Дело N2-1171/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2012 года г.Нижний Новгород
Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе
председательствующего судьи Соколовой И.П.
с участием представителя истца Балова К.В., представителя ответчика Дудуева А.А., представителя третьего лица Шигарова А.В.
при секретаре Игрушкиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода к ООО "Проект " *********" о возложении обязанности прекратить деятельность по продаже алкогольной продукции
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Автозаводского района г.Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга несовершеннолетних обратился в суд с иском к ООО "Проект " ******** в котором просил обязать ответчика прекратить деятельность по продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в кафе " Р*******", расположенном по адресу: г.Нижний Новгород пр. ********, указывая, что истцом ********* проводилась проверка деятельности ответчика по соблюдению требований федерального законодательства о государственном регулировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, ООО "Проект " ********" в баре и кафе " Р****", расположенных по адресу: г.Нижний Новгород пр. ******* осуществляет продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. Вход в " Р*******" расположен на расстоянии 55 метров по прямому пути от территории, прилегающей к Парку культуры и отдыха Автозаводского района г.Нижнего Новгорода, что подтверждается актом обследования от *********. Данные нарушения затрагивают неограниченный круг лиц, посещающий парк культуры и отдыха, в том числе и несовершеннолетних граждан.
Определением суда от ********* к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
Представитель истца Балов К.В. в судебном заседании требования иска поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Дудуев А.А. иск не признал, суду пояснил, что согласно п.2 ст.16 ФЗ "О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции, в частности, запрещена: на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, а так же к объектам спорта, на остановочных пунктах движения всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, а так же на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, а так же на прилегающих к таким местам территориях, на объектах военного назначения, в нестационарных торговых объектах, при этом органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Однако в Постановлении Администрации г.Нижнего Новгорода N26 от 30 марта 2005 года (в редакции от 15 апреля 2009 года) "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" определена прилегающая территория к местам массового скопления граждан - (в том числе к стадионам, концертным площадкам, пляжам и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, железнодорожным, автомобильным станциям, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в радиусе 100 метров. Таким образом законодатель, в лице Администрации г.Нижнего Новгорода, исключил из перечня мест массового скопления граждан - парки.
Представитель третьего лица Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Шигаров А.В. с исковым требованиями прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода не согласился, суду пояснил, что в ******** году ООО "Проект " ******" была выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, при этом объекты ответчика - кафе и бар были обследованы, было установлено соответствие всем требованиям, предъявляемым к юридическим лицам, которым выдается лицензия на продажу алкогольной продукции. После обследования объекта составляется акт осмотра, затем выносится экспертное заключение, собирается комиссия и на основании решения комиссии выносится приказ о выдаче лицензии. В ********* году срок действия лицензии ООО "Проект " ******" на розничную продажу алкогольной продукции был продлен на пять лет. При нарушении ООО "Проект " *********" положений федерального и регионального законодательства лицензия не выдается, либо срок ее действия не продляется.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно п.2 ст.16 ФЗ "О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах; несовершеннолетним; без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п.4 ст.16 ФЗ "О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства Нижегородской области N208 от 09 сентября 2004 года (в редакции от 30 марта 2009 года) утвержден "Порядок определения прилегающих к объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", согласно которому, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территориях, прилегающих к местам массового скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, пляжам и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, железнодорожным, автомобильным станциям, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения). Прилегающие территории определяются от границ территорий объектов (границ земельных участков), указанных в пункте 2 настоящего Порядка, до входных дверей организаций розничной торговли и общественного питания по кратчайшему расстоянию. Рекомендуемый для городских округов радиус территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в организациях розничной торговли и общественного питания, составляет более 100 метров от объектов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
Согласно пункту 4 Указа Президента РФ от 29 января 1992 N65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.
Согласно Постановления Администрации г.Нижнего Новгорода N26 от 30 марта 2005 года (в редакции Постановлений Администрации г.Нижнего Новгорода от 06 декабря 2005 года N60, от 09 марта 2007 года N823, от 21 мая 2007 года N 2021) "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" Определить прилегающую территорию к местам массового скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, паркам, зонам отдыха, пляжам, торговым площадкам, ярмаркам, продовольственным рынкам, в том числе оптовым, остановкам городского транспорта и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, объектам военного назначения), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в радиусе 100 метров.
