Клинский городской суд Московской области, в составе председательствующего:
судьи Кореневой Н.Ф.
при секретаре Асеевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байковой М.И. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, 3-е лицо ООО "Урожай" о признании незаконным действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об исключении из ГКН с момента их внесения сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе, об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области установить новые иные показатели об удельном показателе кадастровой стоимости и о кадастровой стоимости в отношении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышепоименованными исковыми требованиями, указав, что ей на основании договоров новации от /дата/ принадлежит земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью /площадь/, расположенный по адресу: /адрес/, кадастровый номер /номер/. Земельный участок принадлежит Байковой М.И. на праве долевой собственности, доля в праве составляет /доля/.
Истица получила кадастровые паспорта на земельные участки, в которых удельный показатель кадастровой стоимости участков был установлен в размере /сумма/ за 1 кв.м. Соответственно кадастровая стоимость земельных участков и налоговая база существенно увеличилась на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от /дата/ /номер/ При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Клинскому муниципальному району данным Распоряжением неустановлен, а был взят средний показатель по Московской области ( /сумма/ за 1 кв.м.). Распоряжение вступило в силу с /дата/. Истица полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере /сумма/ установлена незаконно.
Истица просит:
-признать незаконными, с момента совершения, действия филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/;
-обязать филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости, с момента внесения, сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости равной /сумма/ за 1 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/;
-обязать филиал ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области установить, с /дата/, в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., земельного участка с кадастровым номером /номер/ и кадастровую стоимость в отношении земельного участка в кадастровым номером /номер/.
В судебном заседании представитель истицы, Байков В.И., поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки в суд не сообщил. В деле имеется письменное ходатайство-отзыв, в котором указано, что филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области не согласно с иском, просят в удовлетворении требований отказать. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
3-е лицо - ООО "Урожай" поддержало требование истицы, представив суду письменные объяснения по иску.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца и представителя третьего лица, с учетом представленных сторонами доказательств, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с Приказом N 473 от 13.09.2011 года "О реорганизации Федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" произошла реорганизация Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
Как следует из материалов дела истице на праве общей долевой собственности (доля в праве составляет /доля/) принадлежит земельный участок площадью /площадь/, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенный по адресу: /адрес/, кадастровый номер /номер/
Другим сособственником данного земельного участка является ООО "Урожай".
Согласно выпискам из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в сумме /сумма/, выписка по состоянию на /дата/ /номер/
Кадастровая стоимость в отношении указанного земельного участка определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв. м на площадь земельного участка.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м2 земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для дачных объединений Клинского муниципального района не установлена.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области).
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
В Распоряжении от 23.12.2009 N 121-РМ указание на земельный участок истицы отсутствует, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и сама кадастровая стоимость указанного решения земельного участка не установлена.
Соответствующим Распоряжением кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, доля в котором принадлежит истице, не утверждалась.
Суд полагает, что действия ответчика по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости необоснованны и незаконны.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Оспариваемые в рамках настоящего дела действия не соответствуют требованиям Распоряжения от 23.12.2009 N 121-РМ, поскольку данным актом не утверждены кадастровая стоимость земельного участка, доля в котором принадлежит истице, а также его удельный показатель.
Определение кадастровой стоимости каждого земельного участка из подготовленного перечня является результатом государственной кадастровой оценки земель. Результатом государственной кадастровой оценки земель не может являться лишь установление среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
Ранее кадастровая стоимость земельного участка, доля в котором принадлежит истице, исчислялась из расчета удельного показателя кадастровой стоимости (среднего значения УПКСЗ), утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ.
Учитывая установленные по делу обстоятельства требования истицы об обязании ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости запись о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /номер/, рассчитанных на основании сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости данного земельного участка, существовавших до внесения изменений этих сведений, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными, с момента их совершения, действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м., а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости, с момента их внесения, сведения о кадастровой стоимости равной /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости, равной /сумма/ за 1 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области установить с /дата/ в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере /сумма/ за 1 кв.м. и о кадастровой стоимости в размере /сумма/ в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено /дата/.
Судья Н.Ф. Коренева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.