Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Грибановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мишановой "данные изъяты", действующей в интересах своей несовершеннолетней дочери Липатовой "данные изъяты" к Администрации города Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Мишанова "данные изъяты" действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери Липатовой "данные изъяты" обратилась в суд с иском к Администрации г. Красноярска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации мотивируя свои требования тем, что по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заявителю была предоставлена комната N по "адрес" в г. Красноярске, которая ранее находилась в собственности ОАО "РЖД", а затем была передана в муниципальную собственность г. Красноярска. Истец обращался в Администрацию г. Красноярска за получением разрешения на приватизацию спорной комнаты, однако получила отказ со ссылкой на то, что приватизировать комнату в общежитии нельзя. Однако, указанная комната N общежития, расположенного по адресу: "адрес", вопреки правил ст. 94 ЖК РФ и п. 5 Правил отнесения жилищного помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ N 42 от 26.01.2006 г.) не укомплектована мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами, постельное белье не выдается, что не позволяет считать данное жилое помещение общежитием. Кроме того, в силу ст.7 закона "О введении в действие ЖК РФ" к сложившимся правоотношениям сторон должны применяться нормы о договоре социального найма. С учетом изложенного, просит признать право собственности Липатовой "данные изъяты" на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании истец Мишанова "данные изъяты" действующая в интересах своей несовершеннолетней дочери Липатовой "данные изъяты" поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика - Администрации г. Красноярска Прохоренко "данные изъяты" (доверенность в материалах дела), в зал суда не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, представила в материалы дела письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований истца в связи с тем, что спорная комната является комнатой в общежитии, приватизация которых невозможна.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - МП "Дирекция муниципальных общежитий", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в сове отсутствие не просили, возражений на иск не представили.
С учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие указанных не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам. Заслушав доводы истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N1541-1 от 04 июля 1991 года (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ) Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст.4 Закона о приватизации (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ) не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях.
Между тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Указанной нормой закона установлено, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма на занимаемое гражданами жилое помещение, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Таким образом, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании ст. 2 Закона "О приватизации жилищного фонда РФ".
При этом, Статья 7 Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Из материалов дела следует, что здание по "адрес" в г.Красноярске возведено в 1973 году на государственные средства, относилось к государственному жилищному фонду и находилось в ведении федерального государственного предприятия Красноярская железная дорога, образованного в 1979 году, переименованного в 2001 году в ФГУП "Красноярская железная дорога".
В соответствии с договором пожертвования имущества, находящегося в собственности ОАО "Российские железные дороги", NД-1821 НГСВОД/НЮ от 30.12 2008 года муниципальному образованию город Красноярск было безвозмездно передано в собственность здание общежития по "адрес" "адрес" в г. Красноярске в целом; передача в собственность муниципального образования оформлена актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время указанное здание по ул. "адрес" включено в реестр муниципальной собственности на основании постановления Администрации г.Красноярска N от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из реестра.
Таким образом, здание общежития по "адрес" в "адрес" ранее относилось к объектам государственного жилищного фонда, было возведено на государственные средства до введения в действие Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N1541-1 от 04.07.1991 года, в последующем поступило в собственность муниципального образования г. Красноярск безвозмездно, в силу чего на указанное здание распространяются вышеприведенные нормы ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Факт того, что здание общежития находилось в собственности ОАО "Российские железные дороги" по декабрь 2008 года, не имеет значения для существа спора, поскольку судом установлено, что спорный объект недвижимости не был возведен за счет средств указанного Общества. К тому же, уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" в соответствии с вышеприведенными нормативными актами, был сформирован за счет государственного имущества Российской Федерации, к которому относилось и здание общежития по "адрес" в "адрес".
Тот факт, что здание общежития включено Администрацией г. Красноярска в состав специализированного жилищного фонда, не является препятствием в осуществлении гражданами, занимающими в нем жилые помещения на законных основаниях, права на приватизацию, поскольку жилое здание в целом утратило статус общежития в силу прямого указания закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Разрешая вопрос о праве истца на получение в собственность бесплатно комнаты Nпо "адрес" "адрес" в г.Красноярске, суд исходит из следующего.
Указанное жилое помещение, как установлено судом, предоставлено истцу на законных основаниях по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В него истец заселилась вместе со своей матерью Мишановой "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживает по настоящее время, а также исполняет все обязанности, предусмотренные ст.69 ЖК РФ, что подтверждается выпиской из домовой книги, финансовым лицевым счетом, объяснениями представителя истца в судебном заседании.
Согласно представленной истцом выписки из технического паспорта на комнату N по "адрес" корпус 1 в "адрес", указанное помещение является жилым и изолированным, фактов самовольного переустройства, перепланировки не выявлено, общая площадь комнаты 19,0 кв.м, в том числе жиля площадь 13,2 кв.м.
При изложенных обстоятельствах суд признает, что истец является нанимателем изолированного муниципального жилого помещения комнаты Nпо "адрес" "адрес" в "адрес" на условиях социального найма, проживает в нем постоянно, на законных основаниях с января 2010 года, по день рассмотрения дела судом, в связи с чем, имеет право на приватизацию указанного жилого помещения.
Как следует из сведений Управления Росреестра по Красноярскому краю, права собственности или иные вещные права на спорное жилое помещение N по "адрес" "адрес" "адрес" не зарегистрированы. При этом суд отмечает, что согласно Постановлению Администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, жилой "адрес" корпус 1 по "адрес" передан в муниципальную собственность, однако спорная комната до настоящего момента в Реестр муниципального жилищного фонда не включена.
Согласно справки МП "Центр недвижимости", истец по месту жительства до января 2010 года, а также после этого времени, на территории г.Красноярска правом на приватизацию жилья не пользовалась.
Также суд учитывает, что истцом соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, поскольку в соответствии с порядком, установленным ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", истец обращалась в компетентный муниципальный орган с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, в чем ей было отказано.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из сделок граждан и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей; а также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
При изложенных обстоятельствах суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исходя из предусмотренных ст.12 ГК РФ способов защиты нарушенных гражданских прав, как признание права, суд полагает необходимым признать за Липатовой "данные изъяты". право собственности на муниципальное жилое помещение - комнату N по "адрес" "адрес" в г.Красноярске, занимаемое ей на условиях социального найма в порядке бесплатной передачи в собственность граждан (приватизации).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мишановой "данные изъяты", действующей в интересах несовершеннолетней Липатовой "данные изъяты", удовлетворить в полном объеме.
Признать за Липатовой "данные изъяты" право собственности на муниципальное жилое помещение - комнату N (общей площадью 19,0 кв.м., в том числе жилой площадью 13,2 кв.м) в "адрес" "адрес" N по "адрес" в "адрес", занимаемое на условиях социального найма, в порядке безвозмездной передачи в собственность граждан (приватизации).
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда.
Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.
Судья И.Г. Медведев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.