Заместитель председателя Волгоградского областного суда Туленков Д.П., рассмотрев жалобу Волковой Т.Н. на вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 6 июня 2012 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 25 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении исполняющей обязанности директора муниципального учреждения для детей дошкольного и младшего возраста "Еланская начальная общеобразовательная школа - детский сад" Волковой Татьяны Николаевны
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 06-06-03-09/11-12 заместителя председателя - начальника межбюджетных отношений Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 6 апреля 2012 года и.о. директора муниципального учреждения для детей дошкольного и младшего возраста "Еланская начальная общеобразовательная школа - детский сад" Волкова Т.Н. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 6 июня 2012 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 25 июля 2012 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными решениями, Волкова Т.Н. обратилась с жалобой в надзорную инстанцию Волгоградского областного суда. Просит судебные решения отменить, дело направить на новое рассмотрение, обосновывая это тем, что дело по жалобе на постановление административного органа рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности.
Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статья 1.6 КоАП РФ устанавливает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29 указанного Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 (в ред. от 27.10.2008) "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" предусматривает, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, является Федеральная антимонопольная служба.
Как следует из материалов дела, постановлением N 06-06-03-09/11-12 заместителя председателя - начальника межбюджетных отношений Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 6 апреля 2012 года и.о. директора муниципального учреждения для детей дошкольного и младшего возраста "Еланская начальная общеобразовательная школа - детский сад" Волкова Т.Н. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 настоящего Кодекса, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Пунктом 146 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н, предусмотрено, что в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами уполномоченными лицами Росфиннадзора (территориальных органов) составляются протоколы об административных правонарушениях и рассматриваются дела об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положение о Комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 28 ноября 2011 г. N 734-п
устанавливает, что Комитет является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.
Указанное Положение к числу полномочий Комитета относит контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством.(п.2.1.49)
Вместе с тем, ст.1.3 КоАП РФ устанавливает, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
Следовательно, должностные лица Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области не могут наделяться полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что обжалуемое постановление вынесено заместителем руководителя Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, который в силу ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ не обладает полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29 КоАП РФ.
При пересмотре судебными инстанциями постановления по настоящему делу правомочность вынесения заместителем руководителя Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области данного постановления не обсуждалась.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 6 июня 2012 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 25 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении и.о. директора муниципального учреждения для детей дошкольного и младшего возраста "Еланская начальная общеобразовательная школа - детский сад" Волковой Т.Н. подлежат отмене, поскольку были вынесены с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело подлежит направлению в Центральный районный суд г. Волгограда для принятия процессуальных действий, установленных положениями п.5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Указанные в жалобе Волковой Т.Н. доводы о нарушении правил территориальной подсудности при рассмотрении её жалобы на постановление административного органа несостоятельны.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Дело об административном правонарушении в отношении и.о. директора муниципального учреждения для детей дошкольного и младшего возраста "Еланская начальная общеобразовательная школа - детский сад" Волковой Т.Н. было рассмотрено должностным лицом Управления межбюджетных отношений Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области по адресу: "адрес", то есть на территории подсудной Центральному районному суду г.Волгограда.
Ссылка в жалобе на абзац 2 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым разъясняется определение территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, не свидетельствует о незаконности судебного решения.
Дела об административных правонарушениях по своей сути являются возникающими из публично-правовых отношений. Поэтому право выбора суда по признаку территориальной подсудности в пределах, определенных процессуальными нормами КоАП РФ, принадлежит лицу, привлекаемому к ответственности.
Волковой Т.Н. жалоба на постановление административного органа подана в Центральный районный суд г. Волгограда, по месту рассмотрения дела административным органом, что полностью соответствует п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ. Следовательно, нарушения правил территориальной подсудности при рассмотрении дела по жалобе на постановление административного органа не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Волковой Т.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 6 июня 2012 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 25 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении исполняющей обязанности директора муниципального учреждения для детей дошкольного и младшего возраста "Еланская начальная общеобразовательная школа - детский сад" Волковой Татьяны Николаевны - отменить, а дело направить в Центральный районный суд г. Волгограда для принятия процессуальных действий, установленных положениями п. 5 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ.
Заместитель председателя подпись
Волгоградского областного суда Д.П. Туленков
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.