Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 20 августа 2012 г.
(Извлечение)
Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:
судьи Зиминой Е.Е.
при секретаре Кашиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в р. "адрес" гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и недействующим муниципального нормативного правового акта ФИО5 сельсовета Гагинскогого муниципального района - решения 9 от 15 июня 2012 года "О внесении изменений в Регламент Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным муниципальный нормативный правовой акт сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области - решение N 9 от 15 июня 2012 г. "О внесении изменений в Регламент Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области" и недействующим полностью со дня его принятия.
Заявленные требования мотивированы тем, что03.07.2012г. состоялось внеочередное заседание депутатов ФИО5 сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области после которого заявитель был выведен из состава депутатов Земского собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области.
В этот день он узнал, что данное Решение N 17 было принято на основании Решения от 15.06.2012г. N 9 "О внесении изменений в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района "адрес"".
Данное ФИО3 является нормативным правовым актом, действующим на территории Ветошкинскогого сельсовета Гагинского муниципального района "адрес".
Согласно п. 2 оно подлежало обнародованию в десятидневный срок после его принятия путем размещения в библиотеке с. Ветошкино, с. Тарханово Домах культуры населённых пунктов.
Решение согласно п. 3 вступает в силу со дня его принятия.
Решения об утверждении нормативного правового акта сельского Совета Ветошкинского сельсовета принимаются путём голосования на заседаниях депутатов сельскогоСовета на основании проекта нормативного акта.
Вышеуказанным способом в частности принимались следующие нормативные акты - Устав Ветошкинского сельсовета и Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета.
Таким образом, принятию нормативного правового акта Ветошкинского сельсовета должныпредшествовать:представление проекта нормативного акта;назначения заседания депутатов;процедура голосования.
Ни одной из указанных процедур при издании указанного нормативного правового не проводилось.
О принятии нормативного правового акта "О внесении изменений в Регламент Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области"от 15.06.2012 г. ему не было ничего известно ранее. С проектом принятого изменения в Регламент он, как депутат Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области, ознакомлен не был.
Считает не законным Решение о внесение изменений в Регламент Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области, поскольку оно принималось с нарушениями законодательства, установленного регламента, Устава Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области и направлено исключительно для цели устранить заявителя - главу местного самоуправления Гагинского муниципального района Слесарь Н.Г. от участия в гражданском процессе по гражданскому делу по заявлению главы местного самоуправления Гагинского муниципального района о досрочном расторжении контракта (трудового договора) от 27.04.2010 года с главой администрации Гагинского района Савкиным Н.А
Решение Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области от 15.06.2012 года N 9 "О внесении изменений в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области",является незаконным, так как данное решение, противоречит Федеральному закону от 06.10.2003г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу Гагинского муниципального района, Уставу Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области и в связи, с чем подлежит отмене.
Порядок и сроки делегирования, основания и порядок ротации депутатов должны определяться муниципальным нормативным правовым актом представительного органа поселения, делегировавшего соответствующего представителя, в соответствии с ФИО4 муниципального образования.
Согласно абз. 2 стр 2 Устава Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области "иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу".
Как следует из решения сельского Совета Ветошкинского сельсовета от 15.06.2012 N 9, в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района были внесены дополнения о возможности ротации депутатов, избранных в состав Земского собрания района в связи с признанием их работы неэффективной. Работа депутата, делегированного в состав Земского собрания района, признается неэффективной решением сельского Совета Ветошкинского сельсовета, которое принимается по результатам доклада депутата о результатах его деятельности в Земском собрании района.
В то же время, Федеральный закон N 131 возможность оценки деятельности предусматривает в отношении органов местного самоуправления, каковым депутат не является.
Как следует из части 3 статьи 40 Федерального закона N 131, полномочия депутатов представительного органа муниципального района, являющихся депутатами представительных органов поселений, начинаются со дня их избрания (делегирования) представительным органом поселения в представительный орган муниципального района, и заканчиваются с истечением срока, на который они были делегированы в представительный орган муниципального района, либо в связи с досрочным прекращением полномочий депутата представительного органа поселения. Перечень случаев досрочного прекращения полномочий депутата установлен частью 10 статьи 40 Федерального закона N 131. Данный перечень является исчерпывающим и не содержит такого основания досрочного прекращения полномочий депутата, как признание его работы в Земском собрании района неэффективной.
