Чаинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Бутенко Г.Е.
с участием представителя заявителя помощника прокурора Чаинского района Томской области Костяевой Е.М.,
представителя заинтересованного лица Администрации Подгорнского сельского поселения Казакова В.А., действующего на основании доверенности от (дата) N со сроком полномочий до (дата),
при секретаре Пахомовой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по заявлению прокурора Чаинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Подгорнского сельского поселения по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чаинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Подгорнского сельского поселения по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, указав в обоснование требований, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в "данные изъяты", в лесном массиве, преимущественно в логу, на участке площадью "данные изъяты". несанкционированно размещены бытовые отходы от населения: пластиковые и стеклянные бутылки, бытовая техника, домашний инвентарь, мешки с мусором и др. Органом местного самоуправления - Администрацией Подгорнского сельского поселения меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки не приняты. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования "Подгорнское сельское поселение" к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрация Подгорнского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения по решению вопросов местного значения, в том числе, организует сбор, вывоз бытовых отходов и мусора (подп. 1 п. 1 ст. 47 и подп. 31 п. 1 ст. 49 Устава). На основании указанных норм Администрация обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнить мероприятия по очистке территории от отходов мусора. Несанкционированное размещение отходов на территории Подгорнского поселения свидетельствует о том, что Администрация поселения не выполняет обязанности, установленные федеральными законами, а именно обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Прокурор указывает, что непринятие Администрацией Подгорнского сельского поселения мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц. Ссылаясь на Федеральные законы от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Подгорнского сельского поселения по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в "данные изъяты", обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в срок не более поздний, чем (дата).
В судебном заседании представитель заявителя Костяева Е.М. заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Представитель заинтересованного лица Администрации Подгорнского сельского поселения Казаков В.А. в судебном заседании заявление прокурора признал, просил суд принять настоящее признание требований.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Чаинского района Томской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно чести 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из части 1 статьи 246 ГПК РФ следует, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
В силу ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Представитель заинтересованного лица Администрации Подгорнского сельского поселения Казаков В.А., наделенный доверенностью от (дата) полномочиями по признанию иска, в судебное заседание представил письменное заявление о признании требований прокурора в полном объеме, которое приобщено к материалам дела. Представитель прокурора Чаинского райна Томской области Костяева Е.М. против принятия судом признания представителем Администрации Подгорнского сельского поселения требований, содержащихся в заявлении прокурора, не возражала.
Исходя из диспозитивных начал гражданского судопроизводства, учитывая, что признание требований прокурора представителем заинтересованного лица Администрации Подгорнского сельского поселения Казаковым В.А. выражено добровольно, не противоречит требованиям закона и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, суд принимает признание заинтересованным лицом требований прокурора и приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конституция Российской Федерации в статье 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 3 названного закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Согласно статье 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьям 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
Администрация Подгорнского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (п. 1 ст. 47 Устава) и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в частности: по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пп. 19 п. 1 ст. 9, пп. 31 п. 1 ст. 49 Устава).
Представитель Администрации Подгорнского сельского поселения согласился с доводами прокурора о необходимости ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в "данные изъяты".
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор в заявлении просил возложить на Администрацию Подгорнского сельского поселения обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в срок не более поздний, чем (дата). При сложившихся обстоятельствах суд считает данный срок разумным и реальным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 173, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Чаинского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Подгорнского сельского поселения по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в "данные изъяты"
Обязать Администрацию Подгорнского сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной "данные изъяты", в срок до (дата).
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Е. Бутенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.