Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 08 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Степанкова В.В.
при секретаре Эйснер М.А.,
с участием прокурора Калугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Гориной Л.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Минусинске и Минусинском районе о перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ.
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Гориной Л.В. обратился к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе (далее по тексту - ПФ) с исковыми требованиями обязать произвести перерасчет размера пенсии с учетом не представленных страхователем ООО " "данные изъяты" сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2001 год, мотивируя тем, что в период с 17 марта 1999 года по 08 января 2002 года Горина Л.В. работала в ООО " "данные изъяты" в должности старшего продавца, при назначении пенсии ей не был учтен период работы в 2001 году. Для перерасчета размера пенсии Горина Л.В. обратилась в ПФ с архивной справкой о размере заработка в ООО " "данные изъяты"" за 2001 год, при этом ответчик отказал произвести перерасчет в связи с отсутствием на индивидуальном лицевом счете Гориной Л.В. сведений о размере ее заработной платы за 2001 год, а также ликвидацией ООО " "данные изъяты"", отсутствием возможности дополнить лицевой счет.
В судебном заседании прокурор Калугина О.В. и истец Горина Л.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе Рамбургер О.А. (доверенность л.д. 20) иск не признала и пояснила, что в связи с законом "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года, вступившим в законную силу 01.01.2002 года расчетный размер пенсии определяется в зависимости от стажа работы и заработной платы. До регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета страховой стаж может быть подтвержден документами, выданными работодателем, а после регистрации подтверждение стажа производится на основании сведений индивидуального персонифицированного учета. Статьей 30 Закона от 17.12.2001 года установлено, что среднемесячный заработок застрахованного лица, который может быть учтен при расчете размера пенсии, может быть представлен за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выданных работодателем или государственным (муниципальным) органом либо за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования. Истец Горина Л.В. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета 08 декабря 1998 года, после этой даты трудовой стаж должен подтверждаться только сведениями индивидуального учета. В выписке из индивидуального лицевого счета имеются сведения о работе истца в период с 1999 года по 2002 год в ООО " "данные изъяты"", при этом сведений о размере заработной платы за 2001 год не имеется. По причине ликвидации ООО " "данные изъяты" внести дополнения в лицевой счет Гориной Л.В. на основании архивной правки о заработной плате не представляется возможным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится в том числе на принципах осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ.
Статьей 5 названного закона определено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ определено, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 10); при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 13).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица, который может быть учтен при расчете размера пенсии, может быть представлен за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выданных работодателем или государственным (муниципальным) органом либо за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 12 июня 2002 г. N 407, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы страховых взносов включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год (абзац первый); поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов (абзац третий).
В соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ N 9-П от 10 июля 2007 года п. 1 ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" положения п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализация пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем); страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей.
В соответствии с п.п. 12 п. 2 данной статьи, в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается, в частности заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством РФ.
Подпунктом 6 п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице в том числе сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования.
Имеющейся в материалах дела копией трудовой книжки (л.д. 8) подтверждается факт работы Гориной Л.В. в ООО " "данные изъяты" с 17 марта 1999 года по 08 ноября 2002 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 16-18) ООО " "данные изъяты"" ликвидировано на основании решения Арбитражного суда от 06 августа 2003 года.
В соответствии с архивной справкой от 16 января 2012 года (л.д. 19) имеются сведения о работе Гориной Л.В. в ООО " "данные изъяты" приказ N-к от 22 марта 1999 года о приеме на должность старшего продавца в магазин " "данные изъяты" с 17 марта 1999 года и приказ N-к от 09 января 2002 года об увольнении с 11.01.2002 г. в связи с переводом в ЗАО " "данные изъяты"
Из архивной справки МКУ г. Минусинска "Архив г. Минусинска" установлено, что размер заработной платы Гориной Л.В., работавшей в ООО " "данные изъяты"" в 2001 году составлял: январь - 3513,03 руб., февраль - 3054,84 руб., марта - 3219,48 руб., апрель - 2930,61 руб., май - 3535,17 руб., июнь - 3219,48 руб., июль - 3610,29 руб., август - 7154,22 руб., сентябрь - 5527,42 руб., октябрь - 3054,84 руб., ноябрь - 2926,81 руб., декабрь - 3234,14 руб. (л.д. 9).
Из сообщения УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе от 02 декабря 2012 года (л.д. 10) установлено, что Гориной Л.В. отказано в произведении расчета пенсии с учетом заработной платы за 2000 - 2001 года в связи с отсутствием на лицевом счета Гориной Л.В. сведений о заработной плате в 2001 году и отсутствием оснований произведения данного расчета по архивным данным о размере заработной платы за 2001 год.
Согласно ст. 8 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, то есть работодателями.
Статьей 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность страховщика (то есть Пенсионного фонда) осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета?
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 года N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
В силу п. 40 данной Инструкции, территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
Пунктом 41 Инструкции установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам. Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Таким образом, закрепляя права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, а также осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Сами застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, они, хотя и получают указанную информацию, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить направление работодателем информации в Пенсионный фонд и обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам.
Исключение из страхового стажа периодов работы, по которым страхователь-работодатель не предоставил на о работника необходимую информацию, не уплатил страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность, по направлению информации или перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, что не соответствует конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.
Следовательно истица правомочна пользоваться предоставленными ею архивными сведениями о размере заработной платы.
Как установлено судом, причиной отказа в исчислении расчетного размера пенсии истицы по сведениям о заработной плате за 2001 год явилось отсутствие сведений о размере заработной платы Гориной Л.В за 2001 год в ее индивидуальном лицевом счете. При этом обязанность по предоставлению таких сведений лежала на ее работодателе, контроль за представлением таких сведений - на ответчике. Истица лишена в настоящее время возможности требовать от данного юридического лица внесения дополнений в ее лицевой счет, так как предприятие в установленном законом порядке ликвидировано, а документы о размере ее заработной платы сданы в архив г. Минусинска.
У суда нет оснований не доверять сведениям о размере заработной платы истицы за 2001 год, которые были предоставлены архивом г. Минусинска.
Совокупный анализ изложенного свидетельствует о том, что у ответчика нет законных оснований отказывать Гориной Л.В. во включении сведений о её заработной плате за 2001 год в ее индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования, возможность внесения таких сведений работодателем отсутствует по причине его ликвидации. Тем самым нарушено право истца Гориной Л.В. на получение пенсии в размере с учетом сведений о заработной плате за 2001 год, не включенных в ее индивидуальный лицевой счет по вине страхователя и при отсутствии должного контроля со стороны ответчика.
С учетом изложенного заявленный иск представляется законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе произвести Гориной Л.В. перерасчет размера пенсии с учетом не предоставленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета о заработной плате за 2001 год.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 30 дней.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.