Решение Саянского районного суда Красноярского края от 12 января 2012 г.
(Извлечение)
Саянский районный суд Красноярского края в с. Агинское в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.В.,
с участием заместителя прокурора Саянского района Красноярского края Рябцевой Г.А.,
при секретаре Астаниной Т.С.,
а также с участием представителя ответчика главы Нагорновского сельсовета Николаевой О.П.,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела N 2-23/2012 по заявлению прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах населения Нагорновского сельсовета Саянского района о признании положений абзаца 2 части 3 ст. 65, п.21 ч.1 ст. 8 Устава Нагорновского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 5-30 от 30.12.2010 г.) противоречащими федеральному законодательству и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента вынесения решения судом положений абзаца 2 ч.3 ст. 65, п.21 ч.1 ст. 8 Устава Нагорновского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 5-30 от 30.12.2010 г.), мотивируя свои требования тем, что отдельные положения принятого на сходе граждан 05 августа 2002 года Устава Нагорновского сельсовета Саянского района с последующими изменениями и дополнениями, действующего в редакции решения сельского Совета депутатов N 5-30 от 30.12.2010 года, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 24.02.2011 года и опубликованного в печатном издании сельсовета 05.03.2011 года противоречат действующему законодательству.
Так, абзац 2 части 3 ст.65 Устава Нагорновского сельсовета предусматривает минимальный размер пенсии за выслугу лет для лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе 1000 рублей, что противоречит ст. 8 Закона Красноярского края N 6-1832 от 26.06.2008 г. " О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае", согласно Закона Красноярского края N 12-5654 от 03.03.2011 г. из статьи 8 Закона края N 6-1832 от 26.06.2008 г. исключен абзац 2 ч. 4, устанавливающий минимальный размер пенсии за выслугу лет для лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе ( 1000 рублей).
Таким образом, положения статьи 65 Устава прямо противоречат законодательству.
По состоянию на 14.12.2011 г. Нагорновским сельским Советом депутатов меры по приведению Устава в соответствие с законодательством по протесту прокурора не приняты.
Кроме того, в противоречие с изменившимся федеральным законодательством вступили и иные нормы устава сельсовета. А именно, пункт 21 ч.1 ст. 8 Устава сельсовета к вопросам местного значения относит:
- утверждение генеральных планов сельсовета, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельсовета документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сельсовета, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах сельсовета для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельсовета.
Однако п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" в редакции федеральных законов от 18.07.2011 г. N 224-ФЗ, N 242-ФЗ, N 243-ФЗ, предусматривает выдачу разрешений на строительство органами местного самоуправления за исключением случаев, определенных Градостроительным кодексом РФ и иными федеральными законами. Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию согласно
дополнений пункта 20 ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона, выдаются только при осуществлении муниципального строительства, а выдача разрешений на капитальный ремонт объектов капитального строительства законодательством с 22.07.2011 года не предусмотрена в связи с изменением ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ ( в ред. ФЗ N 224-ФЗ от 18.07.2011 г.).
В связи с чем пункт 21 части 1 статьи 8 Устава действует не в актуальной редакции, расширяя полномочия органов местного самоуправления сельсовета.
Просит суд признать противоречащими федеральному законодательству и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом:
- абзаца 2 части 3 ст.65, п.21 ч.1 ст. 8 ( в части выдачи разрешений на строительство, капитальный ремонт объектов капитального строительства и ввод объектов в эксплуатацию)
Устава Нагорновского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 5-30 от 30.12.2010 г.).
В судебном заседании заместитель прокурора Саянского района Рябцева Г.А. поддержала заявление. Просит признать противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом: - абзац 2 части 3 ст.65, п.21 ч.1 ст. 8 Устава Нагорновского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 5-30 от 30.12. 2012 г.) по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Нагорновского сельского Совета депутатов глава Нагорновского сельсовета Николаева О.П. заявление прокурора признала, суду пояснила, что в настоящее время принимаются меры по устранению нарушений законодательства.
Суд, выслушав объяснения заместителя прокурора Саянского района Красноярского края Рябцевой Г.А., представителя Нагорновского сельского Совета депутатов Николаевой О.П., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Федерального Закона N 131- ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме ( сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального Закона N 131- ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям ( уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44 выше названного закона, порядок принятия Устава муниципального образования и порядок внесения в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что Устав Нагорновского сельсовета Саянского района принят на
сходе граждан 05 августа 2002 года, изменения и дополнения в устав вносились Нагорновским сельским Советом депутатов. В настоящее время Устав действует в редакции решения сельского Совета депутатов N 5-30 от 30 декабря 2010 года, что подтверждается публикацией Устава муниципального образования в печатном издании сельсовета "Нагорновские новости".
Законом Красноярского края N 12-5654 от 03 марта 2011 года " О внесении изменений в статью 8 Закона Края "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" из ст. 8 названного Закона Красноярского края от 26 июня 2008 года N 6-1832 исключен абзац второй части 4, устанавливающий минимальный размер пенсии за выслугу лет для лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе ( 1000 рублей).
Согласно абзаца 2 части 3 ст. 65 Устава муниципального образования Нагорновский сельсовет Саянского района Красноярского края: минимальный размер пенсии за выслугу лет для лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе составляет 1000 рублей.
Данные положения Устава в части установления минимального размера пенсии, противоречат действующему законодательству.
Согласно п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона " Об общих принципах организации местного самоуправления" ( в ред. законов от 18.07.2011 г. N 224-ФЗ, N 242-ФЗ, N243-ФЗ) к вопросам местного значения относится выдача разрешений на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства.
В противоречие с данным законом вступила ст. 8 ч.1 п. 21 Устава сельсовета муниципального образования Нагорновский сельсовет Саянского района Красноярского края, которая к вопросам местного значения относит: утверждение генеральных планов сельсовета, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельсовета документации по планировке территории, выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сельсовета, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах сельсовета для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельсовета.
Данная статья Устава действует не в актуальной редакции, расширяет полномочия органов местного самоуправления сельсовета, поскольку разрешения на ввод в эксплуатацию, согласно федерального закона, выдаются только при осуществлении муниципального строительства.
Суд считает, что выше указанные положения Устава Нагорновского сельсовета Саянского района, противоречащие действующему законодательству, нарушают права жителей, проживающих на территории муниципального образования.
Судом установлено, что прокурором Саянского района в целях приведения Устава Нагорновского сельсовета Саянского района Красноярского края в соответствие с действующим законодательством, на Устав был принесен протест, в котором указывалось на необходимость приведения отдельных положений Устава в соответствие с действующим законодательством.
Данное обстоятельство не оспаривается сторонами, подтверждается копией протеста прокурора.
Судом установлено, что Устав Нагорновского сельсовета Саянского района Красноярского края до настоящего времени не приведен в соответствие с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора Саянского района о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента вынесения решения судом положений абзаца 2 ч. 3 ст. 65 (в части установления минимального размера пенсии), п. 21 ч.1 ст. 8 ( в части выдачи разрешений на строительство, капитальный ремонт объектов капитального строительства и ввод объектов в эксплуатацию) Устава Нагорновского сельсовета Саянского района (в редакции решения сельского Совета депутатов N 5-30 от 30.12.2010 года), подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Саянского района Красноярского края удовлетворить.
Признать противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом:
- абзац 2 части 3 ст. 65 Устава Нагорновского сельсовета Саянского района Красноярского края в части установления минимального размера пенсии;
- пункт 21 части 1 ст. 8 Устава Нагорновского сельсовета Саянского района Красноярского края в части выдачи разрешений на строительство, капитальный ремонт объектов капитального строительства и ввод объектов в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.