Саянский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Симашкевич С.В.
с участием заместителя прокурора Саянского района Красноярского края Рябцевой Г.А.
при секретаре Ищенко Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-282/2012 по заявлению прокурора Саянского района Красноярского края о признании положений ч. 2 ст. 63, ст. 64 Устава Муниципального образования Саянский район в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года противоречащими федеральному законодательству и законодательству Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании положений ч. 2 ст. 63, ст. 64 Устава Муниципального образования Саянский район в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года противоречащими федеральному законодательству и законодательству Красноярского края, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статья 44 Федерального закона N 131-Ф3 предусматривает порядок принятия устава муниципального образования и порядок внесения в него изменений и дополнений, что относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования Саянский район принят на районном референдуме 08 декабря 1996 года, действует в редакции решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года, зарегистрированного Управление Минюста РФ по Красноярскому краю 12 декабря 2011 года, опубликованного в спецвыпуске газеты "Присаянье" N 51 от 22 декабря 2011 года. До этого Устав района опубликован в полном объеме в спецвыпуске газеты "Присаянье" N 45 от 05 ноября 2009 года. 14 марта 2012 года прокурором опротестованы отдельные положения Устава Саянского района, в том числе статьи 63 и 64 Устава в части согласования районным Советом депутатов назначения на должность заместителей главы администрации района и руководителей органов администрации района и ее структурных подразделений, наделенных статусом юридических лиц. Решением Саянского районного Совета депутатов N 22-177 от 24 августа 2011 года "Об утверждении структуры администрации Саянского района" утверждена структура администрации района, в том числе управления и отделы администрации с правами юридических лиц, утвержден лимит численности работников администрации. Заместители главы администрации района, а также руководители управлений и отделов администрации района, наделенных правами юридических лиц, являются муниципальными служащими, в отношении которых действующее законодательство Российской Федерации и Красноярского края о муниципальной службе не предусматривает процедуры согласования при назначении на муниципальную должность. Так, в соответствии с ч. ч. 6, 8 ст. 16 и ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Квалификационные требования к должностям муниципальной службы установлены статьей 2 Закона Красноярского края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае". Статья 16 Трудового кодекса РФ применительно к должностям муниципальной службы исполнительного органа предусматривает в качестве оснований трудового договора только назначение на должность или избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Таким образом, оценка профессиональных качеств гражданина и его соответствия квалификационным требованиям по должности осуществляется нанимателем (главой администрации района) самостоятельно либо по результатам конкурса. В свою очередь Саянским районным Советом депутатов принято решение N 25-195 от 02 ноября 2011 года, в соответствии с которым замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления района осуществляется по результатам конкурса. Таким образом, процедура согласования на должность, предусмотренная ч. 2 ст. 63 и ст. 64 Устава Саянского района противоречит законодательству Российской Федерации и Красноярского края.
В судебном заседании заместитель прокурора Саянского района Красноярского края Рябцева Г.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, просит признать противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом ч. 2 ст. 63 и ст. 64 Устава Муниципального образования Саянский район в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В судебное заседание представитель Саянского районного Совета депутатов не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка, об отложении слушания дела не ходатайствуют. Заместитель прокурора Саянского района Красноярского края Рябцева Г.А. согласна на рассмотрение дела в их отсутствие, поэтому суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В предварительном судебном заседании представитель Саянского районного Совета депутатов Королева В.А., действующая на основании доверенности N 281 от 14 мая 2012 года, суду пояснила, что Уставом не устанавливается обязательность ухода или не назначения на должность кандидатов, которым представительный орган выразил свое недоверие путем их несогласования.
Суд, выслушав объяснения заместителя прокурора Саянского района Красноярского края Рябцевой Г.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года (в редакции от 10 июля 2012 года) устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года (в редакции от 10 июля 2012 года) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статья 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года (в редакции от 10 июля 2012 года) регламентирует порядок принятия Устава муниципального образования и порядок внесения в него изменений и дополнений, что относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В суде установлено, что Устав Муниципального образования Саянский район принят на районном референдуме 08 декабря 1996 года и действует в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов "О внесении изменений и дополнений в Устав Муниципального образования Саянский район" N 25-192 от 02 ноября 2011 года, изменения в Устав зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 12 декабря 2011 года, что подтверждается публикацией Устава Муниципального образования Саянский район Красноярского края в спецвыпуске газеты "Присаянье" N 51 от 22 декабря 2011 года. Частью 2 ст. 63 Устава Муниципального образования Саянский район Красноярского края в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года установлено, что назначение на должность заместителей главы администрации района согласовывается с Районным Советом депутатов.
