Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевчук Т.В.
судей Немирова А.В., Простовой С.В.
при секретаре Обориной С.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Немирова А.В. дело по апелляционной жалобе администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда от 16 июля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Дегтярева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Шахты Ростовской области об отмене постановления мэра города Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА об отказе Дегтяревой Н.В. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, понуждении поставить истицу и её несовершеннолетних детей на квартирный учет, признании действий ответчика по несвоевременному уведомлению о принятом решении, незаконными. В обоснование заявленных требований указала, что она является матерью-одиночкой, воспитывает двух малолетних детей: [ФИО]7, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения и [ФИО]8, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. Она не имеет собственного жилья и денежных средств для его приобретения. По причине наличия двух малолетних детей и невозможности определения их в детский сад, истица не имеет возможности устроиться на работу. Истица обратилась к мэру г.Шахты для оказания помощи в сборе документов для постановки на квартирный учет, как нуждающейся в жилом помещении.
В феврале 2012г. администрацией от истицы было принято заявление и документы для постановки её и малолетних детей на квартирный учет. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА представителю истицы было вручено постановление мэра города Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "Об отказе Дегтяревой Н.В. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма". В данном постановлении указано, что истица не предоставила всех необходимых документов. По мнению истицы, все документы ею были представлены.
Истица просила суд отменить постановление мэра г.Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; признать действия ответчика по несвоевременному уведомлению её о принятом решении незаконными, нарушающими права истицы; обязать ответчика поставить её и двух несовершеннолетних детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Представитель истицы - Глушенко Г.Б., в судебном заседании исковые требования доверителя поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель администрации города Шахты - Клочко О.А., в судебном заседании просила суд отказать в иске полностью по мотивам, изложенным в отзыве на иск.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 16 июля 2012г. исковые требования Дегтяревой Н.В. были удовлетворены в части. Суд отменил постановление мэра города Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "Об отказе Дегтяревой Н.В. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма". Суд обязал администрацию г. Шахты в течение двадцати дней с момента вступления решения в законную силу, поставить Дегтяреву Н.В. и её несовершеннолетних детей: [ФИО]7, [ФИО]8, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Не согласившись с постановленным решением, администрация г. Шахты подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить и принять новое решение, которым в иске полностью отказать. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что отсутствие акта обследования жилищных условий истицы является основанием для отмены постановления администрации. Полагал, что Дегтярева Н.В., обращаясь в орган местного самоуправления по данному вопросу должна была представить документы, предусмотренные ч.6 ст.1, ч.4 ст.8 Областного закона РО. Считал, что отсутствие, либо наличие акта об обследовании жилищных условий, не является безусловным основанием для признания гражданина малоимущим и постановки его на учет. Суд не установил принадлежность истицы к категории малоимущих граждан, без чего невозможен учет и последующее предоставление жилья по договору социального найма. Указал, что Областным законом N 363-ЗС не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления собирать за граждан необходимый пакет документов. По мнению апеллянта, свои обязанности администрация г. Шахты выполнила в полном объеме.
Несмотря на просьбу об отмене судебного решения в полном объеме, оно фактически обжалуется апеллянтом в части удовлетворенных судом требований.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда в оспариваемой части подлежащим отмене, а исковые требования - отклонению.
При разрешении спора суд руководствовался положениями ст.ст. 52, Жилищного кодекса РФ, ст. 1 Областного закона от 07.10.2005г. N363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области"; положениями постановления администрации Ростовской области от 29.12.2005г. N327 "Об утверждении Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Суд отметил, что, в нарушение п.4 вышеуказанного постановления администрации Ростовской области, орган местного самоуправления не обследовал жилищные условия семьи Дегтяревой Н.В., и, таким образом, Постановлением мэра г. Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН были нарушены права истицы.
Суд пришел к выводу о том, что истице правомерно был поставлен перед администрацией г. Шахты вопрос о признании ее малоимущей и постановке ее и ее детей на квартирный учет.
