Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 25 июля 2012 г.
(Извлечение)
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Степановой С.Б.,
с участием прокурора Коптевой Е.И.,
представителей заявителя Кислициной Л.П., Раутенберга А.В.(доверенность от 20.01.12г.) и Пургиной Т.П.(устное ходатайство заявителя),
представителей заинтересованных лиц Демшиной Ю.Ю. (доверенность от 19.01.12г.) и Ольховской Г.В.(доверенность от 12.03.12г.),
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Болычева Н.П. о признании недействующим нормативно-правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Болычева Н.П. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта в части- пункта 2 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги по г. Минусинску" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц с 06.06.06г..
Определением судьи от 01 июня 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация г. Минусинска.
Свои требования заявитель в своем заявлении и в судебном заседании лично и через своих представителей Кислицину Л.П., Раутенберга А.В. и Пургину Т.П. мотивировал следующим.
Решением Минусинского городского суда от 17.10.11г., вступившим в законную силу, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.п.1 п.1 решения Минусинской городской Думы Красноярского края от 26 декабря 2005г. N 13-115р, в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/1м2/1 чел. в месяц.. Решением Минусинского городского суда от 20.01.12г., вступившим в законную силу, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.п.1 п.1 решения Минусинской городской Думы Красноярского края от 03 августа 2004г. N 5-20р "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/1м2 общей площади в месяц. До принятия вышеуказанных решений городской думы, решением Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги по г. Минусинску" был утвержден норматив потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц(пункт 2 решения). До настоящего времени данное решение в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление не отменено. В результате отмены решений городской думы от 26.12.05г. и от 03.08.04г. в части утверждения нормативов потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление, подлежит применению норматив, утвержденный обжалуемым нормативным актом.
Решение Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги по г. Минусинску" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим с 06.06.06г. по следующим основаниям.
Так, оспариваемый нормативно- правовой акт противоречит ч.1 ст. 157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г. N306 "Об утверждении правил установления определения нормативов потребления коммунальных услуг". 08 июня 2006 года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении "Правил установления определения нормативов потребления коммунальных услуг", которые определяют порядок установления нормативов потребления. Согласно п.п. "д" п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Несмотря на то, что в г. Минусинске существуют жилые дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, с различной степенью благоустройства, оспариваемым решением фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов. Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления необходимо их определить, либо рассчитать по формулам согласно приложению. При этом п. 20 Правил при установлении нормативов применяется три метода: 1) аналогов; 2) экспертный 3) расчетный. При этом, решение о применении того или иного метода, либо об их сочетании принимается уполномоченными органами. Нормативы потребления определенные расчетным методом, определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к Правилам. Из оспариваемого решения следует, что при определении нормативов был применен расчетный метод, не предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N306. Таким образом, с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N306 "Об утверждении правил установления, определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление, утвержденные оспариваемым решением Минусинской городской думы, применяться не могут, так как противоречат порядку установления нормативов потребления коммунальных услуг; эти нормативы должны были быть пересмотрены, однако сделано этого не было. Оспариваемое Решение городской Думы в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление нарушает материальные права заявителя, так как этот норматив является завышенным, влечет необоснованное завышение начисляемых за отопление сумм. С учетом изложенного и заявления об уточнении заявленных требований, заявитель просит признать недействующим нормативно-правовой акт в части- пункта 2- решение Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги по г. Минусинску" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц с 06.06.06г..
