Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Романовой Т.В.,
с участием:
представителя истца Базановой В.П.,
представителя ответчика Гуреева Е.С.,
представителя ответчика Трениной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Зоркальцевского сельского поселения, Администрации Томского района о понуждении к исполнению обязанности по обустройству санкционированного места размещения твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Томского района Томской области, действуя на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Зоркальцевского сельского поселения, о понуждении к исполнению обязанности по обустройству санкционированного места размещения твердых бытовых отходов, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В ходе проведенной прокуратурой Томского района Томской области проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды при размещении санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов (далее ТБО) в с. Зоркальцево в деятельности Администрации Зоркальцевского сельского поселения выявлены нарушения. Постановлением Муниципалитета Томского района от 13 мая 2002 года N 85 "Об упорядочивании земельных участков под свалки ТБО Зоркальцевскому сельскому округу" Администрации Зоркальцевского сельского округа выделен под размещение ТБО земельный участок, расположенный в с. Зоркальцево, за очистными сооружениями в старом карьере в (адрес).
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ст. 29 указанного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с п. 4 "Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов (ТБО) для населенных пунктов с численностью до трех тысяч человек" утвержденного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 16 июня 1999 г. N 227, обустройство санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов включает в себя: устройство подъездной дороги; устройство траншей (котлована) для складирования и захоронения отходов; устройство изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов; устройство защитной обваловки грунтом по периметру объекта размещения отходов; установка аншлагов (информационных щитов).
В нарушение указанных требований площадь складирования ТБО не имеет изоляционного покрытия площади складирования; защитной обваловки грунтом по периметру объекта размещения отходов; аншлагов (информационных щитов). Указанное нарушение было также выявлено в ходе выездной проверки и визуального осмотра санкционированного размещения ТБО (дата) специалистами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.Неисполнение требований природоохранного законодательства создает непосредственную угрозу экологической безопасности и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.
На основании изложенного прокурор просил обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения принять меры по обустройству санкционированного места размещения объекта твердых бытовых отходов в с. Зоркальцево Томского района Томской области в соответствии с требованиями природоохранного законодательства: осуществить устройство изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов, осуществить устройство изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов, устройство защитной обваловки грунтом по периметру объекта размещения отходов, установку аншлагов (информационных щитов) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе производства по делу, истец уточнил основания иска указав, что обязанность по обустройству полигона ТБО к Администрации Зоркальцевского сельского поселения от Администрации Зоркальцевского сельского округа перешла в порядке универсального правопреемства на основании ст. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В качестве соответчика определением суда привлечена Администрация Томского района.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Томского района Томской области Базанова В.П., иск поддержала в полном объеме заявленных требований.
Представитель ответчика Администрации Зоркальцевского сельского поселения Гуреев Е.С., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения не является правопреемником Администрации Томского района; объекты по размещению ТБО Администрации поселения не передавались и в настоящий момент ею не эксплуатируются; принятие мер по обустройству мест размещения ТБО находится за пределами полномочий Администрации поселения, поскольку не относится к вопросам местного значения поселения, так как организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения муниципального района.
Представитель ответчика Администрации Томского района Тренина Т.В., действующая по доверенности, иск не признала, указывая, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения является правопреемником Зоркальцевского сельского округа, которому было официально предоставлено место для размещения ТБО с возложением обязанностей по надлежащему обустройству объекта размещения ТБО, которые до настоящего времени не исполнены; в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об отходах производства и потребления", к компетенции поселения относится сбор и вывоз бытовых отходов, что предусматривает размещение и соответственно обустройство мест размещения ТБО; вопрос об утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, что действительно относится к компетенции муниципального района, по иску прокурора не разрешается.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе рассмотрения иска установлено, что Постановлением Главы муниципалитета Томского района от 13 мая 2002 года N 85 "Об упорядочении земельных участков под свалки ТБО Зоркальцевскому сельскому округу" (далее - Постановление) на основании ходатайства администрации Зоркальцевского сельского округа, руководствуясь постановлением Главы администрации Томской области "Об утверждении порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов" от 16 июня 1999 года, Администрации Зоркальцевского округа разрешено использование обследованных земельных участков в границах их фактического использования подразмещение твердых бытовых отходов от усадеб граждан и организаций округа. Разрешение действует до решения вопросов финансирования, проектирования и строительства полигонов ТБО.
Согласно Приложению N 1 к Постановлению, местоположение предоставленного земельного участка: с. Зоркальцево, за очистными сооружениями, в старом карьере, в (адрес).
Пунктом 3 данного Постановления утверждены мероприятия, направленные на обустройство припоселковых свалок ТБО для населенных пунктов Зоркальцевского сельского округа.
В Приложении N 2 к Постановлению, указаны мероприятия по обустройству мест временного размещения ТБО (припоселковых свалок) для населенных пунктов Зоркальцевского сельского округа, а именно устройство подъездной дороги, обустройство площадок для складирования ТБО: - устройство основания площадок; - устройство обваловки про периметру объектов размещения ТБО; - установка аншлагов и шлагбаумов.
