Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Поляковой ТП
при секретаре Нарожная ЕИ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО " Б" об оспаривании действий и решений Управления Министерства юстиции РФ по "адрес", о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной произведенной Управлением Федеральной налоговой службы России по "адрес",
УСТАНОВИЛ:
ООО " Б" обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий и решений Управления Министерства юстиции РФ по "адрес", о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной произведенной Управлением Федеральной налоговой службы России по "адрес".
Свои требования мотивировала тем, что 12.05.2009г. на заседании Совета НПФ " С" были приняты следующие решения:
- решение об изменении порядка подсчета членов Совета НПФ " С" на заседаниях Совета НПФ " С";
- решение об избрании председательствующего на заседании Совета НПФ " С" и секретаря заседания;
- решение об изменении повестки для заседания Совета НПФ " С";
- решение об утверждении новой редакции устава НПФ " С" (указанная редакция Устава НПФ " С", утвержденная на заседании ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована Управлением Минюста России по "адрес" и Управлением ФНС России по "адрес");
- решение о приостановлении слияния НПФ " С" с другим негосударственным пенсионным фондом;
- решение о подтверждении полномочий Гонюхова СО, как исполнительного директора НПФ " С" и признания процедуры отстранения его от должности исполняющего директора НПФ " С" противоречащей разделу 7 Устава НПФ " С".
Управлением Министерства юстиции РФ по "адрес" было принято решение о регистрации изменений в Устав НПФ " С", принятых на заседании Совета Фонда 12.05.2009 г., в связи с чем на основании пунктов 70-72 Административного регламента, Управлением Министерства юстиции по "адрес" в лице и.о. руководителя Управления 22.05.2009 г. было принято Распоряжение N "О государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации".
ООО " Б", являющееся членом Совета НПФ " С", с решениями, принятыми на заседании Совета Фонда 12.05.2009 года, в том числе, с решением об утверждении Устава Фонда в новой редакции, не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлении о признании недействительными всех решений, принятых на заседании Совета Фонда 12.05.2009 г. и отраженных в протоколе N от 12.05.2009 г. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле было привлечено Управление Министерства РФ юстиции по "адрес".
Арбитражный суд Красноярского края решением по делу АЗЗ-9582/2009 от 16.11.2009 г. признал не соответствующими требованиям закона решения, принятые на заседании Совета Фонда 12.05.2009 г. и изложенные в протоколе заседания Совета Фонда N от 12.05.2009 г.
Решения Совета Фонда, принятые на заседании 12.05.2009 г., были признаны недействительными поскольку порядок созыва, проведения заседания, определения кворума и подсчета голосов на заседании 12.05.2009 года не соответствовал действующей в момент проведения заседания редакции Устава Фонда от 15.09.2005 г.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Признание судом недействительным решения заседания Совета Фонда означает, что такое решение не влечет юридических последствий для учредителей и вкладчиков Фонда, для самого Фонда, так и для третьих лиц. Следовательно, в НПФ " С" сохраняется положение, существовавшее до принятия решения заседания Совета Фонда от 17.11.2009 г.
С учетом уточнений, просит суд признать незаконным распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по "адрес" N-р от 22.05.2009г., которым было принято решение об осуществлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НПФ " С", аннулировании Устава Фонда в редакции от 15.09.2005г. Признать запись в Едином государственном реестре юридических лиц Управления Федеральной налоговой службы России по "адрес" о регистрации изменений в учредительные документы НПФ " С" на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по "адрес" N от 22.05.2009г. недействительной (запись N от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании представитель заявителя ООО " Б" - Кибирев КН (доверенность в деле) поддержал заявленные требования в полном объеме по выше изложенным основаниям.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по "адрес" - Козырева ЕС (доверенность в деле) представила суду письменные возражения, которые приобщены к материалам дела и полностью их поддержала в судебном заседании. Кроме того, заявителем пропущен, 3-х месячный срок для обращения с данным заявлением, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ. Просит отказать ООО " Б" в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель НПФ " С" - Рыбникова НА (доверенность в деле) возражает против удовлетворения заявленных требований ООО " Б", т.к. ими пропущен 3-х месячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по "адрес" в зал суда не явился, направил в суд письменные возражения на заявление, которые приобщены к материалам дела.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В соответствии с Положением Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Указом Президента РФ от 13.10.2004 утверждено Положение Министерства юстиции. В Положении в разделе полномочий п.30.7) Минюст России осуществляет полномочия по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии со ст. 13.1 Федерального Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.
Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.
Таким образом, Территориальный орган юстиции принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а УФНС России по "адрес" осуществляет внесение записи о государственной регистрации.
Как установлено в судебном заседании, Красноярский краевой негосударственный пенсионный фонд создан решением собрания учредителей фонда от ДД.ММ.ГГГГ в организационно - правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. 22.05.1995г. организован путем присоединения в К, переименован в Краевой К решением Совета Фонда от 24.10.1995г., решением Совета Фонда от 23.03.2000г. переименован в К
12.05.2009г. на заседании Совета НПФ " С" были приняты следующие решения:
- решение об изменении порядка подсчета членов Совета НПФ " С" на заседаниях Совета НПФ " С";
- решение об избрании председательствующего на заседании Совета НПФ " С" и секретаря заседания;
- решение об изменении повестки для заседания Совета НПФ " С";
- решение об утверждении новой редакции устава НПФ " С" (указанная редакция Устава НПФ " С", утвержденная на заседании ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована Управлением Минюста России по "адрес" и Управлением ФНС России по "адрес");
- решение о приостановлении слияния НПФ " С" с другим негосударственным пенсионным фондом;
- решение о подтверждении полномочий Гонюхова СО, как исполнительного директора НПФ " С" и признания процедуры отстранения его от должности исполняющего директора НПФ " С" противоречащей разделу 7 Устава НПФ " С".
