Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.А.,
с участием прокурора Паученко Т.И.,
при секретаре Федосовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" об обязании установить ограждение по периметру,
УСТАНОВИЛ:
Ногинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" об обязании установить ограждение по периметру, в обоснование заявленных требований истец ссылался на следующее.
Ногинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях Ногинского муниципального района.
В ходе проведенной проверки установлено, что ограждение по периметру территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N развивающего вида, расположенного по адресу: "адрес", 1962 года постройки, частично разрушено, находится ветхом состоянии, не подлежащим восстановлению.
В 2011 по результатам проведенной проверки готовности образовательных учреждений к учебному 2011-2012 году в адрес руководителя администрации Ногинского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних. Однако, мер по устранению выявленных нарушений закона, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений, не принято.
Сложившаяся ситуация не отвечает требованиям действующего законодательства в части защищенности образовательного учреждения от угрозы антитеррористических актов и создает угрозу жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.
Ногинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц просил суд: обязать администрацию муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" в срок не более 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение по периметру территории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N общеразвивающего вида, расположенного по адресу: "адрес".
В судебном заседании, старший помощник Ногинского городского прокурора Паученко Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" - Баранова Ю.Г., действующая по доверенности в судебном заседании иск Ногинского городского прокурора не признала, представила письменные возражения со ссылкой на следующее.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального Кодекса РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно пункта 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно доводам искового заявления, круг лиц, чьи интересы нарушаются, определен - это обучающиеся, воспитанники и работники дошкольного образовательного учреждения детсад N, расположенного по адресу: "адрес". Однако в материалы дела не предоставлены доказательства, свидетельствующие, что от указанных граждан поступили в прокуратуру жалобы или обращения относительно отсутствия ограждения данного образовательного учреждения.
В исковом заявлении не содержится обоснование невозможности предъявления иска самими гражданами и не представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения вышеуказанных граждан в суд за защитой права.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу согласно абз. 1 ст. 220 ГПК РФ.
Таким образом, производство по исковому заявлению Ногинского городского прокурора к Администрации Ногинского муниципального района подлежит прекращению.
В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Прокурором не представлены доказательства нарушения органами местного самоуправления интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, общества в целом.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 N 2 заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абз.2 ч.2 ст.246 и ст. 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
В исковом заявлении Ногинского городского прокурора не указано, какие действия (бездействия) Администрации Ногинского района являются незаконными.
Требование искового заявление об обязании Администрации Ногинского муниципального района установить ограждения по периметру дошкольного образовательного учреждения детсад N, расположенного по адресу: "адрес", заявлены без учета полномочий органа местного самоуправления.
Согласно доводам искового заявления в соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из системного анализа ст.41 Закона Российской Федерации "Об образовании", ст.15 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют финансирование вышеуказанных мероприятий.
Так, согласно ст.15 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 N 131-Ф3 " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно ст.41 Федерального Закона РФ "Об образовании" финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
В соответствии с ч.4 ст. 41 Закона "Об образовании" Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной подп.6.1 п.1 ст.29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с под.6.1 пункта 1 статьи 29 настоящего Закона).
Формирование бюджета на финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с первоочередными потребностями муниципального образовательного учреждения, необходимыми для его жизнеобеспечения (отопление, канализация, ремонтные работы кровли, замена окон, противопожарная безопасность и т.д.) с учетом лимита денежных средств.
В материалы дела не представлены доказательства об обращении дошкольного образовательного учреждения детсад N с просьбой заложить в бюджет на следующий финансовый год средства на установление ограждения.
Требования прокурора об обязании Администрации Ногинского муниципального района установить в срок не более 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда ограждение по периметру дошкольного образовательного учреждения детсад N противоречат ст.25 Устава муниципального образования "Ногинский район Московской области", согласно которому администрация Ногинского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно - распорядительные функции.
Необходимо отметить, что в случае необходимости проведения работ или получения услуг для муниципальных нужд, администрация Ногинского муниципального района, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает заказ и заключает муниципальный контракт на проведение работ или услуг в пределах лимита бюджетных средств.
На основании ч.8 ст.41 Закона "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, в ходе судебного разбирательства, заведующей детским садом было сообщено, что в настоящее время забор по периметру МБДОУ N отремонтирован, а именно: установлено ограждение по периметру территории детского сада. Данное обстоятельство не оспаривалось ни представителем третьего лица Управлением образования администрации Ногинского муниципального района, ни Ногинским городским прокурором. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, об обязании установить ограждение по периметру, в полном объеме, поскольку предмет спора отсутствует.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области - Бухтеева Т.В., действующая по доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица - М муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N развивающего вида - Лебедева Т.В., действующая по доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила суду, что в настоящее время забор по периметру МБДОУ N отремонтирован, а именно: установлено ограждение по периметру территории детского сада. Однако, доказательств того, что ограждение установлено у нее не имеется.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствиями ст. 51, ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266 -1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, и несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 данного Закона РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.3.3 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ногинского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от 16.10.2006 г. N 671/74, за муниципальными учреждениями имущество, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляется на праве оперативного управления и используется в соответствии с целями их деятельности и назначением имущества.
Согласно п.1 Изменений к Уставу МБДОУ детский са "адрес" общеразвивающего вида, утвержденных заместителем руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области, начальником Управления образования ДД.ММ.ГГГГ, учредителем МБДОУ N является администрация Ногинского муниципального района Московской области в лице Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На основании п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
С учетом положений ст.2 Федерального закона РФ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35 - Ф3 одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.10 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Пунктом 11 Концепции определены основные задачи противодействия терроризму: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. З ст.5 Федерального закона "О противодействии терроризму").
Согласно ст. 14 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с п.3.1 СанПиНа 2.4.1.2660-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91, территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.09.2008 года N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" утвержден комплекс мер по противодействию терроризму в сфере образования.
Ногинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях Ногинского муниципального района.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ограждение по периметру территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N общеразвивающего вида, расположенного по адресу: "адрес", 1962 года постройки, частично разрушено, находится ветхом состоянии, не подлежащим восстановлению, что подтверждается Актом проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объекта МБДОУ Детский сад N общеразвивающего вида (л.д.6).
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ногинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" об обязании установить ограждение по периметру, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Доказательств, подтверждающих факт того, что ограждение установлено, в материалы дела не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ногинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" об обязании установить ограждение по периметру - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" в срок не более 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение по периметру территории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N общеразвивающего вида, расположенного по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено апелляционное представление в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.