Заинтересованное лицо- Минусинский городской Совет депутатов, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Демшину Ю.Ю., с заявленными требованиями не согласился в полном объеме, мотивировав свою позицию следующим. Оспариваемое решение применялось в г. Минусинске в период с 07.03.02г. до момента вступления в силу решения N 5-20р от 03.08.04г.. Заявителем не представлено доказательств того, что после вступления в законную силу вышеуказанных решений Минусинского городского суда от 17.10.11г. и от 20.01.12г. вновь применяются нормативы, установленные оспариваемым решением. Минусинским городским советом было лишь рекомендовано применение данного норматива, в связи с отменой нормативов, утвержденных позднее; других нормативов городским советом не принималось. Вопрос, урегулированный оспариваемым решением, относился и относится к вопросам местного значения, и органы местного самоуправления были вправе осуществлять его правовое регулирование. Оспариваемое решение было принято с соблюдением процедуры принятия муниципального правового акта представительным органом местного самоуправления. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" было издано уже после принятия оспариваемого решения и не имеет обратной силы, указанные Правила применяются лишь к отношениям, возникшим после введения их в действие. Также указанным Постановлением Правительства РФ не предусмотрена необходимость пересмотра нормативов, установленных до введения в действие постановления. Кроме того, из заявления и пояснений заявителя непонятно, в чем заключается нарушение его прав оспариваемым нормативным актом, не представлены доказательства этого. В заявлении Болычева Н.П. указывает, что оспариваемое решение нарушает ее право на оплату коммунальных услуг в порядке, установленном действующим законодательством; однако, порядок оплаты коммунальных услуг не является предметом правового регулирования оспариваемого решения. В связи с изложенным, просит в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо Администрации г. Минусинска, действующее в судебном заседании через своего представителя по доверенности Ольховскую Г.В., с заявленными требованиями не согласилось в полном объеме, мотивировав свою позицию теми же доводами, что и Минусинский городской Совет депутатов.
Сторонами в суд представлены и судом истребованы в качестве доказательств также: решения N 13-90р от 05.03.02г., N 5-20р от 03.08.04г.; свидетельство о государственной регистрации права от 10.11.04г.; решения Минусинского городского суда от 17.10.11г. и от 20.01.12г.; апелляционное определение от 18.04.12г.; Устав г. Минусинска; письма от 28.04.12г., от 28.05.12г., от 06.06.12г., от 06.07.12г., от 12.10.11г., от 02.07.11г.; протокол 13 сессии городской думы от 05.03.02г.; счета- фактуры, квитанции об оплате; расчеты нормативов потребления; газета "Власть труда" от 07.03.02г.; постановление от 25.01.99г.; пояснительная записка к проекту решения; письма ООО "Сервис- лайн" от 16.07.12г. и от 20.07.12г. и ответы на них от 19.07.12г. и от 23.07.12г..
Выслушав лиц участвующих в деле, прокурора, полагавшего необходимым признать оспариваемое решение недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что заявитель Болычева Н.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". 03 августа 2004г. Минусинской городской Думой было принято Решение N 5-20р "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги", при этом подпунктом 1 пункта 1 был утвержден норматив потребления населением г.Минусинска коммунальной услуги в виде центрального отопления в размере 0,0214 Гкал/1м2. 06 августа 2004г. указанное решение было опубликовано в общественно-политической газете г.Минусинска и Минусинского района "Власть Труда" и вступило в силу. 26 декабря 2005 года Минусинской городской Думой было принято Решение N 13-115р "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги", при этом его подпункт 1 пункта 1 был утвержден норматив потребления населением г.Минусинска коммунальной услуги в виде центрального отопления в том же самом размере 0,0214 Гкал/1м2. 27 декабря 2005 года это решение было опубликовано в газете "Власть Труда" и вступило в силу. Решением Минусинского городского суда от 17 октября 2011 года подпункт 1 пункта 1 Решения Минусинской городской Думы Красноярского края от 26 декабря 2005 года N 13-115р в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги в виде центрального отопления в размере 0,0214 Гкал/1м2 был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. 14 декабря 2011 года решение суда вступило в законную силу. Решением Минусинского городского суда от 20.01.12г., вступившим в законную силу, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.п.1 п.1 решения Минусинской городской Думы Красноярского края от 03 августа 2004г. N 5-20р "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/1м2 общей площади в месяц. Решение суда вступило в законную силу 18.04.12г..
