Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
с участием прокурора Байковой М.В.,
при секретаре Чижовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мирошниченко Е.И. об отмене решения территориально комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидатом на должность Главы города Пушкино Смайловской М.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Мирошниченко Е.И. обратилась в суд заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Пушкинского района N от ДД.ММ.ГГГГ "О регистрации Смайловской М.Ю. кандидатом на должность Главы г. Пушкино".
В обоснование заявленных требований указала, что решением Совета депутатов города Пушкино N от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Главы города Пушкино на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия Пушкинского района Московской области приняла решение о регистрации Мирошниченко Е.И. кандидатом на должность Главы города Пушкино. Решением Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом на должность Главы города Пушкино была зарегистрирована Смайловской М.Ю.. При разрешении вопроса о регистрации Сайловской М.Ю. кандидатом на должность Главы г. Пушкино Территориальной избирательной комиссией Пушкинского района Московской области допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что является основанием для отмены решения Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской N от ДД.ММ.ГГГГ В нарушение действующего законодательства Смайловской М.Ю. была начата предвыборная агитация ранее предусмотренного законом срока. Предвыборная агитация велась Смайловской М.Ю. не за счет средств избирательного фонда. По мнению заявителя, кандидатом Смайловской М.Ю. были превышены расходы на предвыборную агитацию, а именно превысили 50 000 руб., что составляет свыше 5% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда. При выдвижение кандидата Смайловской М.Ю. избирательным объединением были нарушены требования Закона и Устава политического объединения, а именно соблюдение процедуры тайного голосования. В бюллетень для голосования при проведении конференции местного отделения партии по вопросу выдвижения кандидата на выборы Главы была включена единственная кандидатура Смайловской М.Ю., в связи с чем, по мнению заявителя, при проведении голосования была искажена воля делегатов конференции при выборе кандидата. Бюллетени для голосования были сформированы не в соответствии с волей делегатов конференции. Представленные Смайловской М.Ю сведения о доходах по форме не соответствуют установленной законом форме документа, а именно Смайловской М.Ю. поданы сведения о доходах не только в отношении себя, но и в отношении членов своей семьи, в том числе и в отношении несовершеннолетнего ребенка.
Заявитель считает, что при таких обстоятельствах решение Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Смайловской М.Ю. кандидатом на должность Главы г. Пушкино является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании представитель заявителя Мирошниченко Е.И. по доверенности (доверенность в деле) Кучмезов М.З. заявленные требования поддержал, просил заявление удовлетворить.
Представитель территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области в лице председателя Семенец Т.Е. в судебном заседании пояснила, что не может однозначно высказать позицию ТИК. Также пояснила, кандидат Смайловская М.Ю. представила все необходимые документы, установленные законом для регистрации кандидата. Решение ТИК принято без учета обстоятельств, указанных заявителем, поскольку об этих обстоятельствах ТИК известно не было. На момент регистрации ТИК руководствовалась представленными кандидатом документами, которые отвечали требованиям Закона.
Представитель заинтересованного лица Смайловской Е.И. по доверенности (доверенность и ордер в деле) адвокат Горожанкина Л.В. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что решение территориальной избирательной комиссии о регистрации Смайловской М.Ю. кандидатом на должность Главы г. Пушкино действующему закону не противоречит.
Представитель избирательного объединения - "Местное отделение Всероссийской партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Пушкинского муниципального района в лице уполномоченного представителя Смирновой Л.В., в судебном заседании заявление не поддержала, пояснив, что процедура выдвижения кандидатуры Смайловской М.Ю. в качестве кандидата на должность Главы г. Пушкино была соблюдена. При проведение голосования положения Устава партии нарушены не были.
Прокурор Байкова М.В. в заключении указала, что оснований для отмены решения о регистрации Смайловской М.Ю. кандидатом на должность Главы г. Пушкино не имеется.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив показания свидетелей В., А., Ч., Б., находит заявление Мирошниченко Е.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В ходе рассмотрения дела судом установлено.
Решением Совета депутатов города Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N назначены выборы главы г. Пушкино на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48 оборот).
Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N Смайловская М.Ю. зарегистрирована кандидатом на должность главы г. Пушкино (л.д. 47).
Решением территориальной избирательной комиссии Пушкинского района от ДД.ММ.ГГГГ N Мирошниченко Е.И. также зарегистрирована кандидатом на указанную выше должность (л.д.8).