Согласно Постановления Администрации г.Нижнего Новгорода N26 от 30 марта 2005 года (в редакции от 15 апреля 2009 года N1412) "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" определить прилегающую территорию к местам массового скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, пляжам и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, железнодорожным, автомобильным станциям, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в радиусе 100 метров.
По делу установлено, что ООО "Проект " *********" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции для потребления на месте покупки в помещении кафе " ********" и бара, расположенных по адресу: г.Нижний Новгород **********, арендуя помещение общей площадью 487.1 кв.м. у ООО " ********* на основании договора субаренды части нежилого помещения от *********.
********* Лицензионной палатой Нижегородской области ООО "Проект *********" в соответствии с приказом Лицензионной палаты Нижегородской области N от ********* выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции для потребления на месте покупки в помещении кафе " *******" и бара, расположенных по адресу: г.Нижний Новгород ********** со сроком действия до ********* ( *********, регистрационный номер ********).
********* Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области действие лицензии А ******** на осуществление розничной продажи алкогольной продукции для потребления на месте покупки в помещении кафе " *******" и бара, расположенных по адресу: г.Нижний Новгород ************ ООО "Проект " **********" было продлено до ********* ( ************).
********* прокуратурой Автозаводского района г.Нижнего Новгорода совместно со специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г.Нижнего Новгорода в Богородском районе, была проведена проверка деятельности ООО "Проект " *********" по продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в баре и кафе " *********", расположенных по адресу: г.Нижний Новгород ********* которой установлено, что ответчик осуществляет продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. Вход в магазин " *********" расположен на расстоянии 55 метров по прямому пути от территории, прилегающей к Парку культуры и отдыха Автозаводского района г.Нижнего Новгорода.
Отказывая прокурору Автозаводского района г.Нижнего Новгорода в исковых требованиях суд исходит из следующего.
На момент проверки ********* действовал законодательный акт - Постановление Администрации г.Нижнего Новгорода N от ********* (в редакции от ********* N), определяющий прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", а именно, прилегающие территории к местам массового скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, пляжам и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, железнодорожным, автомобильным станциям, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в радиусе 100 метров.
Истец в своем исковом заявлении ссылается на Постановление Администрации г.Нижнего Новгорода N от ********* (в редакции Постановлений Администрации г.Нижнего Новгорода от ********* N, от ********* N, от ********* N) "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", которым была определена прилегающая территория к местам массового скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, паркам, зонам отдыха, пляжам, торговым площадкам, ярмаркам, продовольственным рынкам, в том числе оптовым, остановкам городского транспорта и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, объектам военного назначения), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в радиусе 100 метров.
Однако, согласно п.1.1 Постановления Администрации г.Нижнего Новгорода от ********* N "О внесении изменений в Постановление Администрации г.Нижнего Новгорода от ********* N" было принято решение - слова "паркам, зонам отдыха", "торговым площадкам, ярмаркам, продовольственным рынкам, в том числе оптовым, остановкам городского транспорта" исключить.
Таким образом Администрация г.Нижнего Новгорода своим прямым волеизъявлением исключила из перечня "мест массового скопления граждан" парки.
Кроме того, выданная Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области ООО "Проект " ********" лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции для потребления на месте покупки в помещении кафе " ******* и бара, расположенных по адресу: г.Нижний Новгород *********** ни кем не оспорена, не отменена и не изменена, срок ее действия не закончился, а пунктом 5 ст.16 ФЗ "О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до *********, действуют до окончания срока их действия.
Ссылка прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода на правоприменительную практику Калининградской области Северо-Кавказского федерального округа является несостоятельной, поскольку каждый уполномоченный орган государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать свои собственные дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции (ст.16 ФЗ "О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода к ООО "Проект **********" о возложении обязанности прекратить деятельность по продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в баре и кафе " *******", расположенных по адресу: г.Нижний Новгород пр ********, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Председательствующий: подпись
Решение вступило в законную силу 03июля 2012 года
Копия верна
Судья Сормовского районного
Суда г.Н.Новгорода И.П. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.