Серебряно-Прудский районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кургузова М.В.,
при секретаре Зазуновой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО8 (Серебряно-Прудский отдел), ФИО9 о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к ФИО10 (Серебряно-Прудский отдел) и ФИО11
о признании за истцом право собственности на земельный участок общей площадью 1538 кв.м., имеющий кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес"
об отмене решения ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ NМО-11/РКФ/1-311054 об отказе изменений (уточнении) площади земельного участка, постановке на кадастровый учет;
об обязании ФИО13 внести уточненные сведения на земельный участок общей площадью 1538 кв.м., имеющий кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес";
о признании ответов из ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными;
об обязании ФИО15 согласовать (уточнить) границы земельного участка общей площадью 1538 кв.м., имеющий кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес".
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал и пояснил, что в результате проведения работ по уточнению границ земельного участка истца было установлено, что площадь ее земельного участка, используемого ею на протяжении длительного времени, огороженного по периметру, больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем десять процентов, но меньше предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Также представитель истца, полагает, что истцу неправомерно отказано в учете изменений объекта недвижимости, считает отказ администрации в согласовании границ незаконным, просит признать за истцами право собственности на земельный участок уточненной площади, обязать ФИО16 (Серебряно-Прудский отдел) внести изменения в сведения о земельном участке в Государственный кадастр недвижимости на основании представленных материалов межевания.
Представитель ФИО17 (Серебряно-Прудский отдел) ФИО5 не признал исковые требования, пояснив, что в материалах межевания имеются ошибки, указанные в п. 1 оспариваемого решения, а также нарушения Закона при согласовании границ спорного участка, при наличии которых внесение изменений (уточнений) в государственный кадастровый учет невозможно.
Представитель ФИО18 ФИО6 не признала исковые требования, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 9 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Серебряно-Прудского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 06.08.2010 г. N612/40, предоставление земельного участка в порядке присоединения (прирезке) к смежным земельным участкам, находящимся в собственности граждан, производиться за плату. По мнению представителя ответчика, со дня утверждения указанного Положения решение Совета депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 04.10.2006 г. N401/51 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Серебряно-Прудского муниципального района" утратило силу.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 1000 кв.м., расположенных по адресу: "адрес". Право собственности у истца возникло в порядке наследования по закону на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на земельный участок и свидетельства от ДД.ММ.ГГГГг. о государственной регистрации права собственности на жилой дом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N обозначен как "для ведения личного подсобного хозяйства".
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения кадастрового номера N в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер равнозначен кадастровому номеру N.
В пункте 16 данного кадастрового паспорта земельного участка указано, что границы спорного земельного участка на дату выдачи кадастрового паспорта не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть уточнения границ данного земельного участка не производилось.
Согласно межевому плану от 04.06.2012 г. фактическая площадь земельного участка составила 1538 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в ФИО19 с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, представив свидетельства о государственной регистрации права и межевой план от ДД.ММ.ГГГГ
Решением ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ NМО-12/РКФ-203797 истцам было отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что были нарушены Требования к подготовке межевого плана - требований к его оформлению:
в нарушение п. 40 Требований, заполнена строка 5 реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" при отсутствии в ГКН сведений о поставленных на государственный кадастрвый учет частях уточняемого земельного участка;
в нарушение п. 41 Требований, в реквизите "4" раздела "Исходные данные" не указаны наименование (вид) расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
Также в нарушение ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", нарушена процедура согласования границ земельного участка (отсутствует согласование со смежными земельными участками).
Отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, суд находит полностью обоснованным и соответствующим действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.п. 40 и 41 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" в межевом плане реквизит "4" раздела "Исходные данные", строка "6" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", строка "2" реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях", строка "5" реквизита "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" заполняются при наличии на исходном или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ГКН.
В случае если договором подряда на выполнение кадастровых работ предусмотрено составление межевого плана, включающего сведения о частях земельного участка, занятых зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства, реквизит "4" раздела "Исходные данные" заполняется независимо от наличия в ГКН сведений о таких объектах недвижимости.
В данном случае в реквизите "4" раздела "Исходные данные" указываются: наименование (вид) расположенных на земельном участке объектов недвижимости и данные, позволяющие идентифицировать такие объекты (например, государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект и т.д.).