В силу вышеизложенного, считает что признание работы депутата неэффективной не может служить основанием для ротации.
Статьей 32 Устава Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области установлен исчерпывающий список оснований для досрочного прекращения полномочий депутата сельского совета, в том числе в случае смерти, отставки по собственному желанию, признания судом недееспособным или ограничено дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступления в силу в отношении депутата обвинительного приговора суда, выезда за пределы РФ на постоянное место жительства, прекращения гражданства, отзыва избирателями, досрочного прекращения полномочий сельсовета, призыва на военную или альтернативную службу, в иных случаях, предусмотренных ст.40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Таким образом, ротация - как основание для досрочного прекращения полномочий депутата сельсовета, ни Уставом сельсовета, ни ст.40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрена.
В соответствии со ст. 13 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
По смыслу приведенной нормы закона недействительным может быть признан нормативный акт государственного органа власти или органа местного самоуправления в том случае, если этот нормативный правовой акт действует на момент рассмотрения спора в суде и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
Данный нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству РФ и нарушает его права, как гражданина депутата Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области и депутата Земского собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании заявитель Слесарь Н.Г. заявленные требования поддержал, просит признать незаконным и недействующим решение сельского Совета Ветошкинского сельсовета от 15.06.2012 г. N 9 "О внесении изменений в Регламент Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области".
Представитель заявителя, выступающий по доверенности, Остапенко С.С. заявленные требования поддержал и пояснил, что решение N 9 от 15.06.2012 г., подлежит отмене по следующим основаниям:Не было опубликовано для всеобщего сведения в районной газете "Гагинские вести".Подлежало официальному опубликованию, поскольку затрагивает права и свободы человека и гражданина.
Решение N 9 от 15.06.2012г. является нормативным правовым
актом, оно касается прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина, а именно, прав каждого на свободное избрание и возможность быть избранным депутатом (часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации). В данном случае, решение от 15 июня 2012 года N 9 затрагивает права и интересы как самих депутатов, так и лиц, желающих ими стать, а также самих избирателей на территории Ветошкинского сельсовета. Решение не предписывает правила поведения только данного созыва депутатов, а носит нормативный характер, касающийся неопределённого круга лиц, которое будет распространяться, в том числе, и на будущих депутатов будущих созывов, которыми могут быть избраны любые граждане, проживающие на территории Ветошкинского сельсовета.
Принятие изменений в Устав, как это следовало сделать с точки зрения 131-ФЗ, содержит ряд сложных законотворческих процедур, в частности:
1.Опубликование (обнародование) проекта устава муниципального образования или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;Проведение публичных слушаний;Проведение заседания представительного органа муниципального образования;Представление документов на государственную регистрацию,
не выполнение требований которых, влечёт безусловное признание судом нормативного акта в форме изменений в Устав недействительными.
Депутаты Ветошкинского сельсовета пошли на умышленное нарушение порядка принятия нормативного правового акта в силу того, что необходимо было срочное внесение изменений, которым была бы предусмотрена возможность устранить от управления районом Главу МСУ для целей не возможности его участия в гражданском процессе против главы администрации муниципального района.
При принятии нормативного правового акта был нарушен порядок его
принятия.
1) нарушена форма (вид) в которой орган вправе принимать нормативный правовой акт. Принятые положения об изменении в Регламент фактически являются изменениями в Устав муниципального образования.
Статьей 30 Устава предусмотрен "Порядок избрания депутата в состав Земского собрания Гагинского муниципального района".
Пунктом 3 ст. 30 Устава предусмотрено, что "Порядок избрания депутата в состав Земского собрания Гагинского муниципального района регулируется Регламентом сельского Совета Ветошкинского сельсовета".
Однако данная статья Устава не регламентирует порядок отзыва и не содержит отсылочной нормы к Регламенту. Следовательно, депутаты не вправе были вводить новую норму предусматривающую отзыв (прекращение полномочий) и его основание в Регламент.
2) из первого нарушения следует второе - нарушение введения в действие нормативного правового акта, в том числе правила их опубликования.
3) норма Регламента Ветошкинского сельсовета об отзыве депутата Земского собрания Гагинского муниципального образования не согласуется с Уставом муниципального образования - Гагинский муниципальный район, поскольку Уставом Гагинского муниципального района не предусмотрена замена депутатов в порядке ротации.
