Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лебедевой О.Ю.
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф., Анисимова А.Н. о признании незаконным отказа Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г.Томска о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г.Томска о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы, указывая в обоснование заявленных требований, что решением Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту Администрации г.Томска от 23.08.2012 N 809/01-17 было отказано в признании их семьи (Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф.) участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в целях получения социальной выплаты и использования ее для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту. Решение об отказе было принято в соответствии с подпунктом "б" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 /непредставление или представление не всех документов/, а именно непредставление документа, подтверждающего, что семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора (договора займа). Считают, что заинтересованное лицо незаконно отказывает в признании семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", тем самым нарушает права семьи воспользоваться социальной выплатой и погасить с ее помощью основную сумму долга и проценты по кредитному договору, заключенному 30.11.2010. Указывает, что согласно кредитному договору от 30.11.2010 года АКБ "РОСБАНК" (ОАО) предоставил им ипотечный кредит в размере /сумма обезличена/ руб. под 14% годовых сроком на 182 месяца для целевого использования: для приобретения квартиры, находящейся по адресу: "адрес обезличен". На основании договора купли-продажи (с использованием кредитных средств) "номер обезличен" от 20.11.2010 они приобрели в общую совместную собственность вышеуказанную квартиру. 09.07.2012 они обратились в Управление по делам молодежи, физическое культуре и спорту Администрации г.Томска с заявлением о признании их семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, приложив к заявлению все необходимые документы. При подаче документов для участия в подпрограмме ими был представлен приказ от 07.06.2012 N 1/271 "О признании отдельных граждан, семей нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещений), в целях участия в городских долгосрочных целевых программах, направленных на улучшение жилищных условий", согласно которому их семья признана нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения кредитного договора, в соответствии с абз.2 пункта 3 Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях. Данное решение принято на момент рассмотрения заявления, с учетом наличия заключенного кредитного договора. Об этом указывает само заинтересованное лицо в решении об отказе и вместе с тем не признает их семью участником подпрограммы. Таким образом, на момент заключения кредитного договора от 30.11.2010 их семья была нуждающейся в жилом помещении, что нашло подтверждение в приказе от 07.06.2012 года N 1/271. с учетом уточнения исковых требований, ссылаясь на ст.51 Жилищного кодекса РФ, п.п.6, 7, 15(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, ст.ст. 3 ГПК РФ, заявители просят признать приказ от 19.07.2012 года N 1/338 "О признании молодых семей частниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы /письмо Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту Администрации города Томска от 23.08.2012 N 809/01-17/ в части отказа в признании молодой семьи в составе Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф. участником подпрограммы незаконным; обязать Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту Администрации города Томска признать молодую семью в составе Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф. и Анисимова А.Н. участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в целях получения социальной выплаты и использования ее для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту.
Заявитель Анисимов Н.Н., действующий в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Анисимова А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя Анисимова Н.Н., Кизилова Т.Н. дополнительно пояснила, что в 2010 году, на момент заключения кредитного договора, т.е. 30.11.2010 семья уже была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2012 году все документы, которые требовались в соответствии с требованиями действующей программы, были предоставлены в Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Томска, но семье было необоснованно отказано во включении в списки молодых семей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Заявитель Мустафина Д.В., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель лица Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Томска Ермак Н.В., действующая на основании доверенности от 11.09.2012 сроком полномочий на один год, и Ильенок О.В., действующая на основании доверенности от 11.09.2012 сроком полномочий на один год, в судебном заседании требования не признали по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по их мнению, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В статье 40 Конституции РФ с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) закреплено право каждого на жилище.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечения нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 года N 20-П, определение от 15.02.2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
В целях реализации вышеуказанного конституционного принципа постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в рамках которой предусмотрена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Указанная подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Организационные мероприятия Подпрограммы на федеральном уровне предусматривают, в том числе проведение конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в Подпрограмме.
В свою очередь субъект Российской Федерации, отобранный для участия в Подпрограмме, осуществляет: отбор муниципальных образований для участия в Подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями; определение исполнителей подпрограммы в субъектах Российской Федерации; в пределах своих полномочий контроля за реализацией подпрограммы на региональном и муниципальном уровнях.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.07.2011 N 1346-р Томская область входит в состав субъектов Российской Федерации, отобранных для участия в Подпрограмме, и которой в 2011 году предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Администрации Томской области от 21.04.2011 N 113а утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Томской области на 2011-2015 годы". В паспорте данной региональной целевой программы в качестве исполнителей указаны Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области и органы местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно постановлению Администрации Томской области от 15.09.2011 N277а муниципальное образование "Город Томск" входит в число муниципальных образований, участвующих в реализации программных мероприятий.
Постановлением администрации Города Томска от 26.04.2011 N 395 утверждена городская долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск" на 2011 - 2015 годы.
Из п. 4 постановления администрации г. Томска от 11 октября 2011 года N 1102 "О порядке реализации на территории муниципального образования "Город Томск" программы "Обеспечения жильем семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы, долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Томской области на 2011-2015 годы", долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Томской области на 2011-2015 годы", городской долгосрочный целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск" на 2011-2015 годы" следует, что Управлению по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Города Томска ( ФИО1) постановлено осуществлять функции уполномоченного органа по реализации на территории муниципального образования "Город Томск" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Томской области на 2011 - 2015 годы", городской долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск" на 2011 - 2015 годы, то есть Управление фактически является ее исполнителем.
