Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 12 июля 2012 г.
(Извлечение)
Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:
судьи Зиминой Е.Е.
при секретаре Кашиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в р. "адрес" гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах Российской Федерации к потребительскому обществу " "данные изъяты"" о признании бездействия незаконным и о понуждении к разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Бутурлинского района Софонова Л.Е. обратилась в суд с иском к потребительскому обществу " "данные изъяты"", в котором просит:
Признать незаконным бездействие потребительского общества " "данные изъяты"", выразившееся в непринятии мер к разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и неполучении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Обязать потребительское общество " "данные изъяты"" разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Бутурлинского района Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что потребительским обществом " "данные изъяты"", осуществляющим хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в нарушение требований федерального законодательства: ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 статьи 22, ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ). Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получено.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих.
В иске указано, что по смыслу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Прокурор, в данном случае, обращается в суд в интересах Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В судебном заседании помощник прокурора Бутурлинского района Назаркин А.Н. на исковых требованиях настаивает, привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ПО "Бутурлинские колбасы", руководитель Общества ФИО4 исковые требования прокурора не признал и пояснил, что здание пищекомбината, расположенного по адресу: р. "адрес" пос. СХТ "адрес", принадлежит Бутурлинскому РАЙПО, производственные помещения без какого-либо договора переданы в пользование ПО "Бутурлинские колбасы". ПО "Бутурлинские колбасы" ранее производили в помещениях пищекомбината продукцию - вареную колбасу и полуфабрикаты: пельмени и котлеты. С марта-апреля 20112 "адрес" РАЙПО стало производить в помещениях капитальный ремонт, в связи с чем ПО "Бутурлинские колбасы" в настоящее время какой-либо хозяйственной деятельности не ведет, будет ли в данном помещении производство мясных изделий после ремонта, пока не известно. Кроме того, ФИО4 пояснил, что вредных выбросов в атмосферный воздух не имелось, поскольку при производстве вареной колбасы и полуфабрикатов вредных веществ в атмосферный воздух не выбрасывается.
К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено "адрес"ное потребительское общество, руководитель ФИО4 с исковыми требованиями прокурора не согласен и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ Бутурлинскому РАЙПО принадлежит производственное (промышленное) здание пищекомбината, расположенного по адресу: р. "адрес" пос. СХТ "адрес", помещение пищекомбината было передано в пользование ПО " "данные изъяты"", без заключения договора. В настоящее время в помещениях пищекомбината Бутурлинским РАЙПО производится ремонт, о формах использования помещений в дальнейшем, вопрос не решен. На территории пищекомбината находятся дрова, которые используются для отопления магазинов Бутурлинского РАЙПО, для деятельности ПО " "данные изъяты"" не используются.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 58 Конституции РФ сказано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствие с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ПО "Бутурлинские колбасы", зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица и копией свидетельства о постановке ПО " "данные изъяты"" на учет в налоговом органе.
ПО " "данные изъяты"" осуществляло хозяйственную деятельность по производству мясных изделий: вареных и копченых колбас, полуфабрикатов - котлет и пельменей, в здании пищекомбината, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес", пос. СХТ, "адрес".
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением начальника Сергачского МРО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что выбросы ПО " "данные изъяты"" формируют основной объем выбросов на территории "адрес", на ряду с другими четырьмя хозяйствующими субъектами, указанными в данном сообщении.
Указанные выше обстоятельства подтверждены так же пояснениями специалиста - государственным инспектором в области охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов "адрес" ФИО6, который пояснил, что им, совместно с помощником прокурора ФИО3 и представителем ПО " "данные изъяты"" ФИО4 было осмотрено помещение пищекомбината в пос. СХТ р. "адрес", в ходе осмотра было установлено, что в производственном цеху установлена термодымовая камера, предназначенная для копчения колбас. На территории имеются дрова, с помощью которых функционирует термодымовая камера, на стенках камеры имеются следы копоти, которые образовались в результате сгорания в камере дров во время копчения колбас. В камере имеются не сгоревшие остатки древесных опилок, которыми разжигали термодымовую камеру. Данная термодымовая камера состоит из трех блоков, имеется система вентиляции с тремя выпусками, что свидетельствует о том, что при производстве колбас потребительским обществом производятся вредные выбросы в атмосферный воздух. Документов о ПДВ представлено не было. ФИО6 так же пояснил, что он работает инспектором в области охраны окружающей среды 8 лет и перепутать термодымовую камеру с камерой по варке колбас он не мог, в цехе имеется и камера для варки колба "адрес" проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ, в этом же помещении находился колбасный цех ПО " "данные изъяты"", имелась коптильня для копчения колбас, в воздух загрязняющие вещества поступали по трубе. Больше проверок не проводилось.
Государственный инспектор ФИО6 так же пояснил, что на момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ в помещении пищекомбината хозяйственная деятельность не ведется в связи с производством ремонта помещений.
Данные обстоятельства подтверждены так же и пояснениями специалиста - ведущего специалиста по экологии администрации Бутурлинского муниципального района ФИО7, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ по просьбе ФИО4 он находился на территории мясокомбината, где размещен колбасный цех ПО " "данные изъяты"", на момент осмотра цех не работал, в цехе производился ремонт. Членами комиссии был составлен акт.
Таким образом, судья находит, что в ходе судебного разбирательства не установлен факт того, что от производственной деятельности ПО " "данные изъяты"" в атмосферный воздух попадают загрязняющие вещества, поскольку на момент рассмотрения дела судом, хозяйственную деятельность ПО " "данные изъяты"" не ведут, при предъявлении иска в суд не имелось достаточных доказательств, подтверждающих, факт того, что ПО " "данные изъяты"" должно разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований о понуждении потребительского общества " "данные изъяты"" разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух должно быть отказано.
Судья находит установленным, что до начала производства ремонта в марте-апреле 2012 г., в помещении пищекомбината Бутурлинского РАЙПО, используемого ПО " "данные изъяты"", потребительским обществом " "данные изъяты"" велась деятельность по изготовлению изделий из мяса, при производстве которых поступали загрязняющие вещества в атмосферный воздух, а именно в камере для копчения колбас использовались дрова и опилки, которые сжигались в процессе копчения, поставляя в атмосферный воздух загрязняющие вещества, но обществом, ведущим хозяйственную деятельность разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не производилась.
При таких обстоятельствах, бездействие потребительского общества " "данные изъяты"", выразившиеся в непринятии мер к разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и неполучении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно быть признано незаконным.
Оценивая акт от 08 июня 2012 г., представленный представителем ответчика, судья находит его недопустимым доказательством, поскольку суду не представлено доказательств того, на каком правовом основании была создана межведомственная комиссия, составившая указанный акт, кто направил для составления акта ведущего специалиста по экологии администрации Бутурлинского муниципального района ФИО7 и ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Роспотребнадзора ФИО8 В данном акте указано, что дымовая труба в колбасном цехе отсутствует, что опровергнуто пояснениями специалиста ФИО6, в акте не указано, какие именно колбасные изделия выпускаются колбасным цехом. Обстоятельства, указанные в данном акте, противоречат показаниям специалиста ФИО9, опрошенного в судебном заседании, который пояснил, что на момент составления акта от ДД.ММ.ГГГГ в помещениях колбасного цеха уже производился ремонт, хотя в акте о производстве ремонта указаний нет.
Таким образом, указанный акт не опровергает исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие потребительского общества " "данные изъяты"", выразившиеся в непринятии мер к разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и неполучении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В удовлетворении исковых требований о понуждении потребительского общества " "данные изъяты"" разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и получить в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.
Судья- Е.Е. Зимина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.