Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Гантимурова И.А.,
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области - Маминой Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах Белой Марии Яковлевны к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия незаконным, обязании организовать проведение ремонтных работ,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах Белой Марии Яковлевны к администрации Красноармейского района г. Волгограда, администрации Волгограда, о признании бездействия в части не подготовки закрепленного помещения к заселению незаконным, понуждении к организации ремонтных работ удовлетворить частично.
Обязать администрацию Волгограда организовать выполнение капитального ремонта жилой комнаты площадью "......." кв.м. и мест общего пользования - кухни, ванной, туалета, кладовой, коридора квартиры "адрес" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В иске прокурору Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействия администрации Красноармейского района г. Волгограда в части не подготовки жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" к заселению белой Марии Яковлевны отказать".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав возражения Белой М.Я, против удовлетворения доводов жалобы, прокурора Мамину Н.Л., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда в интересах Белой М.Я. обратился в суд с иском к администрации Красноармейского района г. Волгограда, администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, обязании организовать проведение ремонтных работ.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства в части законности закрепления жилых помещений за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей установлено, что постановлением администрации Красноармейского района г. Волгограда Белая М.Я., относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В 1996 году за ней было закреплено жилое помещение - квартира "адрес", в собственности которой находится "......." долей указанного жилого помещения.
В 2001 году Белая М.Я. была помещена в интернатное учреждение, а в 2009 году она вернулась в г. Волгоград, однако проживать в квартире не может, поскольку квартира является не пригодной для проживания и требует проведения ремонтных работ.
Просил суд признать действия администрации Красноармейского района г. Волгограда в части не подготовки закрепленного помещения к заселению Белой М.Я. незаконным, а администрацию Волгограда обязать организовать выполнение ремонтных работ в жилом помещении, принадлежащем Белой М.Я., в местах общего пользования в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгограда Ч.Г.А.. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии со ст. 8 настоящего Закона дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования независимо о форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Белая М.Я. была зарегистрирована и проживала с опекуном П.М.И. в квартире "адрес", которая была назначена Постановлением администрации Красноармейского района г. Волгограда от 09.12.1996 года N "..." и за несовершеннолетней была закреплена жилая площадь по указанному адресу.
Согласно договора на передачу квартиры (домов) в собственность граждан от 04.09.2000 года, Белой М.Я. передано в собственность "......." долей по указанному выше адресу. Сособственниками остальных долей являются К.В.А..- "......." долей, администрация Волгограда - "......." долей.
В 1999 году родители Белой М.Я. умерли.
Постановлением администрации Красноармейского района г. Волгограда от 10.09.2001 года N "..." П.М.И.. освобождена от обязанностей опекуна, в связи, с чем Белой М.Я. была помещена в интернатное учреждение, где обучалась и находилась на полном государственном обеспечении до 2009 года.
Решением мирового судьи судебного участка N 97 Волгоградской области от 12.07.2010 года определён порядок пользования спорным жилым помещением, согласно которого Белой М.Я. в пользование выделена комната площадью "......." кв.м., К.В.А.. - "......." кв.м., а комната "......." кв.м. - муниципальная. Места общего пользования оставлены в совместном пользовании.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в решении суда первой инстанции.
Во исполнение Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 12 декабря 2005 г. был принят Закон Волгоградской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению мер социальной поддержки", в соответствии с которым органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
15 декабря 2005 г. был принят Закон Волгоградской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области", который определяет общие принципы и меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого имеется жилое помещение, находящееся в собственности или закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ведут учет и обеспечивают сохранность имущества и закрепленных за детьми жилых помещений; организуют управление имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с действующим законодательством; организуют подготовку закрепленных жилых помещений к заселению возвращающихся из указанных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае если вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в закрепленное за ними жилое помещение невозможно, то органы местного самоуправления обеспечивают их вне очереди равноценной жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.
Таким образом, исходя из указанных норм закона, данными полномочиями наделены органы местного самоуправления, то есть администрация Волгограда.
Из материалов дела следует, что в квартире "адрес" в настоящее время никто не проживает, ввиду нахождения жилого помещения в непригодном для проживания состоянии.
Согласно актам обследования жилого помещения от 22.11.2006 г., 21.08.2007 г., 18.12.2007 г., 20.03.2007 г., 01.06.2009 г., жилое помещение "адрес" является непригодным для проживания, требует проведения ремонтных работ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании части 3,4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник комнаты в коммунальной квартире несет бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним.
В соответствии со ст. 6 Закона Волгоградской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, представлению им мер социальной поддержки" от 12 декабря 2005 г. (с изменением и дополнениями) предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.
Контроль за расходованием предоставленных субвенций осуществляет орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой бюджетной политики и осуществляющий общее руководство организацией финансов Волгоградской области, орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования на территории Волгоградской области.
В целях реализации указанного закона утвержден Порядок расходования и учета субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, как следует из материалов дела, администрацией г. Волгограда указанное постановление не выполнялось, заявок в соответствующие органы не передавалось, никаких мер к сохранности и заселению жилого помещения не принималось.
В вязи с этим, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что органом местного управления - администрацией Волгограда требования Закона РФ от 21 декабря 1996 г. и Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не выполняются.
Сохранность имущества и закрепленного за несовершеннолетним квартирой не обеспечивается, подготовка закрепленных жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не проводится.
Поэтому требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение находится в собственности Белой М.Я., а поэтому она обязана его содержать, а также то, что суд неправомерно обязал администрацию Волгограда организовать выполнение капитального ремонта мест общего пользования, являются несостоятельными, так как Белая М.Я., оставшаяся без попечения родителей имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите независимо от формы собственности на закрепленное за ребенком жилое помещение. Кроме того, при осуществлении ремонта мест общего пользования администрация Волгограда не лишена возможности предъявлять соответствующие требования ко другому собственнику жилого помещения. Более того, "......." долей в спорном жилом помещении являются муниципальными, в связи, с чем у администрации Волгограда, в силу ст. 210 ГК РФ, также возникает обязанность по содержанию жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что функции по организации исполнения государственных полномочий в области опеки и попечительства переданы администрации Красноармейского района г. Волгограда так же несостоятельны, поскольку администрация Красноармейского района г. Волгограда не имеет полномочий по управлению муниципальным жилищным фондом, к которому относится спорное жилое помещение. Администрация района осуществляет свою деятельность в пределах сметы расходов, в которой не предусмотрены бюджетные ассигнования на ремонт квартир детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи, с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.