Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 26 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,
при секретаре Ионовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России N к Мухиной Р.Н. о взыскании земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N по "адрес" обратилась с указанным иском, мотивируя его тем, что Мухина Р.Н. согласно представленным, на основании ст.85 НК РФ, в налоговый орган сведения является собственником земельного объекта (участка) по адресу: "адрес" кадастровый N. В соответствии со ст.357388 НК РФ, Муиной Р.Н. начислены налоги (сборы), пени по требованию от 16.11.11 г. N на сумму: налогов (сборов) 152621,51 руб., пени 41857,42 руб. В связи с чем просит взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу за 2010 г. по требованию от 16.11.11 г. N на сумму налогов (сборов) 152621,51 руб., пени 41857,42 руб.
Представители истца по доверенностям Хорькова Н.А., Капарейко А.С. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Ответчик Мухина Р.Н. в судебном заседании исковые требования в части основного долга в размере 152621,51 руб. признала. Не согласна с суммой пени, просит их снизить. Пояснила, что она пенсионерка, из пенсии у нее производятся удержания по другим взысканным налогам, оплачивать ей нечем, предприятие не работает.
Суд, установив юридически значимые по делу обстоятельства, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, находит заявленные Межрайонной ИФНС России N по "адрес" требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, указанный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты налога в указанный срок начисляется пеня в размере, предусмотренном ст. 75 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствие со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ муниципального образования.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (ст. 389 НК РФ и п. 3 Решения).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, и определяется в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 НК и п. 4 Решения).
В соответствие с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Пунктом 4 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 12 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
В соответствие с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Судом установлено, что Мухина Р.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". В 2010 году налогоплательщик обязан был уплатить земельный налог в сумме: 152621,51 руб.(л.д.9-10).
Ответчику выставлялось требование об уплате N земельного налога (л.д.5). 23.08.12 г. ей было направлено налоговое уведомление N на вышеуказанную сумму (л.д.11). Данное требование Мухиной Р.Н. исполнено не было. Мухина Р.Н. признает недоимку по земельному налогу за 2010 г. в сумме 152621,51руб., частичное признание иска в соответствии со ст.173 ГПК РФ судом принимается, оно не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц. В связи с чем данные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
У ответчика образовалась задолженность по пени в размере 41857,42 рублей, расчет судом проверен и является верным, однако, суд полагает возможным снизить данный размер пени.
В силу главы 11 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Таким образом, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, пеня является разновидностью правовосстановительных мер государственно-правового принуждения, имеющих целью восполнить недоимку и компенсировать имущественные потери казне, причиненные несвоевременной уплатой налога.
В силу п. 4 ст. 112 Налогового кодекса РФ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 Налогового кодекса РФ.
Наличие у налогоплательщика Мухиной Р.Н. тяжелого материального положения - она является неработающей пенсионеркой, является обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения. Дохода от предпринимательской деятельности Мухина Р.Н. не имеет, как пояснила в судебном заседании, "данные изъяты", которое расположено на земельном участке по адресу: "адрес" не работает, она получает пенсию, из которой производятся удержания по налоговым платежам, взысканным с нее за предыдущие годы.
По гражданскому законодательству неустойка является способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств (ст. 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и мерой имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Право снижения неустойки предоставлено суду ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Налоговой кодекс РФ не содержит норм по возможности снижения пени по налогам, однако в соответствии со ст.333 ГК РФ, суд полагает возможным снизить их до 10000 руб.
На основании требований части 1 статьи 103 ГПК РФ, с ответчика надлежит взыскать госпошлину в сумме 4452,43 рублей.
Руководствуясь ст.57 Конституции РФ, ст.ст. 12, 56, 57, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России N по "адрес" удовлетворить частично.
Взыскать с Мухиной Р.Н. в бюджет муниципального образования - "адрес" налог по земельному налогу за 2010 г. в сумме 152621,51 рублей и пени в сумме 10000 рублей, а всего 162621,51 руб.
Реквизиты для уплаты налога и пени:
Взыскать с Мухиной Р.Н. госпошлину в доход местного бюджета в сумме 4452,43 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд.
Судья: п.п. Е.П.Бочарова
Копия верна:
Судья: Е.П.Бочарова
Секретарь: Т.Л.Ионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.