Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11 июля 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный судг.Красноярскав составе: председательствующего судьи Жуля А.В.,
при секретаре Иорих Г.В.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Тышлек С.И., Платоновой В.И. к УФМС России по Красноярскому краю, Министерству финансов РФовозложении обязанности по принятию документов для получения вида на жительство, выдаче письменного решения и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тышлек С.И., Платонова В.И. обратилась в суд с искомУФМС России по Красноярскому краю, Министерству финансов РФ о возложении обязанности по принятию документов для получения вида на жительство, выдаче письменного решения и компенсации морального вреда. Свои требования мотивировали тем, что в октябре 2011г. Платонова В.И.( будучи гражданкой Украины, а ныне лицо без гражданства) обратилась с заявлением на получение вида на жительство на себя и свою несовершеннолетнюю дочь Платонову А., представив полный пакет документов, однако сотрудником УФМС России по Красноярскому краю в г.Норильске в принятии документов было отказано, по причине того, что ей необходимо представить справку о доходах за 2010г. и 8 месяцев 2011г., т.е. в период, когда она не работала и находилась на иждивении своей сестры Тышлек С.И. При этом справка о доходах Тышлек С.И. была предоставлена. Платонова В.И. не могла осуществлять трудовую деятельность, поскольку не имела разрешения на работу в указанный период. Требования УФМС России по Красноярскому краю в г.Норильске считают неправомерными, в связи с чем 17.01.2012г. Тышлек С.И. в интересах Платоновой В.И. в адрес ответчика было направлено заявление с просьбой разъяснить причину отказа в оформлении вида на жительство. В феврале 2012г. был получен ответ, где было перепечатано Постановление Правительства РФ от 01.11.2002г. N 794 без ответа на конкретно заданный вопрос. Таким образом ответчик по настоящее время без указания причин отказывает Платоновой В.И. в приеме документов на оформление вида на жительство, советуя обратиться за платными услугами в юридическую фирму либо в апреле 2012г. выехать Платоновой В.И. вместе с дочерью за пределы РФ (поскольку срок разрешения заканчивается 30.04.2012г.) и ждать следующего приглашения. Действия УФМС России по Красноярскому краю в г.Норильске считают незаконными, полагают, что Платоновой В.И. был предоставлен полный пакет документов. В соответствии с п. 38.3 Приказа ФМС РФ от 29.02.2008г. N 41 заявитель предоставляет документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный минимум или документ, подтверждающий его нетрудоспособность. В том числе это может быть справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, что и было предоставлено истцом. Ответчик не в праве требовать от Платоновой В.И. справку о доходах за период, когда она находилась на иждивении Тышлек С.И.Отправляя заявителей за платной юридической консультацией в коммерческие организации, ответчик напрямую нарушает нормы Федерального Закона "О бесплатной юридической помощи в РФ" от 21.11.2011г. N 326-ФЗ, тогда как сам обязан оказать помощь, проведя консультацию, разъяснить порядок заполнения заявления для получения вида на жительство.Тышлек С.И. сильно переживала за судьбу своей сестры, которая может быть выдворена с несовершеннолетним ребенком за переделы РФ, испытывала нравственные страдания и связи с равнодушным отношением состороны ответчика. Платонова В.И. сильно переживала за свою судьбу и судьбу дочери, т.к. понимала, что не успевает до окончания действия разрешения на пребывание в РФ получить вид на жительство, в результате чего должна будет уволиться с работы и выехать за пределы РФ либо заплатить штраф. Нанесенный моральный вред истцы оценивают в 30000 руб. В связи с необходимостью обращения за судебной защитой Тышлек С.И. понесла судебные расходы в размере 2000 руб. за получение консультации и составление искового заявления, а также затраты на государственную пошлину в размере 400 руб. (по 200руб. от каждого истца). Просят обязать УФМС России по Красноярскому краю в г.Норильске принять у Платоновой В.И. пакет документов для получения вида на жительство на себя и несовершеннолетнюю дочь Платонову Анну, а также в случае несоответствия пакета документов указать на данное несоответствие в письменном виде со ссылкой на нормативные акты, а также взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., в пользу Тышлек С,И. понесенные судебные расходы в размере 2200 руб. и в пользу Платоновой В.И. 200 руб.
В дальнейшем истцы уточнили исковые требования и просили взыскать с ответчика компенсацию морального вреда по 15000 руб. в пользу каждого из истцов.
Определением суда от 11.03.2012г. в качестве соответчиков к участию в деле привлечены УФМС России по Красноярскому краю и Министерство финансов РФ.
В судебное заседание истцы Тышлек С.И. и Платонова В.И. не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в зал суда не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство об отложении слушания дела в связи занятостью представителей в других судебных процессах.
Представитель ответчика УФМС России по Красноярскому краю в зал суда не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство об отложении слушания дела в связи занятостью представителей в других судебных процессах.
Суд считает, что причины неявки представителей ответчиков являются неуважительными, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"от 25.07.2002 N 115-ФЗ в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (ч.2 ст. 8 Закона).
Порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции( ч.5 ст.8 Закона).
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС РФ от 29.02.2008г.N 41 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.
В силу п. 36 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России в двух экземплярах на бланке установленной формы с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Особенности осуществления административных процедур при подаче заявления в электронной форме" раздела III "Административные процедуры".
