Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Бойков О.Л.,
с участием заявителя Радченко А.Б.
представителя заявителя Х.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Радчеко А.В. на постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Л.Л., от Дата о привлечении должностного лица - коммерческого директора ООО "Квант" Радченко А.Б. к административной ответственности по ст.15.13 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО Л.Л. N\ф от Дата Радченко А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, В соответствии с Приказом ООО "Квант" от Дата N-К коммерческим директором ООО "Квант" является Радченко Александр Борисович. Коммерческий директор является должностным лицом 000 "Квант" "данные изъяты" ответственным за своевременное составление, предоставление, проверку данных декларации в соответствии с должностной инструкцией от Дата утверждённой директором ООО "Квант" Д.Н..
Радченко А.Б., не обеспечил представление:
- декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N к Положению);
- декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N к Положению);
декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N к Положению)
по месту нахождения обособленного подразделения организации: "адрес", здание скл. инв. N, лит. А, 1 этаж, пом. N, NN по пл. 5,6; лит. А 2,1 этаж, пом. N, NN по пл. 1-5, 7, 8; 1 эт. зд. Мастерских, инв. N, лит. А, 1 эт., пом. N, N по пл. 1; ангар, инв. N, лит. А, 1 эт., за третий квартал 2011 года на бумажном носителе в МРУ Росалкогольрегулирование по Северо-западному федеральному округу, а также не представило указанные декларации в электронном виде в информационный ресурс "База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртсодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции". Таким образом, коммерческим директором ООО "Квант" Р.А. нарушены требования ст. 14, 26 Федерального закона от Дата N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями), п. 4, п. 5 "Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата N (с изменениями и дополнениями), то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.15.13 Кодекса РФ об АП.
В своей жалобе и в судебном заседании Р.А. пояснил, что ООО "Квант" предоставило в МРУ Росалкогольрегулирования декларацию за 3 квартал, указав в ней юридический адрес предприятия. ООО "Квант" не имеет обособленного подразделения с точки зрения Гражданского Кодекса РФ.
В соответствии в п.4 п.5 "Положения о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата N, декларации предоставляются в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению.
За организациями законодательно закреплена обязанность предоставлять декларацию в территориальные органы ФС по регулированию алкогольного рынка. При наличии обособленных подразделений данная обязанность распространяется также и по каждому указанному в лицензии подразделению.
В лицензии помимо юридического адреса общества "адрес" указан также адрес склада алкогольной продукции "адрес" которое не может быть расценено в качестве обособленного подразделения. Других обособленных подразделений и других мест по осуществлению лицензируемой деятельности у ООО "Квант" нет. Понятие обособленного подразделения в Законе о регулировании производства и оборота спирта, а также в Положении о предоставлении деклараций не содержится, поэтому необходимо руководствоваться общими правилами, закрепленными в гражданском законодательстве РФ. В соответствии с п. 2 и 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах. В то же время юридическое лицо может осуществлять деятельность через свои обособленные подразделения (представительства и филиалы), понятие которых закреплено в ст.55 ГК РФ. Склад 000 "Квант", как место хранения и реализации продукции, не соответствует понятиям представительства и филиала, данных в ст.55 ГК РФ. Кроме того, согласно ст. 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации, либо несвоевременную подачу декларации, либо включение в декларацию заведомо искаженных данных. 000 "Квант" подало декларацию во время, объемы реализации не искажены, поэтому состав правонарушения отсутствует.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее Росалкогольрегулирования по СЗФО ) надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав заявителя и его представителя, считает, что постановление руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО N\ф от Дата в отношении Р.А. вынесен незаконно и подлежит отмене.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от Дата N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ, организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Порядок представления деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, об объемах использования этилового спирта, об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - декларации), а также их формы установлены вышеуказанным Положением о представлении деклараций, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от Дата N (далее - постановление Правительства РФ N).
В силу пунктов 4 и 5 Положения декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах). Организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде, в утвержденном указанной Службой формате.
В выданной обществу лицензии серии А 649899 от Дата, помимо юридического адреса "адрес" указан адрес единственного склада алкогольной продукции "адрес" где фактически осуществляется лицензируемый вид деятельности. Обособленные подразделения у общества отсутствуют. Согласно пункту 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах. В тоже время юридическое лицо может осуществлять деятельность через свои обособленные подразделения (представительства и филиалы), понятие которых закреплены в статье 55 ГК РФ. Так, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, а филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения и осуществляющее его функции или их часть, в том числе функции представительства. На основании абзаца 3 пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц, представленная обществом, подтверждает отсутствие у общества обособленных подразделений. Соответственно, склад общества, как место хранения и реализации продукции, не соответствует понятиям представительства и филиала организации, данных в статье 55 ГК РФ.
Сведения, указанные в лицензии о месте хранения алкогольной продукции, необходимы для осуществления государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако в силу вышеуказанных норм права они не могут быть расценены как сведения об обособленных подразделениях юридического лица. Представитель общества сообщил, что декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложения N, Nб, N к Положению) поданы в территориальный орган Управления по месту нахождения организации на бумажном носителе и в электронном носителе своевременно, данные достоверны. Представитель Управления не оспаривал факт подачи деклараций. Суд считает неприменимым к рассматриваемому спору положения статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, дающей понятие обособленного подразделения, поскольку данное понятие используются исключительно для целей налогового законодательства, к числу которых законодательство, регламентирующее производство, оборот и использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не относится. При изложенных обстоятельствах у общества отсутствовала обязанность представлять декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции дополнительно по складу. Таким образом суд приходит к выводу, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица - коммерческого директора ООО "Квант" Радченко А.Б. удовлетворить.
Постановление руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Л.Л., от Дата о привлечении должностного лица - коммерческого директора ООО "Квант" Радченко А.Б. к административной ответственности по ст.15.13 Кодекса РФ об АП отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Радченко А.Б., привлекаемого к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: "данные изъяты" О.Л.Бойков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.