Пушкинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
В. обратился в суд с иском о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
В обоснование иска истец указал, что является собственником жилого строения без права регистрации проживания, расположенного по указанному выше адресу, которое находится на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - для садоводства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Указанный земельный участок был предоставлен истцу в аренду Постановлением Главы Пушкинского района Московской области ДД.ММ.ГГГГ года N сроком на 49 лет, и на основании данного Постановления с истцом был заключен договор аренды ДД.ММ.ГГГГ, N, который зарегистрирован в Пушкинском отделе "адрес" регистрационной палаты ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации N. Обратившись с заявлением в Администрацию Пушкинского муниципального района о приобретении данного земельного участка в собственность, истец получил отказ. Основанием для отказа послужило наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Истец В. в судебное заседание не явился, о слушании дела судом извещался.
Представитель истца по доверенности (л.д. 4) Л. иск и обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела судом извещался, возражений относительно заявленных истцом требований не представил (л.д. 30).
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района по доверенности К. не возражал против удовлетворения иска, пояснил, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является ошибочной.
Представители с/т "Рамень" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Истец является собственником жилого строения без права регистрации проживания, расположенного по адресу: "адрес" участок N, право собственности зарегистрировано в установленном порядке (л.д. 5).
На основании постановления Главы администрации Пушкинского района Московской области ДД.ММ.ГГГГ N между администрацией Пушкинского муниципального района и истцом В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - для садоводства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: "адрес", участок N (л.д. 7-9, 11-13,14).
Границы данного земельного участка установлены, соответствуют материалам межевания и поставлены на кадастровый учет согласно кадастровому паспорту земельного участка (л.д. 15-21).
Из сообщения отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в ЕГРП имеется запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" участок N (л.д. 23).
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 16 ФЗ-122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, Российская Федерация не могла приобрести права и обязанности, в порядке ст. 125 ГК РФ, через муниципальное образование г.Пушкино.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок не разграничен в установленном законном порядке.
На основании изложенного, в соответствии с п. 10 ст.З ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 13 1 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Закона о местном самоуправлении.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что регистрация права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией не основана на законе и не может являться препятствием для регистрации договора аренды на спорный земельный участок.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером N вид разрешенного использования - для садоводства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: "адрес" участок N.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - 06 сентября 2012 года.
Судья: подпись Ю.Р.Чуткина
Копия верна:
Судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.