Согласно п. 5.2. городской долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск" на 2011 - 2015 годы претендовать на участие в Подпрограмме может молодая семья, изъявляющая желание стать участницей Подпрограммы на территории муниципального образования "Город Томск" и соответствующая следующим условиям:
5.2.1. все члены семьи являются гражданами Российской Федерации и состоят на регистрационном учете по месту жительства на территории муниципального образования "Город Томск" на момент подачи документов на участие в Подпрограмме;
5.2.2. молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении для целей участия в Подпрограмме на территории муниципального образования "Город Томск".
Под нуждающимися в жилых помещениях в целях Подпрограммы понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в Подпрограмме на территории муниципального образования "Город Томск" определяется муниципальным правовым актом администрации Города Томска;
5.2.3. наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти Томской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575 в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы внесены изменения в приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и пункт 2 дополнен подпунктом "е", согласно которому предусмотрено право использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01 января 2011 года. Начало действия пункта, с момента вступления в силу изменений с 26 июля 2011 года.
В соответствии с пунктом 15 (1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства копию кредитного договора, заключенного до 31 декабря 2010 года включительно.
Из материалов дела следует, что 30.11.2010 между АКБ "Росбанк" (ОАО) и Анисимовым Н.Н., Мустафиной Д.Ф. был заключен кредитный договор "номер обезличен". кредит в сумме /сумма обезличена/ руб. был предоставлен для целевого использования, а именно приобретения квартиры. Свидетельством о государственной регистрации права от 03.12.2010 серии "номер обезличен" подтверждается, что на основании договора купли-продажи квартиры (с использованием кредитных средств от 30.11.2010 "номер обезличен") Анисимов Н.Н. и Мустафина Д.Ф. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: "адрес обезличен".
В судебном заседании установлено, что приказом N 1/271 от 07.06.2012 "О признании отдельных граждан, семей нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещений), в целях участия в городских долгосрочных целевых программах, направленных на улучшение жилищных условий" семья Аникина Н.Н. и Мустафиной Д.Ф. была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Данное обстоятельство также подтверждается протоколом заседания комиссии по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий от 07.06.2012 N22.
09.07.2012 Анисимова Н.Н., Мустафина Д.Ф., действуя также в интересах несовершеннолетнего Анисимова А.Н., обратились в Администрацию г. Томска с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жилье молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. к заявлению были приложены: копии документов, удостоверяющих личность, копия свидетельства о заключении брака, копия кредитного договора и справка об остатке задолженности.
На основании п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15 (1) настоящих Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 июля 2011 N 575), в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Согласно сообщению Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту от 23.08.2012 N809/01-14 приказом от 19.07.2012 N1/338 семье Аникина Н.Н. и Мустафитной Д.Ф. было отказано в признании участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в соответствии с подпунктом "б" пункта 18 Правил, а именно связи с непредставлением документа, подтверждающего, что молодая семья была признанна нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора, предусмотренного подпунктом "е" пункта 15 (1) Правил.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к выводу, что приказ N 1/338 от 19.07.2012 о признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в части отказа в признании молодой семьи в составе Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф. участниками подпрограммы не соответствует целям, задачам и принципам мер социальной поддержки, установленным действующим законодательством, и противоречит Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Довод представителя Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Томска о том, что заявители не представили доказательств того, что на момент заключения кредитного договора молодая семья была признанна нуждающейся в жилом помещении, является несостоятельным, поскольку опровергается представленными доказательствами, а именно приказом N1/271 от 07.06.2012 "О признании отдельных граждан, семей нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещений), в целях участия в городских долгосрочных целевых программах, направленных на улучшение жилищных условий" и протоколом заседания комиссии по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий N 22 от 07.06.2012, из которых следует, что семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора на основании с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Как уже указывалось ранее, кредитный договор был заключен 30.11.2010 года.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На момент 07.06.2012 Анисимов Н.Н. и Мустафина Д.Ф. являлись собственниками квартиры, приобретенной ими на основании кредитного договора, поэтому положение п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ при признании их нуждающимися в жилых помещениях на 07.06.2012 не могло быть применено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент принятия решения о признании молодой семьи участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" семья в составе Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф., Анисимова А.Н. отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - участников подпрограммы на получение социальной выплаты, т.е. являлась нуждающейся в жилых до дня заключения кредитного договора, в результате заключения которого, семья заявителей приобрела жилое помещение в собственность, а следовательно утратила статус семьи нуждающейся в жилых помещениях.
В связи с чем, результат рассмотрения комиссии по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях Администрации г. Томска от 07.06.2012г. в части заявления семьи заявителя нуждающимися на момент заключения кредитного договора, является достаточным основанием признания семьи заявителей участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015.
Суд считает необходимым обязать Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту Администрации города Томска признать участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 молодую семью в составе Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф. в целях получения социальной выплаты и использования ее для погашения основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф., Анисимова А.Н. удовлетворить.
Признать приказ N 1/338 от 19.07.2012 о признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в части отказа в признании молодой семьи в составе Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф. участником подпрограммы незаконным.
Обязать Управление по делам молодежи, физической культуре и спорту Администрации города Томска признать участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 молодую семью в составе Анисимова Н.Н., Мустафиной Д.Ф. в целях получения социальной выплаты и использования ее для погашения основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска.
Председательствующий: О.Ю. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.