Фактически Ветошкинский сельсовет своими изменениями в регламент вносит дополнение в Устав Гагинского муниципального района о порядке отзыва депутатов его представительного органа - Земского собрания Гагинского муниципального района, поскольку вводится новое основание для прекращения полномочий депутата в Земском собрании Гагинского муниципального района новым основанием для отзыва из которого предусматривается - "признание неэффективной деятельности депутата" и его замена новым депутатом, чего Уставом Гагинского муниципального района не предусмотрено.
Депутаты сельсовета создают правовую норму для представительного органа муниципального района, таким образом, нарушается и третье правило, депутатами Совета Ветошкинского сельсовета превышены "полномочия органа на издание нормативных правовых актов и их пределы". По принципу верховенства закона нормотворчество следует по нисходящей, а не наоборот.
Представитель заинтересованного лица - сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района, по доверенности Камаев А.И. считает принятый нормативный правовой акт - решение сельского Совета Ветошкинского сельсовета от 15.06.2012 г. N 9 законным, по следующим основаниям.
Слесарь Н.Г. является депутатом сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном данной статьей.
В силу ч. 1 ст. 17 Устава Гагинского муниципального района Нижегородской области, Земское собрание Гагинского муниципального района состоит из 18 депутатов: шести глав местного самоуправления сельсоветов, входящих в состав Гагинского муниципального района, и из 12 депутатов представительных органов указанных сельсоветов, избираемых представительными органами сельсоветов из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, составляющей два депутата от каждого поселения.
Соответствующим Решением сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Слесарь Н.Г. был избран в состав Земского собрания Гагинского муниципального района. На очередном заседании сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района было принято решение от 03.07.2012 года N17 "О ротации депутатов сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области" об исключении депутата сельского Совета Ветошкинского сельсовета Слесарь Н.Г. из состава Земского собрания Гагинского муниципального района.
Как избранный населением депутат может быть отозван населением, так и избранный в соответствии с положениями п. 1 ч. 4 ст. 35 Закона представительным органом поселения в состав представительного органа муниципального района депутат может быть отозван тем органом, которым он избран.
Иной подход будет противоречить общим принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации, так как не позволит сельскому Совету Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района контролировать работу избранного им в представительный орган муниципального района депутата и избрать, в случае необходимости, в его состав другого депутата, который, по мнению сельского Совета, способен лучшим образом отстаивать интересы поселения, депутатом которого он является.
Будучи сами избраны избирателями Ветошкинского сельсовета, депутаты сельского Совета данного поселения из своего состава избрали представителя в состав представительного органа муниципального района. Как сами избиратели не лишены возможности инициировать отзыв избранного ими депутата (п. 8 ч. 10 ст. 40 Закона), так и депутаты сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района не могут быть лишены возможности инициировать замену избранного ими в состав представительного органа муниципального района представителя.
Процедура такой замены регламентирована в статье 7.1 Регламента сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района, утвержденного решением сельского Совета от 21.12.2009 N1 (далее - Регламент).
Данный Регламент в этой части не противоречит закону (который не предусматривает иной порядок) и подлежит применению.
В соответствии со ст. 23 Устава Ветошкинского сельсовета, сельский Совет принимает регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности сельского Совета, а так же порядок принятия решений в сельском Совете.
Решением сельского Совета от 15.06.2012 года N9 "О внесении изменений в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области" Регламент дополнен статьей, предусматривающей возможность ротации состава депутатов Ветошкинского сельсовета, избранных в состав Земского собрания Гагинского муниципального района.
Закон устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В свою очередь, вопросы формирования представительного органа муниципального района в соответствии с п.1 ч.4 ст.35 Закона, в частности, порядок и сроки избрания депутатов представительного органа муниципального района, основания и порядок ротации избранных депутатов должны определяться муниципальным нормативным актом представительного органа поселения, избравшего соответствующего депутата. Следовательно, определение порядка ротации состава депутатов сельского Совета Ветошкинского сельсовета, избранных в состав Земского собрания Гагинского муниципального района, на основании признании неэффективной работы депутата, избранного в состав Земского собрания района, находится в пределах полномочий сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района.
Подпункты 7 и 8 ч. 1 ст. 44 Закона регламентируют, что в Уставе муниципального образования должны определяться срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Регламент сельского Совета в части установления порядка замены депутата, избранного в состав представительного органа муниципального района, не противоречит положениям п. п. 7 и 8 ч. 1 ст. 44 Закона.