Ответственными исполнителями за данные мероприятия указаны должностные лица Зоркальцевского сельского округа - Управляющий сельским округом, начальник МУП ЖКХ "Зоркальцевское", срок исполнения (дата).
В соответствии с п. 4 "Порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов (ТБО) для населенных пунктов с численностью до трех тысяч человек" (утв. постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 16 июня 1999 г. N 227) обустройство санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов включает в себя: устройство подъездной дороги; устройство траншей (котлована) для складирования и захоронения отходов; устройство изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов; устройство защитной обваловки грунтом по периметру объекта размещения отходов; установка аншлагов (информационных щитов).
В соответствии с ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочияпо решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Учитывая указанное, Администрация Зоркальцевского сельского поселения является правопреемником органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения, то есть Зоркальцевского сельского округа.
Согласно п. 19 ст. 4, п. 20 ст. 30 Устава муниципального образования Зоркальцевское сельское поселение Томского района Томской области к вопросам местного значения Зоркальцевского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям Администрации относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании ст. 2 Устава муниципального образования Зоркальцевское сельское поселение Томского района Томской области Администрация Зоркальцевского сельского поселения является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе - организациясбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ),сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования,размещения таких отходов.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ,размещение отходов - хранение и захоронение отходов;хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправлениямуниципальных районов в области обращения с отходами относитсяорганизация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Представителем Администрации Зоркальцевского сельского поселения в обоснование возражений против доводов иска об эксплуатации санкционированного места размещения ТБО представлены договора, заключаемые с 2007 года Администрацией поселения с УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", согласно которым исполнитель оказывает услуги по вывозу отходов и их захоронению в с. Ново-Михайловка, с. Сухоречье, Томского района.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Администрацией Зоркальцевского сельского поселения прекращена эксплуатация санкционированного места размещения ТБО только с 2007 года, а до этого времени вывоз и размещение отходов осуществлялось на санкционированном месте размещения ТБО с. Зоркальцево, однако мероприятия, указанные в Приложении N 2 к Постановлению Главы муниципалитета Томского района от 13 мая 2002 года N 85 "Об упорядочении земельных участков под свалки ТБО Зоркальцевскому сельскому округу" выполнены не были, что не оспаривалось представителем данного ответчика в ходе рассмотрения иска.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вопросы утилизации и переработки отходов на территории Томского района урегулированы Положением "Об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Томского района" (далее Положение) принятым Решением Думы Томского района от 30 мая 2007 г. N 148.
В соответствии с п. 3 Положения, утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий; переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Согласно п. 4 Положения, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов (далее - утилизация и переработка, синоним - "рециклинг") является коммерческой, предпринимательской деятельностью и осуществляется коммерческими предприятиями и индивидуальными предпринимателями, обладающими лицензиями на право обращения с опасными отходами. Утилизация отходов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 8 Положения, утилизация и переработка (рециклинг) включает в себя: а) регенерацию - действия, приводящие к восстановлению сбросов и порошкообразных, пастообразных отходов до уровня вторичного сырья или материала для вторичного использования по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями; б) рециркуляцию - действия, приводящие к восстановлению сбросов и выбросов до уровня вторичного сырья или материала для вторичного использования по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями; в) рекуперацию - деятельность по технологической обработке отходов и сбросов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования; г) прямое повторное или альтернативное применение.
Таким образом, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, это самостоятельный вид деятельности по обращению с отходами, организация которого действительно отнесена к полномочиям муниципального района, тогда как организация сбора и вывоза отходов, к которым относится в том числе их размещение, является вопросами местного значения сельского поселения и именно для указанных целей Постановлением Главы муниципалитета Томского района от 13 мая 2002 года N 85 Зоркальцевскому сельскому округу было разрешено использовать земельный участок с возложением обязанностей по соответствующему обустройству места размещения ТБО.
Учитывая изложенное, доводы представителя Администрации Зоркальцевского сельского поселения о том, что обязанность обустроить санкционированное место размещения отходов относится к обязанностям Администрации Томского района, являются необоснованными.
Оценивая в совокупности представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение ответчиком обязанностей по обустройству санкционированного размещения бытовых отходов, суд находит иск прокурора Томского района Томской области к Администрации Зоркальцевского сельского округа законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Томского района Томской области к Администрации Зоркальцевского сельского поселения, о понуждении к исполнению обязанности по обустройству санкционированного места размещения твердых бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения (место нахождения: (адрес), дата государственной регистрации в качестве юридического лица (дата), ИНН (N...)) принять меры по обустройству санкционированного места размещения объекта твердых бытовых отходов в с. Зоркальцево Томского района Томской области в соответствии с требованиями природоохранного законодательства: осуществить устройство изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов, осуществить устройство изоляционного покрытия площади складирования, захоронения твердых бытовых отходов, устройство защитной обваловки грунтом по периметру объекта размещения отходов, установку аншлагов (информационных щитов) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В иске к Администрации Томского района отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-
Судья А.И. Потапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.