Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волковой Ю.С.,
при секретаре Адамян Л.В.,
с участием: помощника прокурора Яснитской О.Н., представителей ответчиков - Саранчиной Е.В., Вершининой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Видновского городского прокурора в интересах Администрации Ленинского района, Администрации сельское поселение Володарское, неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района, Вангниц ФИО9 о признании не действительным постановления органа местного самоуправления, признании не действительным договора купли продажи земельного участка, применении последствий не действительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Видновский городской прокурор в интересах Администрации Ленинского района, Администрации сельское поселение Володарское, неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчикам с требованием о признании недействительным постановления органа местного самоуправления, признания недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки, указав в обоснование своих доводов следующее.
Городским прокурором была проведена проверка в части соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при предоставлении земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, в ходе которой были осуществлены выборочные выезды на земельные участки, предоставленные в собственность на основании ч.1 ст.36 ЗК РФ.
Вангниц С.Д. с Администрацией Ленинского района был заключен договор аренды земельного участка площадью 1100 кв.м. N "адрес"
Главой Ленинского района было принято 07.12.2011 г. постановление о передаче в собственность земельного участка Вангниц С.Д. по 10-ти кратной ставке земельного налога в порядке ст.36 ЗК РФ в связи с имеющимся в собственности на арендуемом земельном участке строением.
При проведении проверки городской прокуратурой 22.02.2012 г. было установлено, что земельный участок Вангниц С.Д. свободен от каких либо строений.
Считает, что решение о выкупе застроенного участка было принято с нарушением требований статьи 36 Земельного кодекса РФ, в отсутствие строений на участке.
В соответствии с уточненными в порядке ст.39 ГПК РФ требованиями просит признать недействительным постановление первого заместителя главы Администрации Ленинского муниципального района Селезнева А.П. от 07.12.2011 г. N 2923 "О предоставлении в собственность Вангниц С.Д. земельного участка, расположенного в "адрес"
Признать недействительным договор купли-продажи от 13.12.2011 г. N N, заключенный между Вангниц С.Д. и Администрацией Ленинского муниципального района.
Применить последствия недействительности сделки путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал свои исковые требования по основаниям, изложенным в иске, полагает, что земельный участок должен быть предоставлен по другой цене, поскольку на момент проверки строения участке не было.
Представитель ответчика Администрации Ленинского муниципального района по доверенности возражал против удовлетворения заявленных требований, предоставил возражения на исковые требования, в которых указал, что земельный участок был приватизирован Вангниц С.Д. в полном соответствии с действующим на тот момент законодательство РФ, для оформления земельного участка в собственность Вангниц С.Д. предоставил все необходимые документы, факт нахождения строения на земельном участке был подтвержден.
Представитель ответчика Вангниц С.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что на момент предоставления земельного участка строение на нем было.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и имеющиеся в них доказательства, находит иск подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а так же иные полномочия на Решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно абз. 2 п.10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов принадлежит право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Ст. 19 ЗК РФ предусматривает перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности.
Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 28-29 ЗК РФ - на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10,11 ЗК РФ.
Как установлено судом, 20.09.2011 г. между Администрацией Ленинского муниципального района и Вангниц С.Д. был заключен договор аренды земельного участка N N согласно которому земельный участок общей площадью 1100 кв.м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, находящийся в неразграниченной государственной собственности предоставлен в аренду для ведения личного хозяйства на 5 лет Вангниц ФИО10 (л.д.24-28).
Ответчик Вангниц С.Д. обратился к Главе Ленинского муниципального района с просьбой предоставить ему в собственность арендуемый им земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ, приложив в числе других документов копию свидетельства о праве собственности на объект недвижимого имущества (л.д.20).
Глава сельского поселения Володарское Гусев С.В. также ходатайствовал перед Главой Ленинского муниципального района о выкупе земельного участка N N площадью 1100 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, упоминая о принадлежащем Вангниц С.Д. нежилом строении (хозблок), расположенном на указанном земельном участке (л.д.23).
