Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Плехановой О.Н., с участием истца Чекашкиной Л.А., помощника прокурора Емельяновского района Якушевой А.А., представителя ответчика Ладуда Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района в интересах Чекашкиной Лидии Александровны к обществу с ограниченной ответственностью "ПКФ "Красэнергосервис" о признании незаконными действий в части начисления платы за отопление и обязании произвести перерасчет платы за отопление,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района в интересах Чекашкиной Л.А. обратился в суд с иском к ООО "ПКФ "Красэнергосервис", в котором просит признать незаконными действия ООО "ПКФ "Красэнергосервис" в части начисления платы за отопление Чекашкиной Л.А. в связи с ее выходом на пенсию и обязать ООО "ПКФ "Красэнергосервис" произвести перерасчет платы за отопление Чекашкиной Л.А. за период с октября 2008 года по октябрь 2010 года.
В обоснование иска указано, что Чекашкина Л.А. является педагогическим работником и на основании п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Однако с октября 2008 года и по октябрь 2010 года ответчик начислял Чекашкиной Л.А. плату за отопление, тем самым нарушил ее право, предусмотренное ст. 55 Закона РФ "Об образовании".
В судебном заседании истец Чекашкина Л.А. поддержала заявленные требования, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении; дополнительно пояснила, что помимо льготы, предусмотренной Законом РФ "Об образовании", она имеет льготу при оплате коммунальных услуг как ветеран труда; данной льготой она пользовалась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, получая через почтовое отделение субсидии; в декабре 2010 года она от указанной льготы отказалась и полагает, что ответчик в любом случае обязан произвести перерасчет платы за отопление ей как педагогическому работнику, а она в свою очередь вернет всю сумму полученных субсидий.
Представитель ответчика Ладуда Я.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что в соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" от 17 декабря 2004 года N 13-2804, Педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям, психологам, социологам, социальным работникам краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы и занятость на указанных должностях составляет не менее 75 процентов ставки, предоставляются субсидии в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края; б) 100 процентов стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Вместе с тем, п. 4 ст. 14 Закона установлено, что субсидии, указанные в статье 6, предоставляются на период работы в учреждениях на должностях, указанных в статье 6 настоящего Закона. Таким образом, плата за услугу отопление начислялась Чекашкиной Л.А. с октября 2008 года правомерно.
Также представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что Чекашкина Л.А. в течение года пользовалась другой льготой - как ветеран труда, в связи с чем не имеет права на получение льготы как педагогический работник.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения администрации Емельяновского района в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать в его отсутствие, что суд с согласия сторон нашел возможным.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства и другие материалы дела, суд находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, исходя из следующего.
В соответствии с положениями абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.
По смыслу указанной нормы Закона педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Указанная правовая позиция разделяется Конституционным Судом РФ в определении от 08.02.2007 года N 322-О-П "По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" и пункта 5 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ".
При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
Нормативы потребления отопления и освещения на федеральном уровне не ограничены, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Порядок реализации права педагогических работников образования в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением ранее определялся Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" с учетом Распоряжения Совета Министров СССР от 24.07.1949 N 11433р и Постановлением Совета Министров СССР N 255 от 04.05.1971, которые подлежат применению в силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР".
Названные нормативные правовые акты, также закрепляя аналогичные социальные льготы за педагогическими работниками в сельской местности, не ограничивали их какими-либо нормативами.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившая силу с 01.03.2005, предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм.
Во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" 07.02.2008 года в Красноярском крае принят Закон края N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа)", предусматривающий возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам указанной меры социальной поддержки.
Подпункт "б" пункта 5 статьи 6 Закона края предусматривает, что педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в размере 100 процентов стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Однако, вышеприведенная норма, ограничивая предоставление льгот по освещению и теплоснабжению нормативами, вступает в противоречие с вышеприведенными нормами федерального законодательства.
Решением Красноярского краевого суда от 18 января 2007 года подпункт "б" пункта 5 статьи 6 Закона края в части слов "... в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления" признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Как установлено в судебном заседании, истица работала в Емельяновской "данные изъяты" по 01 февраля 2008 года, то есть в указанный период являлась педагогическим работником, с октября 2008 года находится на пенсии, зарегистрирована и проживает в "адрес" в квартире, расположенной по адресу: "адрес"; вместе с ней в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Чекашкин В.И. и Чекашкин Р.О.
Из счетов-квитанций за январь 2008 года - январь 2010 года видно, что ООО "ПКФ "Красэнергосервис" в указанный период предоставляло Чекашкину В.И. льготу по оплате отопления путем предоставления скидки в виде полной стоимости услуги отопления.
Из счетов-квитанций за период с февраля 2010 год по апрель 2010 года, из копии лицевого счета видно, что ООО "ПКФ "Красэнергосервис" произвело перерасчет платы за отопление за период с октября 2008 года по январь 2010 года и выставило Чекашкину В.И. счет на оплату отопления за весь указанный период, уведомив Чекашкина В.И. о необходимости полной оплаты коммунальных услуг.
Из тех же квитанций видно, что истцом вносилась в кассу ООО "ПКФ "Красэнергосервис" плата за отопление в феврале, марте, апреле 2010 года.
