Центральный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,
при секретаре Хуторской Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ворошиловой З.А. на решение жилищной комиссии при Администрации Центрального района г.Красноярска от 18.08.2010 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Ворошилова З.А. обратилась в суд с жалобой на решение жилищной комиссии при Администрации Центрального района г.Красноярска от 18.08.2010 года об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свои требования мотивировала тем, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны (ВОВ) - Т.Ф.М.., проживает в доме по адресу: "адрес", доставшимся по наследству от мужа, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение в установленном порядке было признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем, она имеет право на получение социального жилья, в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах". Ворошилова З.А. обратилась в администрацию Центрального района г.Красноярска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении на основании того, что иного жилья не имеет. Однако, решением жилищной комиссии в этом ей было отказано по причине того, что не истек пятилетний срок со дня отчуждения ею ? доли в квартире по адресу: "адрес". Данные действия расценены органом местного самоуправления, как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. С данным отказом заявитель не согласна, поскольку на момент отчуждения право на получение жилья у нее еще не возникло. Просила признать действия жилищной комиссии при Администрации Центрального района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать указанный орган поставить ее на учет, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной Войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель заявителя Ш.Е.В. (по доверенности от 22.12.2009 года) заявленные требования поддержала, на их удовлетворении настаивала. Кроме обстоятельств, изложенных в заявлении, пояснила, что Ворошилова З.А. в 1993 году по договору мены приобрела ? доли в квартире по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с ветераном ВОВ Т.Ф.М.. и переехала жить к нему в дом по ул.Д., N. Впоследствии после смерти мужа, завещавшего ей данный объект недвижимости, она осталась проживать по указанному адресу, оформив на дом право собственности. Поскольку в квартире по ул.С. N намерений проживать она не имела, то подарила свою долю дочери К.Л.В. В 2010 году по совету сотрудников органов соцзащиты она обратилась в ОАО "Н", силами которого было обследован дом N по ул.Д. и выдано заключение о невозможности проживания в указанном жилом помещении. На основании данного заключения межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о несоответствии данного дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, что является основанием для признания Ворошиловой З.А. нуждающейся в предоставлении жилья.
Представитель Администрации Центрального района г.Красноярска (по доверенности N 4659 от 22.12.2009 года) против доводов жалобы возражала, в судебном заседании пояснила, что ранее в собственности Ворошиловой З.А.. имелась доля в квартире по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ года данное имущество было ею подарено К.Л.В., что подтверждается соответствующим договором дарения, представленным на рассмотрение жилищной комиссии. Данное отчуждение расценено членами комиссии, как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данное решение принято на основании представленных Ворошиловой З.А. документов. Оценка причин отчуждения указанного жилого дома не входит в компетенцию жилищной комиссии. В соответствии с действующем жилищным законодательством постановка на учет Ворошиловой З.А. возможно только по истечении пяти лет с момента совершения указанных действий. Поскольку данный срок на момент обращения ее с данным заявлением не истек, в постановке на учет последней было отказано.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании Ворошилова З.А. является вдовой участника ВОВ, что подтверждается представленными в материалах дела удостоверением N111 от 19.04.2005 года, свидетельством о заключении брака между Т.Ф.М.. и заявителем от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти Т.Ф.М.. от ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти супруга Ворошилова З.А. получала в собственность жилой дом "адрес", данное обстоятельство подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Ворошилова З.А. передала в дар К.Л.В. ? доли в квартире по адресу: "адрес"
Согласно заключению межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, дом N по ул.Д. в г.Красноярске признан непригодным для постоянного проживания.
Ворошилова З.А. обратилась в Администрацию Центрального района г.Красноярска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" на основании того, что не имеет жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма.
Факт отсутствия у заявителя жилья, подтверждается сведениями Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой Красноярского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми прав на объекты недвижимого имущества, кроме дома N по ул.Д. в г.Красноярске, на территории Красноярского края за Ворошиловой З.А. не зарегистрировано.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам при Администрации Центрального района г.Красноярска, в принятии Ворошиловой З.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок со дня совершения действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 21 Федерального Закона "О Ветеранах" " 5-ФЗ от 12.01.1995 года, одной из мер социальной поддержки, установленной для семей погибших (умерших) участников ВОВ, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу требований ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов" N10-4386 от 18.02.2010 года, принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".
Согласно ч. 3 ст. 2 указанного Закона N10-4386 от 18.02.2010 года, обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Данная норма согласуется с требованием ч.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", и ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которыми, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу ч. 4 ст. 3 данного Закона, к указанным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, наряду с иными, может быть отнесено отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд принимает во внимание, что действия Ворошиловой З.А. по отчуждению доли в квартире N дома N по ул.С. в г.Красноярске, явившиеся основанием для отказа в признании последней нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не преследовали цель ухудшения ее жилищных условий, поскольку на момент отчуждения не вели к возникновению у последней права на представление иного жилья. На момент заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ у Ворошиловой З.А. в собственности имелось иное жилое помещение, где она намеревалась постоянно проживать. Обстоятельства, свидетельствующие о признании дома N по ул.Д. непригодным для проживания, дающие заявителю право для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, возникли позже - в 2010 году, т.е. после принятия решения об отчуждении доли в квартире.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Г.И.В., пояснившей в судебном заседании, что является дочерью Ворошиловой З.А., в 1994 году последняя переехала жить к Т.Ф.М.. в дом N по ул.Д. в г.Красноярске. В 1995 году они зарегистрировали брак. Перед этим в 1993 году ее мать по договору мены приобрела в собственность ? доли в квартире по ул.С. в г.Красноярске, однако в ней практически не проживала, поскольку сразу переехала к мужу. Впоследствии подарила ? доли в квартире по ул.С. своей второй дочери К.Л.В., поскольку в данном жилье не нуждалась и не имела возможности нести бремя содержания данного имущества.
Таким образом, из смысла ч. 3 ст. 2 Закона Красноярского края "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов" N10-4386 от 18.02.2010 года, ст. 53 ЖК РФ, а также содержания ч.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", не рассматривающей в качестве безоговорочного основания для отказа в принятии на указанный учет совершение гражданами действий по отчуждению имеющегося в их собственности и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения, следует, что отказ комиссии по жилищным вопросам в постановке Ворошиловой З.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении произведен без учета данных обстоятельств, в связи с чем не может быть признан правильным.
Кроме того, учитывая, что на момент обращения в администрацию Центрального района г.Красноярска Ворошилова З.А. не являлась нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в собственности иного жилья, кроме непригодного для проживания, не имела, суд полагает, что данные факты являются основанием для признания вдовы ветерана ВОВ Ворошиловой З.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения в рамках реализации Федерального Закона "О Ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 года, и влекут обязанность органа местного самоуправления поставить ее на учет в качестве таковой.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным отказ жилищной комиссии при Администрации Центрального района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в принятии Ворошиловой З.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать Администрацию Центрального района г.Красноярска поставить на учет Ворошилову З.А., как члена семьи умершего участника Великой Отечественной Войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд со дня получения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Крюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.