Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Шатохиной Н.В.,
с участием и.о. прокурора Тонкинского района Нижегородской области Танасийчук И.И.,
представителя ответчика МУП "Тонкинские теплосети" по доверенности Смирновой Т.Е.
при секретаре Прытовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тонкинского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Тонкинские теплосети" о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тонкинского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП "Тонкинские теплосети" о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Тонкинского района с участием приглашенного в качестве специалиста представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Шахунском, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах проведена проверка исполнения федерального законодательства, регулирующего порядок сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, при эксплуатации полигона (свалки) ТБО, расположенного на земельном участке площадью N км от д. "адрес", в N м от автодороги р.п. Тонкино - "адрес". Проверкой установлено, что МУП "Тонкинские теплосети", расположенное по адресу: Нижегородская область, р.п. Тонкино, "адрес" осуществляет деятельность по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов III - V классов опасности, образовавшихся в процессе производственной деятельности предприятия и при предоставлении населению соответствующей коммунальной услуги. Размещение отходов производства и потребления данным жилищно-коммунальным предприятием производится на указанном выше полигоне ТБО (свалке), закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения для эксплуатации на основании постановления администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Тонкинские теплосети".
Проверкой установлено, что в нарушении п.6 СП 2,1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" не организован производственный контроль на свалке твердых бытовых отходов; на территории не выделена хозяйственная зона, что является нарушением п. 4.1 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов"; на территории полигона отмечается горение, что является нарушением п. 5.7 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов". Изложенные нарушения существенным образом ухудшают экологическую и санитарную обстановку на прилегающей к полигону ТБО территории. Происходит загрязнение отходами санитарно-защитной зоны вокруг полигона, чем грубым образом нарушаются требования природоохранного законодательства, влекущие, в свою очередь, нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Изложенные нарушения произошли вследствие виновного бездействия МУП "Тонкинские теплосети", то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Просит признать бездействие МУП "Тонкинские теплосети", выразившееся в непринятии мер по размещению отходов производства и потребления на вышеуказанном полигоне в соответствии с санитарным законодательством, незаконным; обязать МУП "Тонкинские теплосети" привести полигон для размещения и утилизации отходов производства и потребления в соответствии с нормами действующего санитарного законодательства.
В судебном заседании и.о. прокурора Тонкинского района Нижегородской области иск поддержал и уточнил, просит обязать ответчика МУП "Тонкинские теплосети" привести полигон для размещения и утилизации отходов производства и потребления в соответствии с нормами действующего санитарного законодательства, а именно: организовать производственный контроль на свалке твердых бытовых отходов; выделить хозяйственную зону для твердых бытовых отходов; на территории полигона не допускать горения, просит предоставить ответчику срок для исполнения решения суда - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что МУП "Тонкинские теплосети" занимается обслуживанием свалки у "адрес", данные нарушения имеются, но устранить их в короткие сроки невозможно, так как финансирование плохое, надо составлять проект, просит дать им срок четыре года для исполнения решения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению частично.
Согласно справки главного государственного санитарного врача по Шахунскому, Тоншаевскому, Тонкинскому, Шарангскому, Ветлужскому, Уренскому районах Нижегородсмкой области Герасимова Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ была проведена рейдовая проверка территории р.п.Тонкино совместное с представителем прокуратуры Тонкинского района на предмет выявления несанкционированных свалок. Обнаружено наличие несанкционированной свалки у пруда в районе территории ОАО "Тонкинское стройпредприятие". Также обследован полигон ТБО МУП "Тонкинские теплосети". Полигон расположен в N км от р.п.Тонкино, имеет обваловку и частичное ограждение. Производственный контроль на свалке твердых бытовых отходов не организован, что является нарушением п.6 СП 2.1.7 1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". На территории не выделена хозяйственная зона, что является нарушением п.4.1 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". На территории полигона отмечается горение, что является нарушением п.5.7 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является загрязнение недр и почв (п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ 10.01.2002 N 7-ФЗ).В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Статьей 11 названного Федерального закона определено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные в Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 ода N52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст.22 Федерального закона N52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условий и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п.6.4 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 (утв. Министерством СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, утверждений и предприятий должен осуществляться своевременно.
Согласно ст.46 Конституции, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ст.11 Гражданского кодекса РФ, закреплено право на судебную защиту гражданских прав.
В соответствии с п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что прокуратурой Тонкинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства, регулирующего порядок сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, при эксплуатации полигона (свалки) ТБО, расположенного на земельном участке площадью N км от "адрес" Тонкинского района Нижегородской области, в N м от автодороги р.п. Тонкино - "адрес". Проверкой установлено, что МУП "Тонкинские теплосети", расположенное по адресу: "адрес", р. "адрес", осуществляет деятельность по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов III - V классов опасности, образовавшихся в процессе производственной деятельности предприятия и при предоставлении населению соответствующей коммунальной услуги. Нарушения, установленные проверкой, до настоящего времени не устранены.
Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Требование прокурора о признании бездействия МУП "Тонкинские теплосети" незаконными удовлетворению не подлежат, так как бездействия МУП "Тонкинкие теплосети" не регулируются положениями ст.254 ГПК РФ.
Согласно ст.206 ГПК РФ:
1. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам и заявленным требованиям.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования городской округ Шахунья Нижегородской области подлежит взысканию госпошлина в размере N рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тонкинского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Тонкинские теплосети" о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства удовлетворить частично.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Тонкинские теплосети" привести полигон для размещения и утилизации отходов производства и потребления, расположенный на земельном участке площадью N км от д. "адрес", в N м от автодороги р.п. Тонкино - "адрес" в соответствии с нормами действующего санитарного законодательства, а именно: организовать производственный контроль на свалке твердых бытовых отходов; выделить хозяйственную зону для твердых бытовых отходов; на территории полигона не допускать горения.
В остальной части иска отказать.
Представить МУП "Тонкинские теплосети" срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ. Разъяснить ответчику, что в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Тонкинские теплосети" в бюджет муниципального образования городской округ Шахунья Нижегородской области госпошлину в размере N рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Шатохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.