Судья Томского районного суда Томской области Пашук И.О., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО " "данные изъяты"", расположенного (юридический адрес): "адрес", по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В связи с обращением неопределенного круга лиц о соблюдении ФЗ "Об охране окружающей среды" в "адрес", в качестве специалиста Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, для проведения проверки деятельности юридического лица ООО " "данные изъяты"", расположенного по адресу д. "адрес", "адрес", была направлена старший государственный инспектор Томской области по охране природы К. В ходе проверки последней выявлено, что деятельность предприятия связана с обращением отходов производства и потребления при размещении и накоплении отходов на арендуемой территории общей площадью 3,5 Га, расположенный в глиняном карьере, 1,5 км на юго-восток от "адрес", в 20 метрах от асфальтовой дороги для временного складирования твердых бытовых отходов от усадеб граждан и предприятий населенных пунктов "адрес". Установлено, что на момент проверки ООО " "данные изъяты"" не разработаны паспорта опасных отходов, у лица, допущенного к опасным отходам, отсутствует сертификат на обращение с опасными отходами, отсутствует порядок производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления, в связи с чем, ООО " "данные изъяты"" нарушены ст. ст. 14, 15, 26 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также п.п. 1, 2 ст. 67 ФЗ " Об охране окружающей среды".
По результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, прокурором Томского района Томской области в соответствии со ст. ст. 25, ст. 28.4 КоАП РФ, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО " "данные изъяты"" за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, т.е. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ вышеуказанное постановление направлено для рассмотрения в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Определением старшего государственного инспектора Томской области по охране природы от хх дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО " "данные изъяты"" передано для рассмотрения по подведомственности в Томский районный суд Томской области.
В судебном заседании директор ООО " "данные изъяты"" Х. согласился с выявленными нарушениями, считает, что деятельность полигона необходимо приостановить.
Прокурор просил привлечь ООО " "данные изъяты" к административной ответственности, за несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления и приостановить деятельность.
Изучив материалы об административном правонарушении, выслушав директора ООО " "данные изъяты"" Х., прокурора, суд считает, что ООО " "данные изъяты"", подлежит привлечению к ответственности по ст.8.2 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", а также ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, - также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
На основании ст. ст. 18,19 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно ст. 26 Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
В силу ст. 15 Закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Согласно ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также - результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Нарушение вышеуказанных норм ООО " "данные изъяты"" подтверждается: пояснениями старшего государственного инспектора Томской области по охране природы К. о нарушениях ООО " "данные изъяты"" в связи с осуществлением деятельности, связанной с обращением отходов производства и потребления, а именно: отсутствие паспортов опасных отходов; отсутствие сертификата на обращение с опасными отходами, у лица, допущенного к опасным отходам; отсутствует порядок производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от хх, где в графе объяснений директором Х. указано, что с указанными нарушениями согласен; уставом ООО " "данные изъяты"", согласно которого целью и предметом деятельности общества являются получение прибыли от деятельности удаление и обработка твердых отходов, оптовая торговля отходами и ломом; по договору безвозмездного пользования ООО " "данные изъяты"" Администрацией "адрес" поселения передан объект коммунального хозяйства, общей площадью 3,5 га, расположенный в глиняном карьере, 1,5 км на ю-в от д "адрес" в 20 м от асфальтированной дороги и указанный в перечне земельных участков, разрешенных для временного складирования ТБО от усадеб граждан и предприятий населенных пунктов "адрес" сельского округа, утв. Постановлением Главы района от хх N; на основании свидетельства о государственной регистрации от хх ООО " "данные изъяты"" является юридическим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ООО " "данные изъяты"" мер по соблюдению экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно соблюдения требований законодательства "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" в материалах дела не имеется, и не оспаривается правонарушителем.
При таких обстоятельствах ООО " "данные изъяты"" подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Определяя вид наказания, прихожу к следующим выводам.
На основании ст. 34, 56 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 5 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена. При этом действующее законодательство не предусматривает случаев допустимого нарушения природоохранного законодательства, в связи с этим незаконная деятельность не может быть разрешена. Требования природоохранного законодательства носят общеобязательный характер и обязанность соблюдения этих требований не ставится в зависимость от того, причиняет ли осуществляемая деятельность реальный вред.
Согласно п. 1 и 2 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат хранению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Отходы производства являются объектом, чуждым окружающей природной среде, в связи с чем, их ненадлежащее размещение создает потенциальную угрозу экологической безопасности (как в форме химического и биологического, так и механического загрязнения).
Отсутствие в представленных материалах нормативов превышения загрязняющих веществ на определенный момент не свидетельствует о безопасности деятельности по размещению отходов и не освобождает ООО " "данные изъяты"" от обязанности принять меры, исключающие возможность нарушения природоохранного законодательства.
Совершенное ООО " "данные изъяты"" правонарушение относится к категории нарушений посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Данные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. В связи с чем, ООО " "данные изъяты"" подлежит привлечению к ответственности в виде приостановления деятельности, которая согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц.
Определяя срок приостановления деятельности, судья исходит из того, что законный представитель ООО " "данные изъяты"" Х. факт совершения административного правонарушения признал.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ООО " "данные изъяты"" признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде приостановления деятельности ООО " "данные изъяты"", расположенного (юридический адрес) "адрес" сроком на 60 дней.
Постановление направить судебному приставу-исполнителю для его немедленного исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд течение 10 суток со дня вручения.
Судья И.О. Пашук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.