Заявитель утверждает, что в результате отмены решений городской думы от 26.12.05г. и от 03.08.04г. в части утверждения нормативов потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление, подлежит применению норматив, утвержденный обжалуемым нормативным актом.
Как установлено судом, оспариваемое решение было принято и действовало в оспариваемой части до принятия постановления от 03.08.04г., регламентирующего тот же вопрос и, отмененного решением суда от 20.01.12г.. Представитель Минусинского городского совета депутатов в судебном заседании пояснил, что Минусинским городским советом было рекомендовано применение данного норматива, в связи с отменой нормативов, утвержденных позднее; других нормативов городским советом не принималось. Как следует из представленных в материалы дела ответов МУП г. Минусинска "Горводоканал" и ОАО "Енисейская ТГК"(ТГК-13), данный норматив фактически применяется.
При таких обстоятельствах, утверждения заявителя о том, что оспариваемое решение в данной части подлежит применению в результате отмены решения от 03.08.04г. является обоснованным, так как в силу отмены последующих решений по данному вопросу подлежит применению в данной части.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что принятие оспариваемого заявителями нормативного правового акта входило в полномочия Минусинской городской Думы. При этом, указанным органом был соблюден порядок его принятия и опубликования.
Вместе с тем его содержание в части установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, по мнению суда, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, 23 мая 2006г. Постановлением Правительства РФ N306 были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, после чего, по мнению суда, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению должны были быть приведены в соответствие с этими Правилами.
Согласно п.п. 8, 9, 10 данных Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Общеизвестным фактом является то, что в г. Минусинске существуют жилые дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, имеющие различную степень благоустройства, однако как установлено в судебном заседании оспариваемым нормативным правовым актом норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов г.Минусинска был установлен без какой-либо дифференциации.
В силу п.п. 14, 20, 24 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод;3) расчетный метод. Решение о применении одного их методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
Как установлено судом, методы, предусмотренные вышеуказанными Правилами при издании оспариваемого решения применены не были..
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 2 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги по г. Минусинску" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Поскольку, как установлено судом, оспариваемое решение в оспариваемой части является действующим, на основании данного норматива в настоящее время исчисляется плата за отопление населению г. Минусинска, не имеющему приборов учета тепловой энергии, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в этой части подлежит признанию недействующим в судебном порядке.
Оценивая доводы заинтересованных лиц о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя, суд полагает их необоснованными. Кроме того, как следует из представленных заявителем документов, в настоящее время расчет тепловой энергии производится исходя из оспариваемого норматива потребления.
Приходя к выводу о том, что часть оспариваемого нормативно правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд также руководствуется п.3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", согласно которому разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из ответа Министерства регионального развития РФ на судебный запрос по ранее рассмотренному судом делу(л.д. 89-90), следует, что если до вступления в силу указанных Правил на территории муниципального образования был утвержден норматив потребления коммунальных услуг, на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, такой норматив должен быть пересмотрен и изменен в соответствии с требованиями Федерального жилищного законодательства.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления норматива потребления коммунальной услуги по центральному отоплению действует до настоящего времени, на его основании производится расчет платы за коммунальные услуги, а также начисляются субсидии с учетом положений п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд считает необходимым признать недействующим пункт 2 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги по г. Минусинску" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц со дня вступления решения суда в законную силу
В соответствии с ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда влечет за собой утрату силы части этого нормативного правового акта, а также других нормативных правовых актов, основанных на нем или воспроизводящих его содержание. Сообщение о решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в местном средстве массовой информации г.Минусинска, в котором он был официально опубликован - газете "Власть Труда".
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня вступления в силу настоящего решения суда пункт 2 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. N 13- 90р "Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги по г. Минусинску" в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц.
Опубликовать сообщение о решении после вступлении его в законную силу в общественно- политической газете г. Минусинска и Минусинского района "Власть труда".
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.