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу положений ст. 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
2. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Агитационным периодом в соответствии со ст. 2 указанного Закона является период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Заявление о согласии баллотироваться поступило в ТИК от Смайловской М.С. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Таким образом, началом агитационного периода для Смайловской М.Ю. является ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Статьей 44 приведенного выше Закона устанавливается, что информирование избирателей и предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума являются элементами информационного обеспечения выборов и способствуют осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. При этом согласно статье 45 Закона содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков (пункт 2), а деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно (пункт 4).
Что касается предвыборной агитации, то она определяется как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и выражающаяся в призывах голосовать за или против кандидата (списка кандидатов) (подпункт "а" пункта 2 статьи 48), а также в иных действиях, указанных в подпунктах "б" - "ж" пункта 2 статьи 48. Следовательно, понятие "предвыборная агитация" включает в себя совокупность действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или списков кандидатов и осуществляемых кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком самостоятельно либо в установленном законодательством порядке с привлечением иных лиц (пункт 4 статьи 48) со дня выдвижения или регистрации (пункт 1 статьи 49), а на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях - за 30 дней до начала голосования (пункт 2 статьи 49).
Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать "за" или "против", то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов.
Пункт 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признает предвыборной агитацией выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, в частности указание на то, за кого будет голосовать избиратель (подпункт "б"). Само по себе позитивное или негативное мнение о ком-либо из кандидатов не является предвыборной агитацией и не может послужить основанием для привлечения к административной ответственности представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации, если только не будет доказана специальная цель, а именно направленность на поддержку либо на противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. "Выражение предпочтения" является не чем иным, как разновидностью выражения мнений. Следовательно, применительно к профессиональной деятельности представителей средств массовой информации толкование такого действия, как выражение предпочтения, в качестве правонарушения - без доказанности его направленности именно на агитацию - означало бы ограничение свободы выражения мнений и нарушение свободы массовой информации (статья 29, части 1, 3 и 5 Конституции Российской Федерации).
Наличие именно агитационной цели предполагает и подпункт "в" пункта 2 статьи 48, признающий одним из видов предвыборной агитации описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов), поскольку в отсутствие такой цели подобное "описание" являлось бы не чем иным, как разновидностью выражения мнений.
В подпункте "г" пункта 2 статьи 48 предвыборной агитацией признается распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Однако в информационных сообщениях о предвыборных мероприятиях кандидата не могут не преобладать сведения именно об этом кандидате, и, следовательно, главную смысловую нагрузку в предусмотренном данным подпунктом виде агитационной деятельности имеет наличие позитивных или негативных комментариев о нем, что также является разновидностью выражения мнений и в отсутствие агитационной цели не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации.
Подпункт "д" пункта 2 статьи 48 к предвыборной агитации относит распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Распространение данной нормы без подтверждения агитационной цели означало бы существенное ограничение права избирателей на получение достоверной, объективной и всесторонней информации о кандидатах, поскольку для формирования наиболее полного представления о том или ином кандидате избирателю необходимо располагать сведениями как о его текущей служебной, так и об иной деятельности. Одновременно это ущемляло бы право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, и, следовательно, противоречило бы статье 29 (части 4 и 5) Конституции Российской Федерации.
Подпункт "е" пункта 2 статьи 48 признает предвыборной агитацией деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату. В случаях противоправной агитации эта деятельность также предполагает наличие такого необходимого признака (компонента) агитации, как ее осознанно агитационный характер. Иначе допускалось бы неправомерное распространение данной нормы на произвольно широкий круг действий, связанных с информированием, которое объективно может способствовать созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, однако в силу отсутствия умысла не относится к агитации. Тем самым вводились бы чрезмерные ограничения как права избирателей на получение достоверной информации, так и свободы массовой информации.
По смыслу положений пункта 2 статьи 48 во взаимосвязи с подпунктом "ж" ее пункта 7 и пунктом 4 статьи 2, последствия агитации как правонарушающего действия представителя организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, при осуществлении им профессиональной деятельности не являются элементом объективной стороны состава данного правонарушения, которая ограничена лишь самим противоправным действием, не предполагающим подтверждение того, что распространенная информация действительно повлияла или могла повлиять на отношение неопределенного круга избирателей к соответствующему кандидату или избирательному объединению. Следовательно, умысел в качестве необходимого элемента субъективной стороны формального состава такого правонарушения, как незаконная агитация, не может охватывать ее последствия и заключается лишь в осознании прямой цели данного противоправного действия. Именно поэтому не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации, в том числе об имевших место агитационных призывах голосовать за или против кандидата или о других агитационных действиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 48, без выявления соответствующей непосредственно агитационной цели.
Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, т.е. не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.
В материалы дела представлены два выпуска газеты "Весь Город", в которых имеются интервью со Смайловской М.Ю. и размещены ее фотографии. По мнению заявителя, выпуски N 1 и N 2 указанной газеты носят агитационный характер, создают положительное отношение избирателей к кандидату Смайловской М.Ю.
Также в материалы дела представлен буклет, содержащий изображение Смайловской М.Ю. и биографические сведения о ней. Указанный буклет, по мнению заявителя, также носит агитационный характер.
Анализируя изложенное в исследованных судом публикациях, суд приходит к выводу о том, что в них освещены интервью со Смайловской М.Ю., а также иные значимые общественно-политические события в жизни города. Призывов голосовать "за" кандидата Смайловскую М.Ю. указанные материалы не содержат. Выпуск N 1 газеты "Весь Город" также содержит сведения о деятельности губернатора Московской области. Поздравление жителей города Пушкино с праздником "День города" не является предвыборной агитацией. Также в выпуске N 2 газеты содержатся сведения о деятельности местного отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по вопросу выдвижения кандидата от партии на пост Главы города Пушкино. В данном случае указание на проведенную конференцию местного отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" носит информационный характер и не может расцениваться как предвыборная агитация.
Представленный в материалы дела буклет был выпущен в связи с осуществлением Смайловской М.Ю. профессиональной деятельности.
Из представленной в материалы дела справки (л.д. 59) Смайловская М.Ю. работает в "данные изъяты" в должности генерального директора.
Решением заседания научно-технического Совета "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Смайловской М.Ю. было поручено до ДД.ММ.ГГГГ разработать методические рекомендации и подготовить наглядные материалы для семинаров с соискателями аспирантуры (л.д. 95-96).
Из пояснений стороны Смайловской М.Ю. в ходе судебного заседания заинтересованное лицо является автором представленного в материалы дела буклета, который она составила во исполнение решения научно-технического Совета от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между "данные изъяты" и К. (Заказчик) был заключен договор на изготовление буклета (л.д. 93-94). В соответствии с представленным в материалы дела приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89) К. работает в "данные изъяты" в должности заместителя генерального директора. Заключая договор с "данные изъяты" К. действовал на основании доверенности, выданной ему ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором "данные изъяты" Смайловской М.Ю. на представление интересов ОАО.
В соответствии с условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ2г. в печать был представлен согласованный макет буклета (л.д. 86-87). За изготовление буклета "данные изъяты" было уплачено 20 000 руб., что подтверждается представленными в материалы дела квитанцией к приходному кассовому ордеру и счетом N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-91). Указание в квитанции к приходному кассовому ордеру на поступление денежных средств от К. не свидетельствует о том, что буклет был изготовлен для указанного лица, поскольку как отмечалось судом выше К. является представителем "данные изъяты"
Использование изображений и надписей из буклета в агитационных материалах Смайловской М.Ю. не свидетельствует о том, что буклет, выполненный по договору от ДД.ММ.ГГГГ является агитационным материалом.
Нарушений авторских прав при использовании изображений и надписей из буклета в агитационных материалах Смайловской М.Ю. судом не установлено. Авторские права Смайловской М.Ю. на буклет не оспаривалось.
Заявление стороны заявителя о подложности указанных выше квитанции и счета, свидетельствующих об оплате по договору за изготовление буклета со ссылкой на несоответствии фактического размера буклета его размеру, указанному в квитанции и счете, суд находит несостоятельным, поскольку приведенные стороной заявителя признаки подложности таковыми не являются. Размер представленного в деле буклета отвечает его размерам, указанным как в договоре, так и в квитанции и счете на оплату.
Довод стороны заявителя о предвыборной агитации кандидатом Смайловской М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ при проведении праздника "День города", выразившееся в раздаче присутствующим на празднике жителям шариков и флажков с изображением смайлика и надписи на английском языке "лов", что, по мнению заявителя, является ассоциацией с кандидатом Смайловской М.Ю., суд находит не состоятельным.
Стороной заявителя не представлено суду доказательств, свидетельствующих о распространении именно кандидатом Смайловской М.Ю. указанных материалов, а также не свидетельствует о наличии агитационной информации на указанных предметах, призывающей голосовать "за" кандидата Смайловскую М.Ю.
