Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Хейло И.Ф.,
судей: Варламовой Н.В., Жиляевой О.И.,
при секретаре: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Варламовой Н.В. гражданское дело по иску Тивиковой Е.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону, 3-е лицо - МБУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи г. Ростова-на-Дону" о назначении досрочной пенсии по апелляционной жалобе Тивиковой Е.Н. на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01.08.2012 г.,
УСТАНОВИЛА:
Тивикова Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону, просила обязать ответчика включить периоды работы с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде подстанции N 3 БСМП им. Ленина г.Ростова-на-Дону в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения, то есть с 30.01.2012 г.
В обоснование заявленных требований истец указывала, что 30.01.2012 г. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, полагая, что имеет требуемый специальный стаж 30 лет. Однако, решением заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, предусмотренной п.п.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. При этом, в специальный стаж не были засчитаны ответчиком периоды ее работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года, с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года, с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г., с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г., с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в БСМП им. Ленина г.Ростова-на-Дону. Будучи не согласна с указанным решением ответчика, истец просила включить спорные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить пенсию с 30 января 2012 года.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01.08.2012 г. исковые требования Тивиковой Е.Н. оставлены без удовлетворения.
Истица не согласилась с постановленным решением суда и обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы Тивикова Е.Н. ссылается на то, что как до 01.11.1999 г., так и после указанной даты она осуществляла работу в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции скорой медицинской помощи, однако ответчиком работа в указанной должности зачтена в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости только до 01.11.1999 г.. По мнению истца, суд в рассматриваемом случае должен был учесть конституционно-правовой смысл положений пенсионного законодательства, выявленный Конституционным Судом РФ и отраженный в его Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, согласно которому в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные ими права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Тивикова Е.Н. указывает также, что на момент осуществления ею деятельности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции скорой помощи действовало законодательство, предусматривающее возможность зачета работы в данной должности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 об утверждении Перечня учреждений, организаций, и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066. Таким образом, по мнению истца, с учетом выраженного Конституционным Судом РФ принципа правовой определенности спорные периоды ее работы также подлежат включению в специальный стаж.
Представитель истца Теплякова М.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы истицы, настаивала на ее удовлетворении, просила отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы и удовлетворить исковые требования Тивиковой Е.Н..
Представитель третьего лица МБУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи г. Ростова-на-Дону" в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал требования истца обоснованными.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Ростова-на-Дону возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы истца, полагая решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Разрешая спорное правоотношение и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд 1-й инстанции, руководствовался положениями п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и исходил из того, что работа Тивиковой Е.Н. в период после 01.11.1999 года в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в БСМП им. Ленина г.Ростова-на-Дону в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии включению не подлежит. Характер выполняемой истицей работы также не дает оснований полагать, что оспариваемый период может быть зачтен в специальный стаж, так как из должностной инструкции видно, что работа истицы не связана непосредственно с лечебной деятельностью. В соответствии с должностными обязанностями истица в случае необходимости оказывает помощь обратившимся на подстанцию больным, однако данный вид деятельности выполняется ею не постоянно. Согласно же Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой именно постоянно в течение полного рабочего дня.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако названным Списком не предусмотрено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам", указанная должность в названном Списке не поименована.
Судебная коллегия также приходит к выводу о том, что тождественность должности "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде" наименованию должности "фельдшер", поименованной в Списке, не может быть установлена, так как данные должности имеют отличные друг от друга должностные обязанности.
Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года N 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены должности "фельдшер выездной бригады" и "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде". Данным приказом также утверждены положения по данным должностям, которые предполагают различные по своим функциям должностные обязанности.
В штатном расписании ответчика наряду с должностями "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде" имеются непосредственно должности фельдшера (л.д.73-74).
В соответствии с должностной инструкцией фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам его обязанности не связаны с оказанием медицинской помощи и лечебной деятельностью. На Тивикову Е.Н. должностной инструкцией возложены следующие функции: прием и своевременная передача вызовов скорой медицинской помощи персоналу свободных выездных бригад. Осуществление связи с оперативными службами города. В обязанности Тивиковой Е.Н. как фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде входит: осуществление приема и своевременной передачи вызовов скорой медицинской помощи персоналу свободных выездных бригад скорой медицинской помощи; осуществление оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания; в любое время смены знать местонахождение бригад; контролировать оперативность работы выездных бригад; незамедлительно информировать старшего врача подстанции обо всех чрезвычайных происшествиях; информирование населения в устной форме о местонахождении больных (пострадавших ), которым оказана медицинская помощь; заполнение журнала дежурств; при отсутствии свободных бригад оказывать медицинскую помощь обратившимся за помощью на подстанцию больным и пострадавшим в соответствии с утвержденными стандартами и т.д.. (л.д.26-29).
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца о включении в специальный стаж для назначения пенсии спорных периодов ее трудовой деятельности в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, не состоятельны, поскольку не соответствуют регулирующим спорные правоотношения нормам закона.
При этом тот факт, что в материалах дела имеются представленные истицей копии карт амбулаторных больных за 2011-2012 г.г., которым ею оказывалась медицинская помощь (л.д.57-59,75-87), не может являться основанием для включения в подсчет ее специального стажа спорных периодов после 01.11.1999 г., так как в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, каких-либо доказательств того, что в период после 01.11.1999 г. Тивиковой Е.Н. в течение полного рабочего дня выполнялись обязанности фельдшера, в материалах дела не имеется. При рассмотрении спора по существу, истицей факт исполнения обязанностей, отличных от обусловленных должностной инструкцией, доказан не был.
Как следует из материалов дела, у истца Тивиковой Е.Н., с учетом периодов, включенных в подсчет ее специального стажа пенсионными органами, не образуется необходимый 30-летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Данные выводы суда первой инстанции являются верными, в решении суда мотивированы, материалам дела соответствуют и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену решения суда, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые были исследованы судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 01 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тивиковой Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.