В соответствии с п. 37 Административного регламента заявление подается лично дееспособным иностранным гражданином, имеющим разрешение на временное проживание, и достигшим 18-летнего возраста, в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания.
Заявление подается не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
В отношении иностранного гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, родители (один из родителей) которого имеют вид на жительство в Российской Федерации, а также не достигшего 18-летнего возраста и не имеющего родителей, или имеющего одного из родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, либо достигшего 18-летнего возраста, признанного недееспособным, заявление подается одним из родителей или единственным родителем, опекуном, усыновителем, руководителем воспитательного или лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения либо иного аналогичного учреждения Российской Федерации, в котором иностранный гражданин находится на полном государственном обеспечении, в территориальный орган ФМС России по месту жительства родителя, опекуна, усыновителя или месту нахождения соответствующего учреждения.
Согласно п. 38 Административного регламентаиностранный гражданин одновременно с подачей заявления, к которому прилагаются 4 личные фотографии размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора, в том числе 2 фотографии на несовершеннолетних детей, указанных в заявлении, представляет должностному лицу:
- Документы, удостоверяющие личность и гражданство
-Разрешение на временное проживание, оформленное в установленном порядке.
- Документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение о получении алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность).
Величина прожиточного минимума устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанные документы должны подтверждать наличие у заявителя средств на период, не превышающий одного года со дня получения вида на жительство.
- Свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии).
-Согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации. Подпись ребенка на документе должна быть нотариально удостоверена.
-Документ, подтверждающий наличие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.( данный пункт признан решением Верховного Суда РФ от 05.06.2012 N АКПИ12-708 недействующим со дня вступления решения в законную силу в части, обязывающей иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации менее трех лет со дня въезда в Российскую Федерацию, представлять документ, подтверждающий наличие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
- Сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции.
- Документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
При наличии у заявителя и его родственников разных фамилий родственные отношения доказываются соответствующими дополнительно представляемыми документами.( п. 41)
В соответствии с п. 35 административного регламентатерриториальные органы ФМС России рассматривают заявления с представленными заявителем надлежащим образом оформленными документами.
При подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленных форм заявления и подготовку необходимого пакета документов с приложением копий.(п.43)
Согласно п.45 Административного регламента сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет исполнение реквизитов заявления, наличие всех представленных документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство.
Если необходимые документы отсутствуют или представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки.
По согласованию с заявителем определяется срок его обращения с готовым пакетом документов и может быть произведена предварительная запись на повторный прием.
Как установлено в судебном заседании Платонова В.И. и ее несовершеннолетняя дочь Платонова А.В., гражданки Украины, имеют разрешение на временное проживание в Российской Федерации N 18393, выданное 30.04.2009г. сроком до 30.04.2012г.
В октябре 2011г. Платонова В.И. обратилась в отдел УФМС России по Красноярскому раю в г.Норильске с целью подачи заявления о выдаче вида на жительство ей и ее дочери Платоновой А.В. Однако в приеме заявления и представленного пакета документов Платоновой В.И. было отказано, поскольку заявителем не были представлены документы, подтверждающие наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность.
Платоновой В.И. была представлена справка о доходах Тышлек С.И., на иждивении которой по ее утверждению находилась она и ее ребенок в период с октября 2008г. по август 2011г. Однако документов, подтверждающих близкое родство Платоновой В.И. и Тышлек С.И., а также документов, подтверждающих нетрудоспособность Платоновой В.И. представлено не было, что не оспаривается истцами.
Действительно в силу п. 38.3 Административного регламента в подтверждение наличия у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, может быть представлена справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель.
Вместе с тем, действующее законодательство при признании факта нахождения на иждивении предполагает не только наличие родственных отношений с кормильцем и нахождение члена семьи на полном содержании и получении помощи, которая была бы постоянным и основным источником средств к существованию, но и нетрудоспособность заявителя (ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ТК РФ).
Доказательств того, что Платонова В.И. являлась нетрудоспособной не представлено и при рассмотрении дела, более того Платонова В.И. сама указывает, что она не работала по причине отсутствия разрешения на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако как следует из материалов дела, Платонова В.И. имела разрешение на временное проживание в РФ с 30.04.2009г. по 30.04.2012г., следовательно, предполагая получить вид на жительство, имела возможность своевременно получить в УФМС России по Красноярскому краю разрешение на работу и трудоустроиться. Вместе с тем, разрешение на работу ей получено только 21.07.2011г., трудоустроилась она 12.09.2011г.
При таких обстоятельствах суд считает, что сотрудником УФМС России по Красноярскому краю в г.Норильске правомерно было отказано в принятии заявления о выдаче вида на жительство и представленных документов.
В силу изложенного судом не установлено наличие фактов, свидетельствующих незаконности действий сотрудников УФМС России по Красноярскому краю, в связи с чем в силу ст.151, 1099, 1069 ГК РФ оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В иске Тышлек С.И., Платоновой В.И. к УФМС России по Красноярскому краю, Министерству финансов РФ о возложении обязанности по принятию документов для получения вида на жительство, выдаче письменного решения и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивировочной части решения, путем подачи жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.