Земское собрание Гагинского муниципального района состоит не из избранных в него путем прямого голосования населения депутатов, а из глав всех поселений, входящих в состав муниципального образования и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава по два депутата от каждого поселения.
Избирателями депутата Земского собрания Гагинского муниципального района являются депутаты соответствующего поселения, которые его делегировали в данный представительный орган муниципального района и которые могут его заменить. После замены такого депутата его полномочия как депутата представительного органа муниципального образования прекращаются досрочно, что не влияет на его статус как депутата представительного органа поселения.
В соответствии со ст.47 Закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
На основании ст.47 Устава Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем их размещения в общедоступных местах (в библиотеке с.Ветошкино, с.Тарханово, домах культуры населенных пунктов сельсовета), обеспечивающего возможность ознакомления с ними граждан.
В соответствии с пунктом 3 Решения, оспариваемое Решение вступило в силу со дня его принятия, было обнародовано в целях исполнения пункта 10 ст.38 Регламента, в соответствии с которой, население извещается о работе сельского Совета, о времени и месте его предстоящих заседаний и о принятых им решениях через средства массовой информации.
На основании ст. 43.1 Закона муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Нижегородской области определен государственно-правовой департамент (постановление Правительства Нижегородской области от 13.02.2009 N 58).
На основании статьи 8 данного областного Закона, уполномоченный орган по ведению Регистра вправе проводить юридическую экспертизу муниципального нормативного правового акта, включенного в Регистр, на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Нижегородской области, уставу муниципального образования в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.
Соответствующим заключением государственно-правового департамента, оспариваемое Решение признано соответствующим Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Нижегородской области, уставу муниципального образования.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) предусматривает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает ФИО3 об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании установлено, что 15 июня 2012 года состоялось заседание депутатов сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области (далее сельский Совет Ветошкинского сельсовета).
В ходе данного заседания депутатами сельского Совета Ветошкинского сельсовета был принят муниципальный правовой акт под N 9 "О внесении изменений в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области".
Исходя из протокола N 2 от 15.06.2012 г. сельского Совета Ветошкинского сельсовета оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме решения, по своей сути данный муниципальный нормативный правовой акт является решением, таким образом, предметом судебного рассмотрения является решение сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области от 15 июня 2012 г. N 9 "О внесении изменений в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области".
Данное решение является нормативным правовым актом, он принят органом местного самоуправления - сельским Советом Ветошкинского сельсовета, указанным нормативным правовым актом затрагиваются права избранных депутатов, избирателей и лиц, желающих стать депутатами в будущем, в данном нормативном правовом акте имеется наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, следовательно, рассмотрение заявления Слесарь Н.Г. должно проводится в порядке, предусмотренном для производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (гл. 24 ГПК РФ).
Решение N 9 от 15 июня 2012 года сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области "О внесении изменений в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области" было опубликовано путем его обнародования, как то предусмотрено ст. 47 Устава Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области.
Оспариваемое решение N 9 от 15 июня 2012 года сельского Совета Ветошкинского сельсовета "О внесении изменений в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области" не соответствует федеральному закону, а также иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, к данному выводу суд пришел по следующим основаниям.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ст. 15 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В ст. 1 данного Федерального закона сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с абзацем 13 части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Заявитель Слесарь Н.Г. является депутатом сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области, что не оспаривается заинтересованным лицом.
Согласно пункта 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном данной статьей.
В силу ч. 1 ст. 17 ФИО4 Гагинского муниципального района Нижегородской области, Земское собрание Гагинского муниципального района состоит из 18 депутатов: шести глав местного самоуправления сельсоветов, входящих в состав Гагинского муниципального района, и из 12 депутатов представительных органов указанных сельсоветов, избираемых представительными органами сельсоветов из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, составляющей два депутата от каждого поселения.
Решением сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района депутат Слесарь Н.Г. был избран в состав Земского собрания Гагинского муниципального района, а затем Земским собранием был избран на должность главы местного самоуправления Гагинского муниципального района.
С этого момента Слесарь Н.Г. имеет статус не только депутата Ветошкинского сельсовета, но и депутата Земского собрания Гагинского муниципального района и статус главы местного самоуправления Гагинского муниципального района.
