судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей Волковой И.А., Алябьева Д.Н.,
при секретаре Слета К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора в интересах Я. к администрации Серафимовичского муниципального района о внеочередном обеспечении жилой площадью,
по апелляционной жалобе главы Серафимовичского муниципального района Волгоградской области Щ.
на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2012 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию Серафимовичского муниципального района Волгоградской области предоставить вне очереди Я., жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Серафимовичского района Волгоградской области.
Взыскать с Администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области госпошлину в доход государства в размере ".......".
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения прокурора Л.В. Мещеряковой, возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Я. обратился в суд с иском к администрации Серафимовичского муниципального района о внеочередном обеспечении жилой площадью, в обоснование заявленных требований указав, что по обращению Я. проведена проверка соблюдения администрацией Серафимовичского муниципального района Волгоградской области его жилищных прав, в ходе которой было установлено, что распоряжением главы администрации Пронинского сельского поселения Серафимовичского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "..." Я. поставлен на учёт в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий, при этом до настоящего времени жилое помещение Я. не предоставлено.
Просил суд обязать администрацию Серафимовичского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить Я. благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм по месту жительства в Серафимовичском районе и взыскать с ответчика в доход государства судебные расходы по делу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава Серафимовичского муниципального района Волгоградской области Щ. оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, считая, что решение суда вынесено с нарушением положений Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закона Волгоградской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приёмным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приёмным родителям мер социальной поддержки" N 1144-ОД от 12 декабря 2005 года и Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" N 1147-ОД от 15 декабря 1995 года. Кроме того, апеллятор полагает, что суд, вынося решение, нарушил требования статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), а именно требования законности и обоснованности решения.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Указанная позиция корреспондирует с положениями абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором также указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, при этом, частью 3 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
На основании статьи 4 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дополнительные гарантии по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно статье 5 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Указанные положения Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплённые также и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизированы в жилищном законодательстве.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется и устанавливается Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года (далее по тексту - Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) и является обязательным во всех случаях.
С учётом соблюдения требований Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Законом Волгоградской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" N 1147-ОД от 15 декабря 1995 года определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области, из пункта 2 статьи 4 которого следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Я., зарегистрированный в "адрес", является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним жилье в х. Варламов признано непригодным для проживания, в связи с чем имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью.
На учёт Я. был поставлен в 2010 году, однако до настоящего времени Я. жильём не обеспечен.
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Я.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в отношении Я., имеющего статус ребёнка-сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ и принятого на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанности органом местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения не исполнены, в связи с чем постановил законное и обоснованное решение в части возложения обязанности на администрацию Серафимовичского муниципального района Волгоградской области предоставить Я. жилое помещение по установленным нормам.
Вместе с тем, судебная коллегия находит ошибочным решение суда в части взыскания с администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области в доход государства государственной пошлины в размере ".......", поскольку в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем судебная коллегия полагает, что решение суда в части взыскания с администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области в доход государства государственной пошлины в размере "......." подлежит отмене.
В остальной части постановленное судом решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что администрация Серафимовичского муниципального района Волгоградской области не может быть надлежащим ответчиком по данному дела судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления при рассмотрении настоящего дела юридического значения не имеет, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, субъектом бюджетных правоотношений не является.
Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области денежных средств, в связи с тем, исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления при рассмотрении настоящего дела юридического значения не имеет, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, субъектом бюджетных правоотношений не является.
Иных доводов, направленных на отмену решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2012 года отменить в части взыскания с администрации Серафимовичского муниципального района Волгоградской области в доход государства государственной пошлины в размере ".......".
В остальной части решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Серафимовичского муниципального района Волгоградской области Щ. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подпись.
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.