Из изложенного следует, что на Чекашкину Л.А. в период с октября 2008 года по октябрь 2010 года распространялись льготы, предусмотренные абзацем 3 п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", а именно, истец в спорный период имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, в связи с чем отказ ПКФ "Красэнергосервис" в предоставлении истцу такой льготы путем сделанного перерасчета платы за отопление и выставление требований производить оплату услуги по отоплению являются незаконными.
Доводы представителя ответчика о том, что ООО "ПКФ "Красэнергосервис" является ненадлежащим ответчиком по делу и что Чекашкина Л.А. за получением компенсации расходов по оплате коммунальных услуг должна обращаться к Министерству финансов РФ, являются необоснованными, поскольку обязанность по оплате услуг отопления в полном размере на педагогических работников, проживающих в сельской местности, с правом на последующее получение компенсационных выплат, федеральным законодательством не возложена. Теплоснабжающая организация обязана предоставлять педагогическому работнику, имеющему право на льготу согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", услугу отопления полностью бесплатно.
Как такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии со статьями 159, 160 Жилищного кодекса РФ по общему порядку субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам. В том числе, предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, в пункте 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 322-О-П отмечается: "Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
Переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты на оплату жилья, отопления и освещения.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса".
Суд полагает, что положения Закона края в отношении педагогических работников нельзя считать заменой предоставления натуральных льгот компенсацией понесенных ими расходов.
Под термином "субсидии" в соответствии со статьей 1 Закона края понимаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Таким образом, Закон края определяет субсидии как помощь для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Причем эта помощь может оказываться как с учетом доходов граждан, так и без такого учета.
Выплата субсидий педагогическим работникам не зависит от уровня их доходов.
В подтверждение этому в пункте 1 статьи 15 Закона края указано на то, что субсидии, указанные в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, предоставляются независимо от дохода граждан.
Статья 24 Закона края регулирует механизм предоставления субсидий. Пункт 1 этой статьи указывает на то, что субсидии предоставляются в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.
Оценивая положения статьи 24 Закона края в совокупности с положениями пункта 5 статьи 6 Закона края можно сделать вывод о полном освобождении педагогических работников от платежей за жилье, освещение и теплоснабжение (отопление).
При этом необходимо также учитывать, что оплата жилья, согласно определению, приведенному в статье 1 Закона края, - это плата за жилое помещение, включающая в себя:
а) для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
б) для собственников жилого помещения в многоквартирном доме плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Содержащееся в Законе края определение "оплата жилья" полностью соответствует определению платы за жилое помещение, приведенному в статье 154 ЖК РФ.
Из положений Закона края не следует, что он закрепляет правило, согласно которому субсидии выплачиваются гражданам только в форме компенсаций уже понесенных ими расходов.
Как следует из абзаца второго пункта 2 статьи 24 Закона края, органы местного самоуправления к началу установленного периода оплаты жилья и коммунальных услуг перечисляют субсидии на персонифицированные социальные счета.
Статья 155 ЖК РФ, регулируя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Следовательно, субсидии в размере 100% стоимости оплаты за жилье, освещение и теплоснабжение (отопление) педагогические работники вправе по Закону края получить к началу установленного статьей 155 ЖК РФ периода оплаты.
Закон края не регулирует порядок распоряжения получателем субсидии своим персонифицированным социальным счетом и не закрепляет за ним обязанность представлять документы, подтверждающие его расходы по оплате жилья, освещения и теплоснабжения (отопления).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец обоснованно предъявила иск к ООО "ПКФ "Красэнергосервис", поскольку последнее является теплоснабжающей организацией и обязано было предоставить Чекашкиной Л.А., имеющей право на получение мер социальной поддержки, скидку в виде полной стоимости услуги отопления и не вправе было предъявлять к оплате стоимость услуги отопления ни полностью, ни в какой либо части.
В то же время суд считает необходимым исковые требования Чекашкиной Л.А. удовлетворить частично.
Как следует из письма руководителя Муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района", Чекашкина Л.А. имеет льготную категорию Ветеран труда: Пенсионер по возрасту. В соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки (субсидии при оплате ЖКУ) в следующих размерах: а) 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья (22.0 кв.м.), установленной законом края; б) 50 % стоимости потребляемых коммунальных услуг. Меры социальной поддержки (субсидии) были предоставлены Чекашкиной Л.А. как ветерану труда за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года согласно личному заявлению от 25 декабря 2008 года по следующим видам услуг: жилищная услуга, отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, очистка стоков, перекачка стоков, вывоз ТБО, электроэнергия. Все виды мер социальной поддержки выплачены через почтовое отделение связи в полном объеме. В декабре 2010 года от Чекашкиной Л.И. было принято заявление об отказе от субсидии как ветерану труда, то есть с 2011 года меры социальной поддержки выплачиваться через МУ "УСЗН" не будут.
В судебном заседании Чекашкина Л.А. подтвердила факт получения субсидий.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления одновременно нескольких льгот, суд полагает правильным удовлетворить требования Чекашкиной Л.А. только в части обязания ответчика произвести перерасчет за октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Емельяновского района в интересах Чекашкиной Лидии Александровны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "Красэнергосервис" в части начисления платы за отопление Чекашкиной Лидии Александровне в связи с ее выходом на пенсию.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "Красэнергосервис" произвести перерасчет платы за отопление Чекашкиной Лидии Александровне за период с октября 2008 года по декабрь 2008 года включительно.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 01 марта 2011 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.