Федеральным законодательством ротация депутатов предусмотрена лишь Федеральным законом от 05.08.2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания российской Федерации", согласно ст. 2 которого: член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ротация депутатов не предусмотрена.
Статья 24 указанного Федерального закона предусматривает возможность отзыва депутата, в статье указано, что голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.
Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Согласно ст. 40 выше приведенного закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Законами субъекта Российской Федерации - Нижегородской области, ротация депутатов в каком-либо их звене, так же не предусмотрена.
Законом Нижегородской области от 12.10.2011 г. N 150-З "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области" предусмотрены лишь основания прекращения полномочий в случаях:
1) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
2) избрания (назначения) депутата членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, назначения на должность судьи, замещения иных государственных должностей Российской Федерации, иных государственных должностей Нижегородской области, должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, а также муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) несоблюдения депутатом требований, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 5 настоящего Закона;
4) утраты депутатом гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
6) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата либо о признании его недееспособным;
7) признания депутата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
8) смерти депутата;
9) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия депутата прекращаются также в связи с досрочным прекращением полномочий Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральным законом и Уставом Нижегородской области.
Уставом Гагинского муниципального района ротация депутатов так же не предусмотрена.
Как и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 26 Устава района предусматривает досрочное прекращение полномочий депутата, основаниями досрочного прекращения полномочий депутата Земского собрания Гагинского муниципального района являются:
1) смерть;
2) отставка по собственному желанию;
3) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признание судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу в случае осуществления депутатом полномочий на непостоянной основе;
10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 10 Устава района предусматривает возможность отзыва депутата Земского собрания, основания для отзыва депутата района и процедура отзыва указанных лиц устанавливается Уставом.
Основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, в случае их подтверждения в судебном порядке.
Согласно ч. 4 данной статьи Устава основаниями инициирования отзыва депутата Земского собрания являются:
а) невыполнение обязанностей депутата;
б) нарушение Конституции РФ, федеральных законов, Устава и (или) законов Нижегородской области, настоящего ФИО4 и (или) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
в) совершение действий, не совместимых со статусом депутата.
Отзыв депутата по иным основаниям, кроме указанных в части 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 10 Устава района).
В статье 12 Устава Ветошкинского сельского совета сказано, что голосование по отзыву депутата сельского Совета Ветошкинского сельсовета проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Нижегородской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Основанием для отзыва депутата сельского Совета Ветошкинского сельсовета могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Признание работы депутата неэффективной, не указано в качестве основания для отзыва депутата.
Решением сельского Совета Ветошкинского сельсовета N 1 от 21.12.2009 г. был принят регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета, который определяет основы организации и деятельности сельского Совета Ветошкинского сельсовета.
Статья 7 Регламента сельского Совета Ветошкинского сельсовета предусматривает порядок избрания депутатов в состав Земского собрания Гагинского муниципального района.
В данной статье Регламента сказано, что депутаты Ветошкинского сельсовета избираются в состав Земского собрания Гагинского муниципального района в количестве 2-х депутатов из состава сельского Совета Ветошкинского сельсовета.
Депутат считается избранным в состав Земского собрания, если за него подано более половины голосов от установленного числа депутатов.
Решение об избрании депутата в состав Земского собрания оформляется решением сельского Совета Ветошкинского сельсовета.
В случае досрочного прекращения полномочий Земского собрания, полномочий депутата Земского собрания по основаниям, установленным федеральным законодательством, сельский совет Ветошкинского сельсовета в течение 1 месяца принимает решение об избрании в состав Земского собрания другого депутата в порядке, установленном настоящей статьей.
Исходя из приведенной нормы Регламента, Регламентом предусмотрен порядок делегирования депутата Ветошкинского сельского совета в состав Земского собрания лишь в случае прекращения полномочий Земского собрания либо прекращения полномочий депутата Земского собрания, что соответствует Уставу Ветошкинского сельсовета, Уставу Гагинского муниципального района, Федеральному закону "Об организации местного самоуправления в РФ".
Вместе с тем, в регламент Ветошкинского сельсовета 15 июня 2012 года были внесены изменений решением N 9, Регламент дополнен статьей 7.1 "Ротация состава депутатов, избранных в состав Земского собрания Гагинского муниципального района".
