного земельного участка - как для размещения индивидуального жилого дома, так и для размещения блокированного жилого дома, что подтверждается выписками из протоколов заседания комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, градостроительным заключением Комитета по градостроительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии заявленного земельного участка для строительства блокированного жилого дома градостроительной документации и заключением Комитета по градостроительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ о формировании земельного участка для размещения индивидуального жилого дома, а также письмами Комитета по градостроительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ N N "...", от ДД.ММ.ГГГГ N "...", согласно которым Н. земельный участок испрашивался для размещения индивидуального жилого дома; информационным сообщением администрации Волгограда, опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", согласно которого указанный земельный участок предоставляется под строительство индивидуального жилого дома.
Решениями комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда за 2007-2009 гг. рассмотрение обращения Н. о предоставлении участка откладывалось, а затем Н. было отказано по причине обременения участка правами третьих лиц, а именно: в связи с нахождением на участке металлического гаража, который впоследствии был демонтирован.
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда было принято положительное решение о возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства и об опубликовании сообщения о приеме иных заявлений о возможности предоставления в аренду данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Волгограда опубликовала в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" и на официальном сайте в сети Интернет www.volgadmin.ru информационное сообщение о предоставлении указанного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома
ДД.ММ.ГГГГ администрация Волгограда направила Н. письмо N "...", согласно которого администрацией принято решение о возможности формирования спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства и об опубликовании в официальных СМИ и размещении на сайте сообщения о приеме иных заявлений о возможности предоставления в аренду данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ письмом N N "..." Комитет по градостроительству и архитектуре сообщил Н. об отсутствии заявок на предоставление данного участка от иных лиц в течение месяца после произведенной публикации.
Таким образом, в течение установленного ч.3 ст.30.1 ЗК РФ месячного срока со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка - соответствующих заявлений от иных лиц, не поступило, что согласно указанной нормы исключает проведение торгов и должно повлечь за собой предоставление участка первоначальному заявителю Н..
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по градостроительству и архитектуре была рассмотрена изготовленная МУП "Кадастр" ДМИ администрации Волгограда за счет истца Н. схема расположения земельного участка на размещение индивидуального жилого дома и по результатам такого рассмотрения сделано положительное заключение о формировании земельного участка рег. N "..." от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого возможно предоставление земельного участка истцу Н. в аренду под строительство индивидуального жилого дома, что соответствует разрешенному использованию участка и территориальной зоне застройки.
ДД.ММ.ГГГГ на основании данного заключения Комитетом по градостроительству и архитектуре схема расположения земельного участка на размещение индивидуального жилого дома была согласована.
Однако впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Комитет земельных ресурсов отказал Н. в согласовании вышеуказанной схемы расположения участка и ДД.ММ.ГГГГ Комитет по градостроительству и архитектуре сообщил Н. о принятии комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда решения от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решений комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, принятых ранее по обращениям Н. о возможности предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Данный отказ и решение мотивированы ответчиками тем, что земельный участок находится, согласно Правил землепользования и застройки Волгограда, в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4 этажей, в связи с чем, не может быть предоставлен для размещения индивидуального жилого дома.
Удовлетворяя исковые требования Н., суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные правоотношения по предоставлению земельного участка под строительство возникли между истцом и ответчиками до вступления в силу вышеназванных Правил, утвержденных решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N "..." и введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В силу ст.3 ЗК РФ вещные права на земельные участки регулируются гражданским и земельным законодательством. При этом, гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных правоотношений.
Статьей 4 ч.1 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Решением Волгоградской городской думы от 15.09.2010г N 36/1087 не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до ведения его действие, т.е. данное решение не имеет обратной силы.
При таких данных, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о том, решение комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решений комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и отказ Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы расположения вышеуказанного земельного участка, изложенный в письме N "...", являются незаконными, как не несоответствующие требованиям ст.30.1 ЗК РФ и Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным постановлением администрации Волгограда N "..." от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.258 ГПК РФ - суд, признав заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) ?органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа ?устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу чего суд обоснованно, в порядке восстановления прав Н., возложил на Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда обязанность по согласованию схемы расположения земельного участка (учетный N "..."), испрашиваемого истцом, для размещения индивидуального жилого дома по "адрес", между домами "адрес" в "адрес".
Доводы апелляционной жалобы, что требования Н. заявлены в исковом порядке, в то время, как должны быть рассмотрены в порядке главы 25 ГПК РФ судебная коллегия не принимает в качестве оснований к отмене решения, поскольку, как указывалось в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "..." (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Довод апелляционной жалобы о том, что Н., пропущен срок обращения в суд, предусмотренной ст. 256 ГПК РФ, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку как следует из материалов дела, Н. за защитой нарушенного права первоначально обратилась в суд в январе 2012 года, т.е. в установленный 3-месячный срок.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 -330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Волгограда без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.