Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 20 января 2012 г.
(Извлечение)
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурмакина Т.А. с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Кацупий Т.В., при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента издания постановления администрации г. Лесосибирска от 18 ноября 2011 г. N 1535 "Об утверждении Порядка проведения конкурса и состава конкурсной комиссии на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок в г. Лесосибирске",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента издания постановления администрации г. Лесосибирска от 18 ноября 2011 г. N 1535 "Об утверждении Порядка проведения конкурса и состава конкурсной комиссии на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок в г. Лесосибирске".
Свои требования мотивирует тем, что оспариваемое постановление разработано в соответствии с Законом Красноярского края от 09 декабря 2010 г. N 11-5424 "О транспортном обслуживании населения Красноярского края". Согласно ст. 1 Закона предметом правового регулирования являются отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, внутренним водным пассажирским транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, железнодорожным пассажирским транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении, а также с обеспечением безопасности дорожного движения при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных, межмуниципальных и муниципальных маршрутах в Красноярском крае.
В силу пп. "д, е" п. 1 ст. 5 Закона определение порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; разработка и утверждение типовой формы договора об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом относятся в полномочиям Правительства Красноярского края.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок проводится на конкурсной основе за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Конкурс проводится в порядке, установленном Правительством края.
Таким образом, постановление от 18 ноября 2011 г. N 1535 администрацией г. Лесосибирска принято с превышением имеющихся полномочий.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Кацупий Т.В. настаивает на заявленных требованиях, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности Гороховик Г.Б. с заявленными требованиями не согласился.
Представитель Правительства Красноярского края представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указывает, что Правительством края с целью реализации компетенции, установленной п. 2 ст. 8 Закона Красноярского края "О транспортном обслуживании населения в Красноярском крае" принято постановление от 27.12.2011 г. N 808-п "Об утверждении порядков проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам, типовых договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам и создании комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам".
Представитель Министерства транспорта Красноярского края представил в суд пояснение на заявленные требования, из которого следует, что в соответствии с подпунктом "д" п. 1 ст. 5 Закона Красноярского края от 09.12.2010 г. N 11-5424 "О транспортном обслуживании населения в Красноярском крае" к полномочиям Правительства Красноярского края относится определение порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Согласно п. 2 ст. 8 указанного Закона привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе, конкурс проводится в порядке, установленном Правительством Красноярского края. Порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом определен в постановлении Правительства Красноярского края от 27.12.2011 г. N 808-п. Считает, что оспариваемое постановление принято администрацией г. Лесосибирска с превышением компетенции, требования прокурора г. Лесосибирска являются обоснованными, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что постановлением и.о. главы администрации г. Лесосибирска от 18 ноября 2011 года N 1535 утвержден Порядок проведения конкурса и состава конкурсной комиссии на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок в городе Лесосибирске.
Полномочия органов местного самоуправления, а также должностных лиц органов местного самоуправления закреплены в Законе РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставе г. Лесосибирска.
Согласно ст. 31 Устава г. Лесосибирска глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Красноярского края, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами городского Совета депутатов, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Заря Енисея" N 11 от 24 ноября 2011 года (л.д. 36).
Указанное постановление является нормативным правовым актом, поскольку обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно: издано правомочным должностным лицом органа местного самоуправления, опубликовано в установленном законом порядке, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Данное постановление является действующим, что не оспаривается сторонами.
Оспариваемое постановление издано в соответствии с Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Законом Красноярского края от 09 декабря 2010 г. N 11-5424 "О транспортном обслуживании населения в Красноярском крае".
В соответствии со статьей 19 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно статьи 1 Закона Красноярского края от 09 декабря 2010 г. N 11-5424 "О транспортном обслуживании населения Красноярского края" предметом правового регулирования являются отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, внутренним водным пассажирским транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, железнодорожным пассажирским транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении (далее - организация транспортного обслуживания), а также с обеспечением безопасности дорожного движения при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных, межмуниципальных и муниципальных маршрутах (далее - обеспечение безопасности дорожного движения) в Красноярском крае.
Подпунктами "д, е" пункта 1 статьи 5 указанного Закона установлено, что к полномочиям Правительства Красноярского края относятся в том числе: определение порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; разработка и утверждение типовой формы договора об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Красноярского края от 09 декабря 2010 г. N 11-5424 Правительство края в соответствии с Уставом края вправе передать отдельные полномочия, предусмотренные настоящей статьей, иным органам исполнительной власти края.
В силу требований части 2 статьи 8 Закона привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок проводится на конкурсной основе за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Конкурс проводится в порядке, установленном Правительством края.
С целью реализации компетенции, установленной указанной нормой закона, Правительством Красноярского края издано постановление от 27 декабря 2011 года N 808-п "Об утверждении порядков проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам, типовых договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам и создании комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам".
Таким образом, в ходе судебного следствия установлено, что определение порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом отнесено к полномочиям Правительства Красноярского края, и указанные полномочия Правительство края не передавало органам местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из вышеприведенного можно сделать вывод о том, что постановление администрации г. Лесосибирска от 18 ноября 2011 г. N 1535 "Об утверждении Порядка проведения конкурса и состава конкурсной комиссии на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок в г. Лесосибирске" противоречит действующему законодательству, поскольку принято с превышением имеющихся полномочий.
В связи с чем требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом вышеизложенного оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента издания.
Сообщение об этом подлежит опубликованию в газете "Заря Енисея" после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать постановление администрации г. Лесосибирска от 18 ноября 2011 г. N 1535 "Об утверждении Порядка проведения конкурса и состава конкурсной комиссии на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок в г. Лесосибирске" противоречащим законодательству, недействующим с момента издания.
Сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Заря Енисея" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.
Судья Т.А. Бурмакина.
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2011 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.