Согласно указанных изменений в Регламент, путем дополнения его ст. 7.1, предусматривается основания и порядок ротации состава депутатов:
Ротация депутатов - поочередная замена депутатов, избранных из состава сельского Совета Ветошкинского сельсовета в состав Земского собрания Гагинского муниципального района, неэффективной.
Признание работы депутата, избранного в состав Земского собрания Гагинского муниципального района, неэффективной определяется решением сельского Совета Веитошкинского сельсовета, принятым по результатам доклада депутата, избранного в состав Земского собрания Гагинского муниципального района, о результатах его деятельности в Земском собрании Гагинского муниципального района.
В случае отказа депутата представить доклад о своей работе (при его надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения доклада), депутаты сельского Совета Ветошкинского сельсовета вправе осуществить ротацию состава депутатов, избранных в состав Земского собрания Гагинского муниципального района.
Анализируя совокупность указанных выше обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что принятое сельским Советом Ветошкинского сельского совета решение N 9 от 15 июня 2012 г., о внесении изменений в Регламент сельского Совета Ветошкинского сельсовета, предусматривающие возможность ротации депутатов, избранных в Земское собрание Гагинского муниципального района, является незаконным, поскольку противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которым не предусмотрена ротация избранных депутатов, Уставу Гагинского муниципального района, которым так же не предусмотрена ротация избранных в состав Земского собрания Гагинского муниципального района депутатов, Уставу Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района, которым так же не предусмотрена замена депутатов путем ротации при признании работы депутата неэффективной.
Разрешая ротацию депутатов на уровне Ветошкинского сельского совета представительный орган Ветошкинского сельсовета фактически отзывает своего депутата из числа депутатов Земского собрания Гагинского муниципального района, по основаниям, не предусмотренным законом и Уставами Гагинского муниципального района и Ветошкинского сельского совета.
Производя ротацию депутатов Ветошкинского сельсовета, полномочия депутата Земского собрания Гагинского муниципального района досрочно прекращаются в связи с его заменой другим депутатом Ветошкинского сельсовета, по основаниям, которые не предусмотрены законом и приведенными выше уставами, данный депутат становится лишь депутатом Ветошкинского сельского совета.
Кроме того, суд находит, что внося изменения в Регламент Ветошкинского сельсовета о ротации состава депутатов, сельским Советом Ветошкинского сельсовета нарушены положения ст. 72 Конституции РФ, т.к. сельский Совет превысил свою компетенцию поскольку принял муниципальный правовой акт по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Сельским Советом Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения N 9 от 15 июня 2012 г. о внесении изменений в Регламент Ветошкинского сельсовета и законность принятого решения.
Представленные представителем заинтересованного лица письма государственно-правового департамента Нижегородской области и комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Законодательного собрания Нижегородской области, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку носят лишь рекомендательный характер для лиц, которым они направлены.
Заключение государственно-правового департамента Нижегородской области от 30.07.2012 г. о том, что муниципальный нормативный правовой акт Ветошкинского сельсовета от 21.12.2009 г. "Об утверждении Регламента сельского Совета Ветошкинского сельсовета", с изменениями, внесенными решением от 15 июня 2012 г. N 9 соответствует Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству Нижегородской области и Уставу Ветошкинского сельсовета, не может служить безусловным основанием к вынесению решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку лишь суд, при рассмотрении дела вправе оценивать всю совокупность исследованных доказательств и принимать решение по существу заявленных требований. Как видно из указанного заключения, предметом юридической экспертизы государственно-правового департамента являлся нормативный правовой акт Ветошкинского сельсовета от 21.12.2009 г. N 1, которым был утвержден Регламент сельсовета, а оспариваемым в судебном порядке решением от 15.06.2012 г. N 9 в решение от 21.12.2009 г. N 1 изменения не вносились.
Судья находит, что муниципальный нормативный правовой акт сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области - решение N 9 от 15 июня 2012 года "О внесении изменений в Регламент Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области" должен быть признан недействующим полностью со дня его принятия.
С сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области в пользу Слесарь Н.Г. должны быть взысканы судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления государственной пошлины в сумме 200 рублей
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать муниципальный нормативный правовой акт сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области - решение N 9 от 15 июня 2012 года "О внесении изменений в Регламент Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области" недействующим полностью со дня его принятия.
Взыскать с сельского Совета Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области в пользу Слесарь Николая Григорьевича судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.
Судья- Е.Е. Зимина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.