Также не состоятелен довод о предвыборной агитации кандидатом Смайловской М.Ю. до начала наступления агитационного периода посредством размещения в социальных сетях Интернет фотографий с изображением Смайловской М.Ю. и граждан, держащих в руках указанные выше шарики и флажки.
Стороной заявителя не представлено суду доказательств, свидетельствующих о размещении указанных фотографий Смайловской М.Ю., либо иным лицом по ее поручению. Также не подтвержден сам факт размещения перечисленных фотографий, как в социальных сетях, так и на сайте Смайловской М.Ю.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Аналогичные положения закреплены в п. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Согласно положений ст. 47 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" предельный размер расходования средств избирательного фонда при выборах главы муниципального образования не может превышать одного миллиона рублей.
Из финансового отчета (л.д. 24), учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (л.д. 25-27) и сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда Смайловской М.Ю. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и сведений о расходовании денежных средств со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата Смайловской М.Ю. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер избирательного фонда составил "данные изъяты", израсходовано "данные изъяты". Смайловской М.Ю. производилась оплата изготовления предвыборных агитационных материалов. В данном случае изготовление агитационных материалов проводилось за счет средств избирательного фонда Смайловской М.Ю.
Довод представителя заявителя, что доказательством причастности Смайловской М.Ю. к публикациям в газетах "Весь город" статьи в этой газете о Смайловской М.Ю. и фото с ней, суд не принимает во внимание, поскольку как отмечалось судом выше указанные публикации не носят агитационный характер.
Доказательств использования денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда на проведение агитации, заявителем суду не представлено.
Сведений о размещении Смайловской М.Ю. агитационных материалов сверх ограничений установлено не было.
Довод стороны заявителя, что стоимость изготовленного Смайловской М.Ю. агитационного материала значительно превышает ту стоимость, которая ею указана, а также расценки типографских организаций, в которых были отпечатаны агитационные материалы Смайловской М.Ю., не соответствуют фактическим расценкам на указанную печатную продукцию, суд находит несостоятельным.
В установленном Законом порядке ООО "Гамма Про" и ООО "Миттель Пресс" были представлены в ТИК уведомления о готовности выполнить работы, оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов с отражением в уведомлении расценок на указанную продукцию (л.д. 83-85). Указанные расценки были размещены в газете "Маяк" и газете "Президент-газета", которые обозревались в судебном заседании.
Из пояснений представителя ТИК в судебном заседании следует, что услугами указанных печатных организаций мог воспользоваться любой из зарегистрированных кандидатов на должность Главы.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О политических партиях" 1. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
2. Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах.
3.1. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
4. При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах.
Право политических партий на участие в выборах в качестве избирательного объединения также отражено в ст. 25 Закона Московской области от 28.06.2006г. "О муниципальных выборах в Московской области".
В соответствии со ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" 1. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов на должность главы муниципального образования, списки кандидатов, в том числе списки кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов главы муниципального образования - одного кандидата.
1.1. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам заверяет организующая выборы избирательная комиссия.
1.2. В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
1.5. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
1.6. В случае, если избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные пунктами "г" и "д" части 1.2 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таком случае иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "г" и "д" части 1.2 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
3. Решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, списков кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников съезда (конференции);
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом соответствующей политической партии;
3) решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением соответствующего списка кандидатов). В отношении каждого кандидата должны быть указаны следующие сведения о нем: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) (если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), сведения о судимости и об иностранном гражданстве кандидатов, а также по желанию кандидата его принадлежность не более чем к одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нем при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;
5) дата принятия решения.
4. Решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, списка кандидатов заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения. В случае, если избирательное объединение не имеет печати, то решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, списка кандидатов заверяется печатью регионального отделения.
5. Состав списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу, и порядок размещения в нем кандидатов определяется избирательным объединением самостоятельно. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по единому избирательному округу, не может превышать 25 человек.
6. Уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования представляет в соответствующую избирательную комиссию решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, соответствующие списки кандидатов. Представление списка кандидатов считается уведомлением о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу.
7. Уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно с решением съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, списка кандидатов представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
1) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения;
2) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, предусмотренных в части 10 статьи 25 настоящего Закона;
3) оформленные в установленном порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам в случае выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу.
8. Уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно с решением съезда (конференции) и документами, указанными в частях 6 и 7 настоящей статьи, представляет в соответствующую комиссию в отношении каждого из кандидатов, включенных в список кандидатов, заявление, предусмотренное частью 2 статьи 23 настоящего Закона, а также документы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 23 настоящего Закона. Кандидат, выдвинутый по одномандатному или многомандатному избирательному округу, представляет перечисленные документы самостоятельно после заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
9. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, может быть включен в состав только одного списка кандидатов и выдвинут только по одному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
10. Документы, указанные в части 8 настоящей статьи, принимаются соответствующей избирательной комиссией вместе с заверенными копиями документа, удостоверяющего личность кандидата, а также документов, подтверждающих указанные в его заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии документов представляются в отношении каждого кандидата, включенного в список кандидатов.
Представленные избирательным объединением документы в отношении кандидата Смайловской М.Ю. соответствуют требованиям действующего законодательства.
Довод стороны заявителя о том, что при выдвижении кандидата Смайловской М.Ю. был нарушен порядок выдвижения суд находит несостоятельным.
Указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
В обоснование указанного довода сторона заявителя ссылалась на нарушение порядка тайного голосования, а также на искажение воли делегатов конференции. При этом по ходатайству стороны заявителя в подтверждение указанного довода были допрошены свидетели В., А., Ч., Б.
Из показаний указанных свидетелей следует, что тайна голосования была соблюдена.
Указание в бюллетене для голосования только одной кандидатуры не является нарушением Устава партии, поскольку в представленном в материалы дела Уставе политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не содержится указаний на отсутствие такой возможности.
Анализируя положения Устава политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (л.д. 97-154) судом не усматривается нарушений положений Устава при выдвижении кандидатуры Смайловской М.Ю.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено право члена иной политической партии оспаривать внутрипартийные решения другой политической партии, членом которой он не является.
Из показаний указанных выше свидетелей не следует, что при проведении конференции были нарушены порядок выдвижения Смайловской М.Ю. и процедура голосования, предусмотренные Уставом политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Кроме того, суд учитывает, что решение конференции о выдвижении кандидатуры Смайловской М.Ю. вышестоящими органами политической партии не отменено. Также суд учитывает, что решение вышестоящих органов политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о признании проведенной конференция нелегитимной отсутствует.
Несостоятелен довод стороны заявителя, изложенный в ходе рассмотрения дела, о том, что документ "сведения о доходах кандидата" составлен не по утвержденной форме. По мнению стороны заявителя, в указанном документе не должно быть отражено в скобках указание на супруга и несовершеннолетних детей.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Согласно приложению 1 к указанному закону, представленный Смайловской М.Ю. документ "Сведения о размере и об источниках доходов ?" соответствует по форме, установленной указанным Федеральным законом.
Отсутствие указания на несовершеннолетних детей в форме документа "Сведения о размере и об источниках доходов ?", изложенном в приложении 9 Закона Московской области от 28.06.2006г. "О муниципальных выборах в Московской области" не подтверждает довод заявителя о предоставлении указанного документа не соответствующего по форме документу, утвержденному действующим законодательством.
При исследование представленных Смайловской М.Ю. и избирательным объединением документов для регистрации Смайловской М.Ю. в качестве кандидата на должность Главы г. Пушкино, судом не установлено нарушений действующего законодательства.
Заявителем срок обращения в суд, предусмотренный ч. 2 ст. 260 ГПК РФ, не пропущен.
Согласно отметке о регистрации Пушкинского городского суда Московской области заявление Мирошниченко Е.И.было подано в суд с приема ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском предусмотренного законом срока обращения в суд.
Однако, как следует из аналогичного заявления Мирошниченко Е.И., зарегистрированного в Пушкинском суде ДД.ММ.ГГГГ, и поступившего по почте, с заявлением об отмене решения ТИК о регистрации кандидатом на должность Главы г. Пушкино Сайловской М.Ю. заявитель обратилась ДД.ММ.ГГГГ - в установленные законом сроки для обжалования решения в суд. Указанное обстоятельство подтверждается почтовым штемпелем на конверте, датированным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156-157).
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что нарушений норм избирательного законодательства, предусмотренных "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и другими законами, кандидатом на должность Главы г. Пушкино Смайловской М.Ю. допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Мирошниченко Е.И. об отмене решения территориально комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидатом на должность Главы города Пушкино Смайловской М.Ю. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение пяти дней.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.