Управлением Министерства юстиции РФ по "адрес" было принято решение о регистрации изменений в Устав НПФ " С", принятых на заседании Совета Фонда 12.05.2009 г., в связи с чем на основании пунктов 70-72 Административного регламента, Управлением Министерства юстиции по "адрес" в лице и.о. руководителя Управления 22.05.2009 г. было принято Распоряжение N "О государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации".
ООО " Б", являющееся членом Совета НПФ " С", с решениями, принятыми на заседании Совета Фонда 12.05.2009 года, в том числе, с решением об утверждении Устава Фонда в новой редакции, не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлении о признании недействительными всех решений, принятых на заседании Совета Фонда 12.05.2009 г. и отраженных в протоколе N от 12.05.2009 г. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле было привлечено Управление Министерства РФ юстиции по "адрес".
Арбитражный суд Красноярского края решением по делу АЗЗ-9582/2009 от 16.11.2009 г. признал не соответствующими требованиям закона решения, принятые на заседании Совета Фонда 12.05.2009 г. и изложенные в протоколе заседания Совета Фонда N от 12.05.2009 г.
Решения Совета Фонда, принятые на заседании 12.05.2009 г., были признаны недействительными поскольку порядок созыва, проведения заседания, определения кворума и подсчета голосов на заседании 12.05.2009 года не соответствовал действующей в момент проведения заседания редакции Устава Фонда от 15.09.2005 г.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения и вступило в законную силу.
В силу ст. 256 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) государственного органа в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока для обращения в суд с вышеназванным заявлением является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявления.
Как пояснил представитель ООО " Б" постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010г. было изготовлено судом и получено заявителем ООО " Б" 19.02.2010г. С этого момента у заявителя ООО " Б" возникло право на обжалование распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по "адрес" N от 22.05.2009г. "О государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации". ООО " Б" обратилось в суд 12.05.2010г. в сроки установленные ст. 256 ГПК РФ, следовательно, трех месячный срок не пропущен.
Суд, считает что трех месячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ на обжалование действий истек. Кроме того, суд не может согласиться с указанными выше доводами представителя ООО " Б" по следующим основаниям.
О распоряжении от 22.05.2009г. заявителю ООО " Б" было известно еще в 2009г. в рамках рассмотрения Арбитражным судом КК дела N 33-9582/2009г. Как следует из текста решения Арбитражного суда КК от 16.11.2009г. А33-9582/2009г. ООО " Б", обратился в суд требованием, в том числе о признании недействительным регистрации Управлением Министерства юстиции по "адрес" изменений в учредительные документы - Устав НПФ " С" в новой редакции, утвержденных протоколом N внеочередного заседания Совета Негосударственного пенсионного фонда " С" от 12.05.2009г. О признании недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о внесении изменений в учредительные документы - Устав НПФ " С" в новой редакции, утвержденных протоколом N внеочередного заседания Совета Негосударственного пенсионного фонда " С" от 12.05.2009г.
Исковое заявление было принято к производству Арбитражного суда. Определением от 03.07.2009г. возбуждено производство по делу. Таким образом, на момент рассмотрения дела в Арбитражном суде в июле 2009г. ООО " Б" знало о распоряжении N от 22.05.2009г. Таким образом, трех месячный срок истек 01.11.2009г., заявление ООО " Б" подано за пределами трех месячного срока 12.05.2010г.
Кроме того, руководствуясь п.п.37, п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2009г. N 147, Административным регламентом исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 31.03.2009г. N 96, на основании проведенной правовой экспертизы документов, представленных Фондом, 22.05.2009г. Управлением принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации - Устав Фонда, на основании распоряжения Управления от 22.05.2009г. N Фондом на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы в соответствии с требованиями ст.ст. 13.1, 23 ФЗ "О некоммерческих организациях" был предоставлен необходимый пакет документов, а именно: заявление установленной формы, Устав организации в 3 х экземплярах, решение о внесении изменений в учредительные документы организации (протокол N внеочередного заседания Совета Фонда от 12.05.2009г.), документ об уплате государственной пошлины. Оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, предусмотренные положениями ст. 23.1 ФХ "О некоммерческих организациях" на момент рассмотрения документов Фонда Управлением не выявлено. Таким образом, при издании Распоряжения Управление действовало в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, в удовлетворении требований ООО " Б" о признании незаконным распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по "адрес" N от 22.05.2009г., которым было принято решение об осуществлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НПФ " С", аннулировании Устава Фонда в редакции от 15.09.2005г. необходимо отказать.
Не подлежат удовлетворению требование ООО " Б" о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной произведенной Управлением Федеральной налоговой службы России по КК, т. к. данное требование является производным от первоначального требования. Поскольку в удовлетворении первоначального требовании заявителю отказано, то и в удовлетворении производного требования необходимо отказать. В связи, с чем требования ООО " Б" не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО " Б" об оспаривании действий и решений Управления Министерства юстиции РФ по "адрес", о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной произведенной Управлением Федеральной налоговой службы России по "адрес" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: Т. П. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.