Довод истицы о том, что истица была несвоевременно уведомлена администрацией о принятом решения, суд признал необоснованным, так как ответчик представил в суд реестр отправления почтовой корреспонденции о направлении в адрес истицы 29.02.2012г. копии постановления мэра г. Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, не могут быть признаны правильными и отвечающими требованиям ч. 1 ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, поскольку судом были неправильно определены имеющие существенное значение обстоятельства
На основании ст. 52 ч. 3-5 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Согласно ст. 1 ч.6 Областного закона Ростовской области N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", к заявлению о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы);
2) копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
3) документы, подтверждающие состав семьи, выданные уполномоченной организацией;
4) справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) по состоянию на дату подачи заявления о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором подано заявление о принятии на учет;
5) в случае, если в течение пятнадцати лет до момента подачи заявления о принятии на учет гражданин и члены его семьи проживали в ином муниципальном образовании, справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) по состоянию на дату подачи заявления о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором проживала семья;
6) документы, подтверждающие правовой статус занимаемого жилья;
7) копии свидетельств о браке (расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи;
8) копии удостоверений, других документов, дающих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с федеральным законодательством;
9) справка военного комиссариата установленного образца для семей, потерявших членов семьи, определенных частью 4 настоящей статьи, в период прохождения службы по призыву на территории Северо-Кавказского региона;
10) выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета;
11) выданная уполномоченным органом или организацией справка, подтверждающая наличие хронического заболевания, включенного в установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень соответствующих заболеваний, либо степень инвалидности;
12) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - копии документов, подтверждающих их статус;
13) иные документы, предусмотренные федеральным законодательством.
Как видно из постановления мэра г.Шахты от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Дегтяревой Н.В. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма ( далее -учет), вследствие непредставления ею документов: о статусе занимаемого жилого помещения; справок БТИ и управления Росреестра РФ о наличии ( отсутствии) недвижимого имущества у детей заявителя [ФИО]7, [ФИО]8, самой Дегтяревой Н.В. ; документов о доходах за 12 месяцев.
Как видно из дела, документы, подтверждающие статус занимаемого истицей жилого помещения, а равно сведения из БТИ и управления Росреестра РФ в отношении несовершеннолетних детей Дегтяревой Н.В., действительно не были предоставлены истицей вместе с заявлением о принятии на учет, поданном 02.02.2012г., в администрацию, либо иной орган местного самоуправления г.Шахты, полномочный принимать заявления граждан о постановке на учет. Это существенное обстоятельство по сути дела не отрицалось истицей, и было безосновательно оставлено судом без какой-либо оценки.
Вытекающее из п.4 постановления администрации Ростовской области N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обстоятельство, связанное с обязанностью ответчика обследовать жилищные условия обратившегося лица и составить об этом акт, не освобождает подавшее заявление лицо от необходимости предоставления всех предусмотренных законом документов одновременно с заявлением о постановке на учет. В случае невыполнении гражданином обязанности предоставить с заявлением все перечисленные в законе документы, законодательство не предусматривает возможность постановки лица на учет, в том числе в случае бездействия органа местного самоуправления по обследованию жилищных условий обратившегося гражданина.
При таких обстоятельствах вывод суда об отмене постановления мэра г. Шахты от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и о понуждении ответчика поставить на учет истицу вместе с ее несовершеннолетними детьми, не соответствует материальному закону и обстоятельствам дела.
Кроме того, суд не может подменять собой иные органы, в т.ч. власти и управления, в компетенцию которых входит издание различных актов, их отмена, изменение. Это означает, что суд своим решением не может отменять, либо изменять принятые такими органами в пределах их компетенции акты. В судебном решении допустимы выводы о незаконности, недействительности подобных актов, либо об их обоснованности и соответствии установленным правовым нормам, и компетенции издавшего их органа.
Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 16 июля 2012 года в части отмены постановления мэра города Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, понуждении администрации г.Шахты в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу поставить Дегтяреву Н.В. и ее несовершеннолетних детей, [ФИО]7 и [ФИО]8 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях., предоставляемых по договору социального найма, отменить.
Вынести в данной части новое решение. Отказать Дегтяревой Наталье Васильевне в удовлетворении иска к администрации города Шахты об отмене постановления мэра города Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА " Об отказе Дегтяревой Н.В. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма", о понуждении администрации г.Шахты поставить Дегтяреву Н.В. и ее несовершеннолетних детей, [ФИО]7 и [ФИО]8 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В иной части решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 16 июля 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.