Тюхтетский районный суд Красноярского края под председательством судьи Викторовой Ю.В.,
при секретаре Яниевой Г.А.,
с участием заместителя прокурора Тюхтетского района Назаренко С.Н.,
представителя заинтересованного лица Гопанцовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Тюхтетского района Красноярского края о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Тюхтетского района Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании постановления администрации Тюхтетского района Красноярского края от 17 ноября 2010 года N "О квотировании рабочих мест для осуждённых к исправительным работам" недействительным в части, ссылаясь на его противоречие требованиям ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем (с учётом уточнения требований) просит суд указанное постановление в части включение в перечень мест отбывания осуждёнными наказания образовательных учреждений, муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Тюхтетская центральная районная больница" признать недействующим и обязать администрацию Тюхтетского района дополнить вышеуказанное постановление положениями, исключающими возможность трудоустройства в указанные учреждения для исполнения наказания в виде исправительных работ лиц, осуждённых за совершение преступлений, перечень которых определён ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Тюхтетского района заявление поддержал по всем приведённым в нём доводам, указав, что включение в перечень учреждений для отбывания наказания в виде исправительных работ муниципальных образовательных учреждений "Чульская основная общеобразовательная школа", "Зареченская средняя основная общеобразовательная школа", "Тюхтетская средняя основная общеобразовательная школа N 1", "Тюхтетская средняя основная общеобразовательная школа N 2", а так же муниципального учреждения здравоохранения "Тюхтетская центральная районная больница" нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, поскольку для осуждённых за совершение преступлений, указанных в ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлены ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их медицинского обеспечения.
Представитель заинтересованного лица - администрации Тюхтетского района заявленные требования не признал, указав, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления во исполнение требований ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации в пределах своей компетенции по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, в постановлении приведён перечень учреждений и предприятий, на которых отбывается наказание в виде исправительных работ осуждёнными вне зависимости от категории совершённых ими преступлений, определение же конкретного места отбывания осуждёнными наказания в компетенцию администрации района не входит.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные ими доказательства и другие материалы дела, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела администрацией Тюхтетского района Красноярского края 17.11.2010 года принято постановление за N "О квотировании рабочих мест для осуждённых к исправительным работам" с содержащимся в нём перечнем учреждений и предприятий, являющихся местами отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ.
В указанное постановление вносились изменения в части дополнения перечня таких организаций (постановления от 01.04.2011 года N, от 25.08.2011 года N).
Согласно ст. 20 Устава муниципального образования Тюхтетский район Красноярского края администрация указанного муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления и является его исполнительно-распорядительным органом.
Согласно п. 1.1 ст. 6.1 Устава органы местного самоуправления муниципального образования Тюхтетский район вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства отнесено к ведению Российской Федерации, в пределах которого законодатель наделён полномочием устанавливать меры государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления, осуждённых и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из ч. 1 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в лишении или ограничении прав и свобод.
Исправительные работы являются одним из видов уголовного наказания, которое в соответствии с ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации назначается по приговору суда осуждённому, в том числе не имеющему основного места работы, которое в указанном случае отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями и исполняются указанными инспекциями в районе места жительства осуждённого.
Из содержания названных норм закона следует, что для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных учреждений и организаций по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, оно принято администрацией района и подписано главой района в пределах полномочий, предусмотренных ст.ст. 6.1, 33, 36 Устава Тюхтетского района, порядок принятия соответствующего нормативного правового акта органом местного самоуправления соблюдён, что подтверждается данными протокола заседания рабочего совещания по согласованию рабочих мест для исполнения наказания в виде исправительных работ от 16.11.2010 года, указанный правовой акт официальному опубликованию не подлежит и вступил в силу со дня его подписания, что соответствует положениям ч.ч. 1, 2 ст. 36 Устава Тюхтетского района и не оспаривается участниками процесса.
Довод прокурора о противоречии оспариваемого постановления требованиям ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" суд находит несостоятельным, поскольку в силу вышеприведённых норм закона орган местного самоуправления определяет места исполнения наказания в виде исправительных работ для осуждённых вне зависимости от категорий совершённых ими преступлений, то есть принимает общую организационно-правовую норму в области исполнения указанного уголовного наказания на территории района. При этом в соответствии с п. п. 70 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждённой Приказом Минюста РФ от 20.05.2009 года N 142, при определении осуждённому места отбывания наказания инспекция учитывает преступление, за которое он осуждён и другие имеющие значение обстоятельства.
Таким образом, уголовным законодательством Российской Федерации определён порядок и условия отбывания исправительных работ, которые распространяются на всех осуждённых к данному виду уголовного наказания, а вопрос о целесообразности отбывания наказания осуждённым к исправительным работам на том или ином конкретном объекте, определяемом органом местного самоуправления, подлежит разрешению уголовно-исполнительной инспекцией, в том числе с учётом норм Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей ограничения занятия трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, лиц, осуждённых за совершение определённых категорий преступлений.
Кроме того, правоотношения, связанные с исполнением уголовного наказания и трудовые правоотношения имеют различные предметы правового регулирования, оспариваемый нормативный акт принят в соответствии и во исполнение норм Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют основания для утверждения о том, что оспоренные прокурором нормы муниципального правового акта противоречат федеральному законодательству.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, при его применении прав неопределённого круга несовершеннолетних лиц не нарушает, в связи с чем оснований для признания постановления администрации района недействующим в силу его противоречия федеральному законодательству не имеется.
Требования прокурора об обязании администрации Тюхтетского района дополнить оспариваемый нормативный акт положениями, исключающими возможность трудоустройства в образовательные учреждения и муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Тюхтетская центральная районная больница" для исполнения наказания в виде исправительных работ лиц, осуждённых за совершение преступлений, перечень которых определён ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерацией суд так же находит необоснованными, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, позволяющих суду возложить на исполнительный орган местного самоуправления, вышеуказанные обязанности.
Так в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
По смыслу приведённых правовых конституционных норм органы законодательной, исполнительной, судебной власти, а также местное самоуправление не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, в связи с чем суд вправе лишь проверить по заявлению заинтересованных лиц соответствие нормативного правового акта федеральному законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исполняющему обязанности прокурора Тюхтетского района Красноярского края в заявлении о признании недействительным постановления администрации Тюхтетского района Красноярского края от 17 ноября 2010 года N "О квотировании рабочих мест для осуждённых к исправительным работам" в части включения в перечень учреждений и организаций образовательных учреждений района, муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Тюхтетская центральная районная больница" и обязании органа местного самоуправления дополнения указанного нормативного правового акта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, прокурором апелляционного представления через Тюхтетский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Викторова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.