Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,
при секретаре Алферьевой Н.В.,
с участием представителя заявителя Кривова В.В.,
начальника отдела надзорной деятельности Бокситогорского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области Лаврентьева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об оспаривании пунктов предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании пунктов 2,3,7,8 предписания начальника отдела надзорной деятельности Бокситогорского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области N от 00.00.0000.
В обоснование заявленных требований указано, что в пункте 2 предписания указано, что у пожарных водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточников) д.Астрача, д.Галично, д.Баламутово, д.Черницы, д.Бередниково, д.Борисово, д.Масляная Гора, д.Яковлево, д.Ульяновщина, д.Великий Двор, д.Дыми, д.Рыбежка, д.Труфаново. В п.3 предписания указано, что подъезды к естественным водоисточникам не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12/12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - д.Падихино, д.Масляная Гора, д.Ульяновщина, д.Великий Двор, д.Рыбежка. Указанные пункты предписания не соответствуют п.5 ст.68 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которому допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2-х этажей. Указанные в предписании населенные пункты отвечают указанным требованиям. В случае, если закон не предусматривает водоснабжение для наружного пожаротушения, то установка указателей, а также оборудование подъездов и пирсов с твердым покрытием также не предусматривается.
Пунктом 7 предписания указано, что время прибытия первого подразделения к месту вызова превышает 20 минут в населенных пунктах д.Ванино, д.Белый Бор, д.Бередниково, д.Василево, д.Великий Двор, д.Врачово, д.Дерева, д.Ленинградский шлюз, д.Масляная Гора, д.Мулево, д.Новинка, д.Остров, д.Порог, д.Рыбежка, д.Селище, д.Старина, д.Труфаново, д.Ульяновщина, д.Яковлево. д.Ванино в поселении не существует, с д.Бенредниково, д.Василево, д.Ленинградский шлюз, д.Новинка отсутствует дорожное сообщение в связи с тем, что нет автомобильных мостов через р. Тихвинку. В соответствии с постановлением главы администрации Большедворского сельского поселения N от 00.00.0000 "О деятельности добровольной пожарной дружины" в поселении создана и действует добровольная пожарная дружина в количестве 4 человек, которая дислоцируется в д.Большой Двор и оснащена пожарной автомашиной. Выполнение норматива в 20 минут в случае возникновения пожара в указанных населенных пунктах физически невозможно с учетом расстояния и состояния дорог. Согласно ст.76 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" администрация Большедворского сельского поселения должна предусмотреть дислокацию подразделений пожарной охраны так, чтобы время прибытия к месту вызова первого подразделения не превышало 20 минут, до каждого населенного пункта Большедворского сельского поселения. Исходя из условий указанной нормы и согласно Порядка и методики определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов, утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N181 администрации нужно приобрести дополнительные пожарные автомашины и построить здания пожарных депо. Установленные в п.7 предписания срок до 12.09.2012 не соответствует здравому смыслу, а его выполнение должно проходить в рамках государственных федеральных целевых программ.
В п.8 предписания указано, что отсутствуют дороги, проезды, подъезды к населенным пунктам д.Белый Бор, д.Василево, д.Хитиничи, д.Турлинский лесопункт, х. Ленинградский Шлюз, д.Минецкое, д.Бурково. Указанный пункт предписания не соответствует п.5 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ от 01.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов относится к полномочиям муниципальных районов.
В возражениях начальник отдела надзорной деятельности Бокситогорского района Лаврентьева Д.А. на заявленные требования просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указал, что согласно п.2 ст.68 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся в том числе водные объекты, используемые для целей пожаротушения, в частности природные и искусственные водоемы. На территории указанных населенных пунктов такие водоемы имеются. Согласно п.90 Правил пожарной безопасности в РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. При этом выполнение данного пункта Правил напрямую. Не связано с п.5 ст.68 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Исполнение данного пункта требуется в любом случае при фактическом наличии на территории населенного пункта либо в непосредственной близости от него водоисточников, использование которых возможно для целей пожаротушения. Более того в п.5 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" приведена формулировка "допускается не предусматривать", а не категоричное "не требуется предусматривать". Необходимо учитывать, что согласно п.4 ст.4 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Следовательно, нормы Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и в частности п.5 ст.68 по общему правилу должны применяться в процессе проектирования и строительства объектов, а также для объектов защиты введенных в действие после вступления закона в силу. В то же время в Правилах изложены требования по выполнению противопожарного режима уже в процессе эксплуатации объктов защиты. Соответственно к существующим населенным пунктам и имеющимся в них водоемам в соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения п.5 ст.68 не применимы. Необходимо руководствоваться п.94 Правил пожарной безопасности по обустройству подъездов и площадок с твердым покрытием у естественных водоисточников. Таким образом, п.2, 3 предписания соответствуют требованиям действующего законодательства. В соответствии с п.п.9 п.1 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ от 01.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в составе муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Согласно ст.19 Федерального закона N69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущество до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, что во взаимосвязи со ст.76 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обязывает администрацию Большедворского сельского поселения создавать подразделения добровольной пожарной охраны на своей территории, в том числе с приобретением пожарной техники. Отсутствие мостов, подъездных дорог к населенным пунктам не снимает с администрации поселения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в том числе согласно ст.63 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Действующими нормативными правовыми актами сроки по исполнению предписания не регламентированы. Согласно п.70 Административного регламента МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ N517 от 01.10.2007 сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору самостоятельно. При этом следует отметить, что п.7 предписания не является вновь предъявляемым, ране данное требование также предъявлялось в предписании от 00.00.0000.
