Решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 17 августа 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Гороховец 17 августа 2012 года
Гороховцкий районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кротовой В.А.
при секретаре Ребриевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "КомЭко" об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух
УСТАНОВИЛ:
В заявлении указывается, что проверкой, проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой, установлено, что ООО "КомЭко" осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства. У ООО "КомЭко" в соответствии со свидетельством о праве собственности от 30.10.2009 имеется источник негативного воздействия на окружающую среду -очистные сооружения, находящиеся по адресу: Владимирская область, г. Гороховец, эксплуатируемые Обществом с 15.02.2011 года по настоящее время с целью сброса сточных вод в водный объект - реку Клязьма. Приемная камера песколовки, распределительная камера, открытые каналы, илоперегниватель, отстойники, аэротенки, минерализаторы и иловые поля указанных очистных сооружений являются источником выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ: диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, метан, аммиак, сероводород и др. В ходе проверки установлено, что в нарушение норм природоохранного законодательства, деятельность ООО "КомЭко" осуществляется в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Прокурор просит суд рассмотреть дело без его участия ( л.д.22).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен, что подтверждается почтовым уведомлением ( л.д.17).
Представитель третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области просит суд рассмотреть дело без его участия ( л.д.20).
Проверив и исследовав материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года N 7-ФЗ ( далее закон) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
На основании ст. 1 закона негативное воздействие на окружающую природную среду есть воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу ст. 3 вышеназванного закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов:соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 34 закона эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. На основании ст.22 закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. В соответствии ст. 23 закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Частью 4 статьи 23 закона установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 года N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8 Положения).
В соответствии со ст. 76 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Из материалов гражданского дела следует, что в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм природоохранного законодательства, деятельность ООО "КомЭко" осуществляется в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается объяснением генерального директора ООО "КомЭко" Чернеева О.В. от 18.05.2011 года ( л.д.8), свидетельством о государственной регистрации права от 30.09.2009 года 33 АК N 797382 ( л.д.9), сведениями об охране атмосферного воздуха за 2011 год, из которых следует, что ответчиком допущен выброс в атмосферу загрязняющих веществ ( л.д. 10-12), представлением природоохранного прокурора от 18.05.2012 года N 2-218-2012 ( л.д.13-15), информацией ответчика от 30.05.2012 года N 48 ( л.д.16).
Поскольку для ответчика в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве оно имеет право выбрасывать в атмосферный воздух, не повлечет ли это за собой ухудшения экологической обстановки, а также вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье населения, данная деятельность создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно -эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В силу ст. 22 ГПК РФ иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений, рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного кругалиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ч.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны суд известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В силу ч.3 названной статьи суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительности причин неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика надлежаще уведомлен судом, что подтверждается почтовым уведомлением ( л.д.17). Определением от 12.07.2012 года представителю ответчика предлагалось в срок до 17.08.2012 года представить письменные возражения по исковому заявлению, если они имеются и доказательства в обоснование своих возражений, а также разъяснялось, что непредставление возражений и доказательств в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам ( л.д.2). От представителя ответчика возражений на исковое заявление не поступало.
Все вышеизложенное подтверждает основания, на которых Владимирский природоохранный прокурор основывает исковые требования.
В соответствии ч.1 п.3 ст.333.16 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц- 200 руб., для организаций- 4000 руб.
Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд в целях защиты государственных и общественных интересов.
Владимирский природоохранный прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании ст.103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 4000 рублей.
РУКОВОДСТВУЯСЬ ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц..
Обязать ООО "КомЭко" получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 01.12.2012.
Взыскать с ООО "КомЭко" в местный бюджет государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано по апелляционной жалобе во Владимирский областной суд через Гороховецкий районный суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья : В.А.Кротова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.