Таким образом, предоставленный межевой план составлен с нарушениями указанных Требований. Более того, перечисленные в пункте 1 Решения нарушенные требования были устранены кадастровым инженером в ходе судебного разбирательства, представителем истца предоставлен межевой план с внесенными исправлениями. Тем самым истцом подтверждено обоснованность отказа по данным основаниям.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 3 указанного закона Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Как видно из Межевого плана от 04.06.2012 года указанное требование закона было нарушено, в акте согласования подпись представителя администрации Серебряно-Прудского района отсутствует.
Таким образом, суд считает необоснованными требования о признании незаконным Решения ФИО21 NМО-12/РКФ-203797 и его отмене, а также о понуждении внести изменения в сведения о земельном участке в Государственный кадастр недвижимости на основании представленных материалов межевания.
Согласно п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с решением Совета депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 04.10.2006 г. N401/51 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Серебряно-Прудского муниципального района" на территории сельских поселений Серебряно-Прудского района Московской области установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящих в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства - минимальный размер 600 кв.м. (пункт 1.2), для индивидуального жилищного строительства минимальный размер - 500 кв.м. (пункт 1.1).
Поскольку размер земельного участка истца после уточнения границ превышает размер земельного участка, отраженный в правоустанавливающем документе, на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленного решением Совета депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 04.10.2006 г. N401/51, а также статьей 6 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Серебряно-Прудского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 06.08.2010 г. N612/40, следовательно, законные основания для отказа в согласовании границ спорного участка отсутствовали.
Доводы представителя администрации района относительно того, что статьей 9 вышеназванного Положения отменен порядок бесплатного присоединения (прирезки) земельного участка к имеющемуся в собственности земельному участку, установленный ранее решением Совета депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 04.10.2006 г. N401/51, суд находит несостоятельными в силу того, что при таком толковании указанной нормы (статьи 9 Положения) она вступает в противоречие с законом - подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", закрепляющим право на внесение изменения в сведения о площади земельного участка в государственный кадастр недвижимости в рамках уточнения площади.
Суд не может согласиться с позицией представителя администрации относительно того, что со дня утверждения вышеназванного Положения решение Совета депутатов Серебряно-Прудского муниципального района Московской области от 04.10.2006 г. N401/51 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Серебряно-Прудского муниципального района" утратило силу, т.к. само Положение и решение о его утверждении таких сведений не содержит.
В части, не противоречащей закону, статья 9 Положения подлежит применению в случае, если присоединение смежного земельного участка производится не в рамках уточнения местоположения границ земельного участка.
Исходя из изложенного суд считает необоснованным отказ Администрации от 25.05.2012 года в согласовании границ в межевом плане границ земельного участка общей площадью 1538 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Установленный законом порядок внесения уточненных сведений о площади земельного участка в государственный кадастр недвижимости касается изменений одной из уникальных характеристик объекта недвижимости - площади. Право собственности на земельный участок, уникальная характеристика которого изменилась в результате уточнения, сохраняется за его правообладателем в неизменной форме, дополнительного решения органа местного самоуправления не требуется.
В свою очередь, истцом в ходе судебного разбирательства, в том числе свидетельскими показаниями, доказан факт того, что спорный участок длительное время, с 1994 года, т.е. более 15 лет был огорожен изгородью по фактическим границам. Обратного суду не представлено.
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требования истца о признании за ним права собственности на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1538 кв.м. и об обязании ФИО22 согласовать границы указанного земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Руководствуясь пп. 1 п. 5 ст. 27, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к ФИО23 (Серебряно-Прудский отдел), ФИО24 о признании права собственности на земельный участок удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок общей площадью 1538 кв.м., расположенный по адресу "адрес", с кадастровым номером N.
Признать отказ ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании границ земельного участка необоснованным.
Обязать ФИО26 согласовать границы земельного участка общей площадью 1538 кв.м., принадлежащего ФИО2, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер 50 N.
В иске ФИО2 о признании незаконным Решения ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ NМО-12/РКФ-203797 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и понуждении внести изменения в сведения о земельном участке в Государственный кадастр недвижимости на основании представленных материалов межевания отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда путем подачи жалобы через Серебряно-Прудский районный суд.
Федеральный судья М.В. Кургузов
Решение в окончательной форме изготовлено 21.09.2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.