В судебном заседании представитель администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Кривов В.В. заявленные требования просил удовлетворить, признать пункты 2, 3,7,8 предписания незаконными по основаниям, изложенным в заявлении.
Начальник отдела надзорной деятельности Бокситогорского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области Лаврентьев Д.А. полагал представление законным и обоснованным, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:
По результатам проверки, проведенной в период с 00.00.0000 по 00.00.0000, 00.00.0000 начальником отдела надзорной деятельности Бокситогорского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области Лаврентьевым Д.А. в адрес администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области было выдано предписание N, которым было предписано устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки.
Из пункта 2 предписания следует, что у пожарных водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточников: пожарные водоемы д.Астрача, д.Галично, д.Баламутово, д.Черницы, д.Бередниково, д.Борисово, д.Масляная Гора, д.Яковлево, д.Ульяновщина, д.Великий Двор, д.Дыми, д.Рыбежка, д.Труфаново (п.90 Правил пожарной безопасности в РФ - ППБ 01-03).
Пунктом 3 предписания установлено, что подъезды к естественным водоисточникам не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года: д.Падихино, д.Масляная Гора, д.Ульяновщина, д.Великий Двор, д.Рыбежка (п.94 ППБ 01-03).
В пункте 7 предписания отражено, что время прибытия перевого подразделения к месту вызова превышает 20 минут в населенных пунктах - д.Ванино, д.Белый Двор, д.Бередниково, д.Василево, д.Великий Двор, д.Врачово, д.Дерева, д.Ленинградскиий шлюз, д.Масляная Гора, д.Мулево, д.Новинка, д.Остров, д.Порог, д.Рыбежка, д.Селище, д.Старина, д.Труфаново, д.Ульяновщина, д.Яковлево (ст.76 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Пунктом 8 предписания в вину администрации вменено отсутствие дорог, проездов, подъездов к населенным пунктам д.Белый Бор, д.Василево, д.Хитиничи, д.Турлинский лесопункт, д.Ленинграсдкий шлюз, д.Минецкое, д.Бурково (п.23 ППБ 01-03).
Указанные нарушения предписано устранить в срок до 00.00.0000.
В соответствии с ч.5 ст.68 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
При этом как следует из представленных администрацией Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области численность населения в населенных пунктах, указанных в п.2 и 3 предписания не превышает 50 человек и застроены зданиями не выше 2 этажей, что определяет возможность не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в указанных населенных пунктах, а как следствие и не делает обязательным оборудование водоемов указателями и площадками.
При этом суд не может согласиться со ссылками начальника отдела надзорной деятельности Бокситогорского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области Лаврентьева Д.А. на то, что согласно п.4 ст.4 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Поскольку п.1 ч.2 ст.1 указанного Федерального закона его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения не только при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, но и техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. При этом объектами защиты являются - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (ст.2 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
В то же время согласно п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, создание автомобильных дорог и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, не относится к полномочиям сельского поселения, а потому вменение администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области пунктом 8 предписания обязанности по строительству дорог к населенным пунктам поселения за пределами границ данных населенных пунктов противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не может быт признано законным.
В то же время из ст.76 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
При этом в соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в числе прочего относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Данное положение также закреплено в ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" из которой следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Указанные нормы дают основания суду сделать вывод о законности и обоснованности требований надзорного органа, изложенных в п.7 предписания относительно создания администрацией Большедворского сельского поселения условий для выполнения требования ст.76 Федерального закона N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". При этом ссылки администрации поселения на отсутствие средств для выполнения данного требования не являются основанием для её освобождения от выполнения требования закона.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит требования администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области подлежащими удовлетворению в части признания незаконными требования п.2, 3, 8 предписания начальника отдела надзорной деятельности Бокситогорского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области N от 00.00.0000.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные администрацией Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области требования удовлетворить частично.
Признать незаконным п.2, 3, 8 предписания начальника отдела надзорной деятельности Бокситогорского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области N от 00.00.0000.
В остальной части требований администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 10.07.2012
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.