Дело N 2- 2762/12
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 октября 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе
председательствующего Куц Е.В.,
при секретаре Погребковой Л.С.,
с участием
помощника прокурора Ленинского района г.Томска Мельниковой А.И., материального истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Шульгина ММ к Администрации города Томска об обязании предоставить вне очереди помещение по договору социального найма
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в интересах Шульгина М.М. с иском к администрации г. Томска об обязании предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... квадратных метров.
В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал, что Шульган М.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением З районного суда ВК области республики К от ДД.ММ.ГГГГ его мать Ф была лишена родительских прав. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением Г от ДД.ММ.ГГГГ N Ш. был назначен опекуном Шульгину М.М. Жилье за ним не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ Шульгин М.М. закончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования " ТПУ". В настоящее время является студентом ... курса Магистратуры в "НИ ТПУ" г.Томска, проживает на съемной квартире.
Шульгин М.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ Однако, с указанной даты и по настоящее время Администрацией г. Томска меры по обеспечению Шульгина М.М. жилым помещением не предприняты.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержала, указав на неисполнение обязанности ответчиком по предоставлению жилого помещения.
Материальный истец Шульгин М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому поскольку истец обучается в университете и проживает в общежитии, она не имеет право на предоставление жилого помещения.
Представитель третьего лица Администрации Томской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Томской области жилая площадь предоставляется детям-сиротам вне очереди по договору социального найма только после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования. Считает, что предъявление данного искового заявления преждевременно.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1, подпункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из представленных документов, в частности справки N от ДД.ММ.ГГГГ, Шульгин М.М. распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ N поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, также взят на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер в списках общей очереди - ....
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" N от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о наличии прав на недвижимое имущество у Шульгина М.М. отсутствуют.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ N, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Шульгина М.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. на недвижимое имущество.
В соответствии со справкой б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ТПУ, Шульгин М.М. является студентом ... курса магистратуры факультета " ИК" ТПУ. Форма обучения: очная, форма финансирования: бюджетная.
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года N188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).
В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года N740 "Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий" установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.
Из распоряжения мэра г. Томска от 04.05.2008 года N р344 "Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования "город Томск" следует, что Администрация г. Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение.
Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем, исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Администрация г. Томска является надлежащим ответчиком.
Вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140).
Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. В этой связи, взаимоотношения администрации г. Томска и администрации Томской области по вопросу о выделении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, находятся за рамками рассматриваемого спора.
Довод о, что право Шульгина М.М. на предоставление жилого помещения ответчиком не нарушено, поскольку Шульгин М.М. обучается и право на предоставление жилого помещения у него, как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает после окончания его пребывания в указанном образовательном учреждении судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Шульгина М.М.., состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, возникло с момента окончания в 2007 году МОУ средняя общеобразовательная школа N 5 города Томска.
При таких обстоятельствах Шульгин М.М.., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Следует также учитывать и то, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 года N 746-О-О "По жалобе гражданина Ю. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (пункт 2.2), поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса РФ суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса РФ как федерального закона, принятого позднее.
Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна ... квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.
Учитывая изложенное, Администрация г. Томска обязана предоставить истице вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее ... кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Томска предоставить Шульгину ММ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления не менее ... квадратных метров общей площади, расположенное на территории города Томска.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение не вступило в законную силу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.