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, судом установлено и подтверждается ответчиками по делу, что Вангниц С.Д. были предоставлены все необходимые в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ документы для оформления в собственность земельного участка.
Согласно положениям ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимую вещь, к которой в частности относится земельный участок, возникает с момента государственной регистрации прав на него.
На основании Декларации об объекте недвижимого имущества от 21.10.2011 г. и вышеуказанного договора аренды земельного участка от 20.09.2011 г. Вангниц С.Д. было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности от 08.11.2011 г. на хозяйственный блок, назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 9 кв.м., расположенный по адресу: "адрес"
Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", вcтупивший в cилу 01.09.2006 г., установил упрощенный порядок приватизации земельных участков, находящихся в личном пользовании, а также домов и строений и внес существенные изменения в такие нормативные акты, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",Грaждaнский кoдекс РФ
,Градoстрoительный кoдекс РФ
,Налoговый кoдекс РФ и некoтoрые другие.
В соответствии со ст.25.3 Федеральный закон от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, ответчиком Вангниц С.Д. в соответствии с вышеуказанными нормами было зарегистрировано право собственности на 1-этажный хозблок площадью 9 кв.м., расположенный на земельном участке N 127.
Как следует из представленных материалов, 07.12.2011 г. Администрацией Ленинского муниципального вынесено Постановление N N "О предоставлении в собственность Вангниц С.Д. земельного участка, расположенного в "адрес" согласно которому указанный земельный участок, на котором находится объект недвижимого имущества, принадлежащий Вангниц С.Д., предоставлен ему в собственность за плату (л.д.11).
13.12.2011 г. во исполнение вынесенного постановления между Вангниц С.Д. и Администрацией Ленинского муниципального района заключен Договор купли-продажи земельного участка N 826, согласно которому земельный участок N N продается по 10-тикратной ставке земельного налога, земельный участок был передан по Передаточному акту и расчет между сторонами произведен.
В рамках судебного разбирательства судом подробно изучены копии дел правоустанавливающих документов на земельный участок N N и расположенное на нем нежилое строение, предоставленных органом государственной регистрации Ленинского района и включающие в себя следующие правоустанавливающие документы: договор аренды земельного участка N N от 20.09.2011г., Постановление Администрации Ленинского муниципального района N N 07.12.2011 г., Договор купли-продажи земельного участка N N от ДД.ММ.ГГГГ., Декларацию об объекте недвижимого имущества (л.д.63-102).
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом представлены материалы проверки, проведенной в рамках осуществления законности действий администрации Ленинского муниципального района при предоставлении физическим лицам в собственность земельных участков по ст.36 ЗК РФ от 22.02.2012 г., в ходе которой было установлено, что в нарушение норм земельного законодательства на участке N "адрес", предоставленном в собственность Вангниц С.Д., отсутствуют какие либо строения (л.д.29).
В опровержение доводов прокурора об отсутствии строений на участке N N ответчик Вангниц С.Д. пояснил, что на время зимнего периода ввиду увеличения снежного покрова и отсыревания конструкций верхняя конструкция строения - хозблока была перенесена на другой земельный участок родственника ответчика, после чего с наступлением весеннего периода и уменьшения снега конструкция была перевезена обратно.
В соответствии со ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Во исполнение вышеуказанной нормы Администрацией Ленинского муниципального района 13.04.2012 г. на основании Распоряжения N 240/6 о проведении проверки от 10.04.2012 г. была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке N 127 в "адрес", включая фотосъемку, по итогам которой был составлен соответствующий акт.
Согласно вышеуказанному акту проверки соблюдения земельного законодательства при выезде на земельный участок был зафиксирован факт наличия в границах земельного участка N 127 хозяйственного строения (л.д.39-45). По итогам проведенной проверки нарушений земельного законодательства не выявлено.
В обоснование своих утверждений о наличии на земельном участке N N строения ответчик Вангниц С.Д. представил кадастровый паспорт здания нежилого назначения - хозяйственного блока литера А, расположенного по адресу: "адрес" а также технический паспорт на данное здание, содержащий его основные технические характеристики.
