Решение Центрального районного суда г. Сочи от 14 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Решение
Именем Российской Федерации
г.Сочи 14.09.2012 года
Суд Центрального района г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре Марабян Т.С.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Лабия А.И. к администрации города Сочи об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Лабия А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления, которым просит признать недействующим как противоречащим закону в полном объеме Постановление Администрации г. Сочи N2436 от 02.12.2011 года "О временной остановке приема документов на участие в долгосрочной городской целевой программе "Жилище" в части обеспечения жильем молодых семей", а также включить его и его семью в муниципальный список молодых семей - участников городской целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в части обеспечения жильем молодых семей до 2015 года.
Свои требования Лабия А.И. мотивировал тем, что распоряжением Департамента городского хозяйства Администрации города Сочи N5785/1 от 09.12.2011 года принято решение о признании семьи Лабия А.И. в составе пяти человек: супруга Ц., дочь - Л.Р., сын - Л.Д., сын - Л.И., нуждающимися в жилом помещении и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Молодая семья" с целью участия в программе "Жилище". Согласно уведомления о результатах рассмотрения жилищного вопроса гражданина, семье Лабия А.И. присвоен учетный номер в списке по категории "Молодая семья" с целью участия в городской целевой программе "Жилище" - 180, на основании чего Лабия А.И. обратился в адрес Главы города Сочи с заявлением на участие в долгосрочной городской целевой программе "Жилище".
Письмом Управления молодежной политики Администрации города Сочи N01-12.2/447 от 25.04.2012 года ему было разъяснено, что основания для принятия у заявителя документов на участие в долгосрочной городской целевой программе "Жилище" в части обеспечения жильем молодых семей" отсутствуют, в связи с принятием оспариваемого Постановления, согласно которого, прием документов на участие в долгосрочной городской целевой программе "Жилище" в части обеспечения жильем молодых семей" остановлен в рамках реализации мероприятий постановления администрации города Сочи от 22.12.2010 года N2255 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", а также в целях повышения эффективности деятельности администрации города Сочи.
Лабия А.И. считает Постановление Администрации города Сочи N2436 от 02.12.2011 года "О временной остановке приема документов на участие в долгосрочной городской целевой программе "Жилище" в части обеспечения жильем молодых семей", опубликованное на сайте Администрации города Сочи 06.12.2011 года незаконным, нарушающим права и свободы граждан, а также противоречащим закону и федеральным правовым актам.
В судебном заседании представитель заявителя Майдан В.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель Администрации г. Сочи просила суд вынести решение в соответствии с законом.
Прокурор Центрального района г. Сочи в судебном заседании поддержала требования Лабия А.И., просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление Лабия А.И. подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Так, в силу ч.1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч.1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - ФЗ N131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено судом.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом гражданин вправе обращаться в суд для оспаривания муниципального правового акта, минуя предварительное обращение в органы местного самоуправления, поскольку законодательство не содержит требования об обращении в органы местного самоуправления в качестве обязательной досудебной стадии (ч.2 ст.247 ГПК РФ). Об этом же говорится в ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой гражданин вправе обратиться непосредственно в суд. Право выбора способа защиты нарушенных интересов принадлежит самому гражданину.
Долгосрочная городская целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы была утверждена Постановлением Администрации города Сочи от 22.12.2010 года N2255 в рамках и во исполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N1050.
Согласно паспорта Федеральной целевой программы "Жилище", управление реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм предусматривает участие в этом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На уровне субъектов Российской Федерации осуществляются:
развитие нормативной правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории;
организация и проведение информационной работы среди населения;
разработка и реализация региональных программ;
проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом региональных особенностей и передового опыта.
На уровне органов местного самоуправления осуществляются:
разработка и реализация муниципальных программ;
проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.
Основным критерием участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм наряду с соблюдением требований по финансированию мероприятий Программы (в случае наличия таких требований) является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.
В рамках подпрограмм "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" и "Обеспечение жильем молодых семей" средства федерального бюджета будут распределяться по субъектам Российской Федерации, определенным в соответствии с процедурами отбора, установленными этими подпрограммами.
В рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" к субъектам Российской Федерации предъявляются требования по предоставлению соответствующих заявок в установленном порядке, а также по целевому использованию социальных выплат и субвенций, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.
Мониторинг реализации Программы должен проводиться в субъектах Российской Федерации ежегодно с предоставлением информации о достигнутых результатах в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, утверждение и проведение городской целевой программы "Жилище" является именно обязанностью органов местного самоуправления в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище".
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы не приостанавливалась и действует на всей территории Российской Федерации в настоящее время, в том числе и в части подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Таким образом, оспариваемое Постановление создает препятствие гражданам в осуществлении своих прав, а также нарушает права неограниченного круга лиц, а именно граждан, проживающих на территории города Сочи, имеющих право на участие в Федеральной целевой программе "Жилище" в части обеспечения жильем молодых семей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Лабия А.И. к администрации города Сочи об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать постановление администрации г. Сочи N 2436 от 02.12.2011 года "О временной приостановке приема документов на участие в долгосрочной городской целевой программе "Жилище" в части обеспечения жильем молодых семей" недействующим как противоречащие закону.
Включить Лабия А.И., Ц., Л.Р., Л.Д., Л.И. в муниципальный список молодых семей-участников городской целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в части обеспечения жильем молодых семей до 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 сентября 2012 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.