Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе
судьи Зотовой Т.А.,
с участием адвоката Мирзагитова С.А.,
при секретаре Лукиной Е.В.,
с участием заявителя Карпичкова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпичкова Н.Н. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ от "дата" N о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства,
УСТАНОВИЛ:
Карпичков Н.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства юстиции РФ от "дата" N о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, сроком до "дата".
В обоснование заявления указал, что он находиться на территории РФ на законных основаниях, имеет временную прописку, женат, имеет постоянное место жительства, проживает вместе с женой К. и малолетним сыном К., "дата" года рождения. Имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", по месту жительства характеризуется положительно, жалоб на его поведение со стороны соседей не имеется.
Его пребывание на территории РФ не создаёт никакой реальной угрозы общественному порядку, а также правам и законным интересам граждан РФ.
Требования основывает статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Карпичков Н. Н. поддержал заявленные требования, указывая на то, что он прибыл в Россию "дата", легально, зарегистрировал брак с гражданской России, усыновил ребёнка, трудоустроен, проживает в городе Арзамас с отцом, который является гражданином России. Через почтовое отделение направил в УФМС уведомление о временной регистрации. О том, что имеется распоряжение Минюста о нежелательности его пребывания, узнал в УФМС при оформлении регистрации.
Адвокат Мирзагитов С.А. просит отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от "дата" N о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации его доверителя, который длительное время проживет на территории России с отцом и женой, которые являются гражданами России. Пребывание Карпичкова Н.Н. не создаёт угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан. Распоряжения Минюста РФ о нежелательности пребывания может привести к разлучению с родственниками и несовершеннолетним ребенком. Считает, что пребывание имеет место быть на законных основаниях, поскольку въезд доверителя имел место через границу, по прибытию Карпичков Н.Н. направил уведомление через почтовое отделение в УФМС для постановки на миграционный учёт.
Свидетель С. в суде пояснила, что с *** года является гражданской женой Карпичкова Н.Н., имеет ребёнка *** года рождения, отцом которого является Карпичков Н.Н. Регистрация брака и усыновление произведены "дата". Поддерживала с Карпичковым Н.Н. отношения в период отбывания наказания.
Судья, выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации" лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государств.
Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее Закон N 114-ФЗ) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 4 статьи 25.10 Закона N 114-ФЗ)
В развитие вышеприведенных норм права было принято Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ".
Из Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 следует, что в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.
Согласно п. 3 ст. 27 Закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Судом установлено, что Карпичков Н.Н., "дата" рождения, уроженец город ***, *** области, является гражданином ***, что подтверждается паспортом гражданина ***. По паспорту Карпичков Н.Н. зарегистрирован по месту жительства "адрес" "дата" (л.д. N).
Приговором Арзамасского городского суда Нижегородской области от "дата" Карпичков Н.Н. осужден по ч. 2 ст. 213 УК РФ к *** годам лишения свободы. Освободился "дата" по отбытию наказания.
Приговором Арзамасского городского суда Нижегородской области от "дата" Карпичков Н.Н. осужден по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к *** годам *** месяцам лишения свободы. Освободился по отбытию наказания по указанному приговору "дата" (л.д. N).
Карпичков Н.Н. не обращался за приобретением Российского гражданства.
ФСИН России в Минюст России в отношении заявителя было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
В деле имеется опросный лист Карпичкова Н.Н. от "дата" и заключение ГУФСИН России по Нижегородской области от "дата" (л.д. N).
"дата" заместителем министра Минюста принято решение о нежелательности пребывания (проживания) Карпичкова Н.Н., являющегося гражданином Украины, подлежащего освобождению из мест лишения свободы сроком до "дата" в Российской Федерации (л.д. N).
По миграционной карте серии *** N *** Карпичков Н.Н. прибыл в Россию "дата".
"дата" Карпичков Н.Н. вступил в брак с И., которой после заключения брака присвоена фамилия К., о чём Управлением ЗАГС г. *** и *** района главного управления ЗАГС *** области составлена актовая запись о заключении брака "дата" за N (л.д. N).
"дата" Карпичков Н.Н. признал отцовство в отношении И., "дата" рождения, согласно свидетельству об установлении отцовства *** N Управлением ЗАГС г. *** и *** района главного управления ЗАГС *** области (л.д. N). Ребёнку присвоена фамилия К..
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" Минюст России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федераций о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 N171.
Карпичков Н.Н., являясь гражданином Украины, совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление, предусмотренное пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.
ФСИН России в Минюст России в отношении заявителя было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
Согласно заключению начальника Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N" Главного управления ФСИН России по Нижегородской области Г., Карпичков Н.Н. вину в совершенном преступлении не признал. Поощрений не имел, имел пять нарушений режима содержания. Характеризуется отрицательно.
Распоряжение Минюста России от 02.08.2012 N 1839-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав заявителя.
Факт создания семьи на территории другого государства не является препятствием для высылки иностранного гражданина с территории данного государства.
Европейский Суд по правам человека в постановлении от "дата" по делу Д. и другие против Н. признал законным вмешательство в право заявителей на уважение к семейной жизни, данное вмешательство преследовало законные цели предотвращения беспорядков и преступлений и защиты экономического благосостояния страны.
На основании изложенного и в связи с тем, что имелись необходимые и достаточные основания: Карпичков Н.Н. является гражданином Украины; имеется непогашенная судимость за совершение в России особо тяжкого преступления, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации; в отношении Карпичкова Н.Н. Минюстом России издано распоряжение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Пребывание на территории Российской Федерации Карпичкова Н.Н. признано нежелательным до погашения имеющейся у него судимости "дата"
Законность установления данного срока подтверждается и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N, где указано, что закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения, обусловленные общественной опасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Карпичков Н.Н. на миграционный учёт не поставлен, находиться в России без законных оснований.
Суд относиться критически к представленным в судебное заседание справке о месте работы от "дата" и характеристики с места жительства, выданной от "дата", учитывая время пребывания Карпичкова Н.Н. в городе Арзамасе после освобождения из мест лишения свободы с "дата".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Карпичкова Н.Н. о признании незаконным распоряжения Минюста РФ от "дата" N о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства сроком до "дата" отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.А. Зотова
Решение не вступило в законную силу
и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.