В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка, эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Поскольку вышеуказанная статья 36 ЗК РФ, говоря о преимущественном праве на приобретение (закрепление) в собственность земельных участков гражданами - собственниками зданий, строений, сооружений, являющихся по своей правовой природе недвижимым имуществом, не конкретизирует данные понятия, судом в целях всестороннего и объективного рассмотрения спора назначена строительно-техническая экспертиза с целью определить имеется ли на земельном участке N 127 какие либо строения и (или) сооружения, указать вид объекта, описание его местоположения, является ли данное строение объектом капитального строительства неразрывно связанным с земельным участком, позволяют ли его конструктивные особенности осуществлять перевозку строения с сохранением конструктивных характеристик.
Согласно ст.86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Из заключения эксперта следует, что по результатам обследования фактических границ земельного участка N N, что на земельном участке расположено единственное отдельно стоящее здание - хозяйственный блок площадью застройки 9,7 кв.м. функциональным назначением которого является использование в качестве здания для хозяйственных нужд.
Согласно выводам эксперта здание представляет собой инженерный объект, для создания которого проводились определенные строительные работы, такие как разработка грунта под устройство фундамента, устройство бетонного фундамента, возведение на фундаменте деревянного щитового хозяйственного блока.
По результатам экспертизы установлено, что исследуемый хозяйственный блок относится к объектам недвижимости, в связи с чем преенос объекта полностью без несоразмерного ущерба невозможен.
В судебном заседании эксперт поддержал выводы строительно-технической экспертизы, пояснил, что в ходе проведенного обследования установлено наличие строения, установка которого на являющийся его неотъемлемой частью фундамент была в собранном виде.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
У суда не имеется оснований не доверять выводам строительно-технической экспертизы, поскольку она проведена с соблюдением норм действующего законодательства, а доказательств указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы суду не представлено.
Исследования и выводы экспертов изложены в техническом заключении последовательно и понятно, ответы на вопросы содержат исчерпывающий объем информации и изложены в доступной форме.
Таким образом, на основании исследованных судом доказательств установлено, что в границах спорного земельного участка N 127 в дер. Большое Саврасово, предоставленном Вангниц С.Д. в собственность на основании Постановления Администрации Ленинского муниципального района N 2923 от 07.12.2011 г. и Договора купли-продажи земельного участка N 826 от 13.12.2011 г., находится принадлежащее Вангниц С.Д. на праве собственности, зарегистрированном в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нежилое здание для хозяйственных нужд, относящееся к объектам недвижимого имущества.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица в области использования и охраны земель, могут быть признаны судом недействительными.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их с позиций относимости, допустимости и достаточности, суд не находит оснований для признания недействительным Постановления Администрации Ленинского муниципального района от 07.12.2011 г. N 2923 "О предоставлении в собственность Вангниц С.Д. земельного участка, расположенного в Ленинском районе, сельское поселение Володарское, дер.Большое Саврасово, уч.N 127" ввиду отсутствия факта нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
Кроме того, имеющиеся в деле письменные доказательства, включая материалы проверки соблюдения земельного законодательства, проведенной органами местного самоуправления, а также предоставленные ответчиками правоустанавливающие документы, полученные на основании первоначальных ходатайств о предоставлении в собственность земельного участка N127 под строением, свидетельствуют о соблюдении Администрацией Ленинского муниципального района регламентированной вышеуказанными законодательными актами процедуры предоставления в собственность земельного участка в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом приняты во внимание доводы проведенной судебной строительно-технической экспертизы, подтверждающие наличие на спорном земельном участке N 127 дер.Большое Саврасово объекта недвижимого имущества - хозяйственного блока, право собственности на который было зарегистрировано за Вангниц С.Д. 08.11.2011 г. еще до проведения выездной проверки прокуратуры.
Руководствуясь ст ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Видновского городского прокурора в интересах Администрации Ленинского района, Администрации сельское поселение Володарское, неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района, Вангниц ФИО11 о признании не действительным постановления органа местного самоуправления, признании не действительным договора купли продажи земельного участка, применении последствий не действительности сделки, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Судья: Волкова Ю.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.