В соответствии со ст. 64 Устава Муниципального образования Саянский район Красноярского края в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года назначение на должность заместителей главы администрации, руководителей органов администрации района и ее структурных подразделений, наделенных статусом юридических лиц, согласовывается с районным Советом депутатов.
В случае отказа районного Совета депутатов согласовать предложенную главой администрации района кандидатуру на должность заместителя главы администрации, руководителя органа администрации района или ее структурного подразделения, наделенного статусом юридического лица, глава администрации района вправе в течение пяти рабочих дней повторно внести на рассмотрение районного Совета депутатов кандидатуру на указанные выше должности или предложить иного кандидата. Районный Совет депутатов обязан рассмотреть повторно представленную кандидатуру не позднее 14 календарных дней с момента ее внесения в районный Совет депутатов. В случае повторного отказа районного Совета депутатов согласовать предложенную кандидатуру, последнему предлагается иная должность муниципальной службы в органах местного самоуправления или зачисление в резерв на должность муниципальной службы.
В случае повторного отказа районного Совета депутатов согласовать предложенную главой администрации района кандидатуру на должность заместителя главы администрации района, руководителя органа администрации района или ее структурного подразделения, наделенного статусом юридического лица, районный Совет депутатов вправе предложить главе администрации района своего кандидата на указанные выше должности.
Решением Саянского районного Совета депутатов "Об утверждении структуры администрации Саянского района N 22-177 от 24 августа 2011 года утверждена структура администрации Саянского района и лимит численности работников администрации.
Заместители главы администрации района, а также руководители управлений и отделов администрации района, наделенных правами юридических лиц, являются муниципальными служащими, в отношении которых действующее законодательство Российской Федерации и Красноярского края о муниципальной службе не предусматривает процедуры согласования при назначении на муниципальную должность.
Статьей 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации N 25-ФЗ от 02 марта 2007 года (в редакции от 21 ноября 2011 года) определены основные принципы муниципальной службы, в частности, принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равных условий ее прохождения, регламентированных ч. 2 и ч. 3 ст. 9 настоящего Федерального закона квалификационных требований и уровню профессионального образования, стажу государственной либо муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации N 25-ФЗ от 02 марта 2007 года (в редакции от 21 ноября 2011 года) на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, установленных статьей 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Согласно ч. ч. 6, 8 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02 марта 2007 года (в редакции от 21 ноября 2011 года) поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.
Статьей 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02 марта 2007 года (в редакции от 21 ноября 2011 года) установлено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Законом Красноярского края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" N 5-1565 от 24 апреля 2008 года установлены дополнительные требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям муниципальной службы установлены статьей 2 названного Закона Красноярского края.
На основании ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.
В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02 марта 2007 года (в редакции от 21 ноября 2011 года), Законом Красноярского края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" N 5-1565 от 24 апреля 2008 года замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления района осуществляется по результатам конкурса, процедура согласования претендентов на замещение должности муниципальной службы, не предусмотрена.
Таким образом, процедура согласования претендентов на замещение должности муниципальной службы, предусмотренная ч. 2 ст. 63, ст. 64 Устава Муниципального образования Саянский район Красноярского края в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года противоречит действующему федеральному законодательству, а именно Трудовому Кодексу РФ, Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02 марта 2007 года (в редакции от 21 ноября 2011 года), Закону Красноярского края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" N 5-1565 от 24 апреля 2008 года.
В соответствии со ст. 253 ч. 2 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд полагает признать ч. 2 ст. 63, ст. 64 Устава Муниципального образования Саянский район в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до вынесения решения суда положения данных статей применялись и на их основании были реализованы права граждан.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора Саянского района Красноярского края о признании ч. 2 ст. 63, ст. 64 Устава Муниципального образования Саянский район в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года противоречащими федеральному законодательству и законодательству Красноярского края, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Саянского района Красноярского края о признании положений ч. 2 ст. 63, ст. 64 Устава Муниципального образования Саянский район в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года противоречащими федеральному законодательству и законодательству Красноярского края - удовлетворить.
Признать противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
часть 2 статьи 63 Устава Муниципального образования Саянский район Красноярского края в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года;
статью 64 Устава Муниципального образования Саянский район Красноярского края в редакции Решения Саянского районного Совета депутатов N 25-192 от 02 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.