Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Якушевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Багровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3792/12 по заявлению Новикова А.В. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений по Самарской области по отказу в предоставлении земельного участка в собственность, обязании устранить допущенные нарушения, рассмотреть заявление по существу, провести мероприятия для предоставления в собственность земельного участка, заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений по Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Новиков А.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указывая, что дата по договору купли-продажи он приобрел у ОАО " ***" нежилое здание - летний домик N..., находящийся по адресу: адрес дата данная сделка прошла государственную регистрацию, о чем имеется Свидетельство *** N.... дата он обратился Министерство имущественных отношений Самарской области с просьбой передать в собственность за выкуп занимаемый им земельный участок, получив дата отказ. Считает действия Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) незаконными, т.к. используемый земельный участок относится с категории "земли населенных пунктов" в 80 квартале Самарского лесничества, не входит в состав земель лесного фонда, находится в водоохраной зоне, вне береговой полосы водных объектов (Саратовское водохранилище, озера). Участок относится к лесному, однако расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда. Спорный лесной участок, входящий в состав Самарского лесничества, расположен в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ отнести его к землям населенных пунктов. Каких-либо доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования не имеется. А факт отнесения его к городским лесам сам по себе не является основанием для запрета в его приватизации. На спорном земельном участке располагается объект недвижимого имущества, принадлежащий ему -Новикову А.В. на праве собственности. Таким образом, данный участок не является общедоступным. В имеющимся кадастровом паспорте территории на которой находится испрашиваемый земельный участок, отсутствуют какие-либо указания на отнесение земельного участка к территории общего пользования, в целевом назначении земельного участка в качестве разрешенного использования земельного участка указано"под базу отдыха", а также содержится информация о том, что спорный земельный участок относится к категории земель, именуемой землями населенных пунктов. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Указанная правовая позиция закреплена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ N 10520/09 от 22.12.2009 года. При указанных выше обстоятельствах видно, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда. Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков,за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ссылаясь на ст.ст.7,29,36 ЗК РФ, Постановление Правительства Самарской области N... от дата "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", ст. 6,7,67,69,72,92 Лесного кодекса РФ и ст.ст. 4.1, 4.4 Вводного закона, ст.1 Градостроительного кодекса, ст.262 ГК РФ, ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указал, что Министерством имущественных отношений Самарской области допущено незаконное действие, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки передать земельный участок. Оспариваемое действие не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, препятствует реализации исключительного права на приобретение в собственность земельного участка. Просил признать незаконным действие Министерства имущественных отношений Самарской области выразившееся в не оформлении документов по представлению в собственность земельного участка относящегося к категории "земли населенных пунктов", площадью 314 кв.м., расположенного по адресу: адрес Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Новикова А.В. путем рассмотрения по существу заявления о предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к категории "земли населенны пунктов" расположенного по адресу: адрес". Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области провести полный комплекс мероприятий требуемых для предоставления в собственность земельного участка.
В судебном заседании заявитель поддержал требования по доводам указанным в заявлении. Пояснил, что площадь объекта недвижимости - дома *** кв.м., просит *** кв.м. в соответствии со сложившимся порядком пользования земельным участком, согласования границ нет, т.к. права на граничащие участки не оформлены. На испрашиваемой территории леса нет, имеются зеленые насаждения, которые он сам посадил. Настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области по доверенности САА возражала против удовлетворения заявления, поддержала письменный отзыв, пояснила, что заявитель обратился с заявлением от дата N...-е о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 314,00 кв.м. расположенного по адресу: адрес", для использования под нежилое здание (летний домик N... и территорию, необходимую для его использования). Были сделаны необходимые запросы и согласно письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от дата N... было установлено, что спорный земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N... выделе 1 Самарского лесничества. По материалам лесоустройства, выполненным Центральным государственным лесоустроительным предприятием " ***" в 1996 году и утвержденных приказом Самарского управления лесами от дата N... "Об утверждении проектов лесоустройства" и приказом Агенства лесного хозяйства по Самарской области от дата N... "Об утверждении экспертных заключений к проектам организации и ведения лесного хозяйства" данный участок указан как "выдел 1 - биополяна". Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от дата по делу N... установлено, что квартал N... Самарского лесничества городского округа Самара являетсялесным участком земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, указанное постановление суда устанавливает основания определения органов государственной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками в Самарском лесничестве городского округа Самара, не изменяя при этом ихимущественно-правовой режим как лесных участков, который подлежит определению в соответствии со следующими законоположениями. В силу положений пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пункта 2 статьи 3 Лесного кодекса для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Согласно статье 9 Лесного кодекса лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Таким образом, Лесной кодекс четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки,не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
В силу пункта 2 статьи 6 Лесного кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Пункт 1 статьи 11 Лесного кодекса гласит, что граждане имеют правосвободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей,не допускается (пункт 6 той же статьи Кодекса). Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон ине подлежат приватизации. Аналогичная норма права, определяющая открытый перечень земельных участков общего пользования закреплена в абзаце 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" согласно которому, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).Из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, подпунктов 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. При этом пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков. Позиция министерства, указывающая на невозможность нахождения спорного земельного участка в частной собственности, подтверждается сложившейся судебной практикой, например, решениями Октябрьского районного суда города Самары от дата по делу N..., от дата по делу N..., а также постановлениями Федерального арбитражного суда Поволжского округа от дата по делу N..., от дата по делу N..., от дата по делу Арбитражного суда Самарской области N..., от дата по делу N..., от дата по делу N..., от дата по делу N..., от дата по делу N N..., от дата по делу N..., определении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от дата по делу N.... Заявитель не представил ни одного доказательства, свидетельствующего о нарушении министерством норм действующего законодательства, что является обязательным условием при обязании государственного органа совершить конкретные действия, соответственно требование заявителя является незаконным и необоснованным. Просила отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 10 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 указанного кодекса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 91 Лесного кодекса, первичная документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, отражается в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, Постановления Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165.
Судом установлено, что Новиков А.В. дата обратился с заявлением N...-с о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес площадью ***, кв.м., используемого под нежилое здание (летний домик N...) и территорию, необходимую для его использования.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от дата N..., Министерством были направлены запросы для сбора дополнительной информации об испрашиваемом земельном участке.
Из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области видно, что испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N... выделе 1 Самарского лесничества, указан как "выдел 1-биополяна".
Из ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара следует, что испрашиваемый земельный участок, используемый под нежилое здание летний домик N..., относится к территориальной зоне природных ландшафтов, часть объекта находится в береговой полосе, часть в водоохраной зоне, использование объекта не соответствует основным разрешенным видам использования участков в указанной зоне.
Министерство имущественных отношений дата письмом N...с отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на отнесение испрашиваемого земельного участка к лесным участком, невозможность запрета либо ограничения пребывания граждан в лесах, отнесения данного участка в силу ст.85 ЗК РФ к участкам общего пользования, которые не подлежат приватизации, т.е. выявление препятствий для предоставления участка, и вернуло заявителю пакет документов с приложением копии ответа министерства природных ресурсов.
Суд считает обоснованной позицию Министерства имущественных отношений Самарской области, т.к. из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, п.п. 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
Также ст. 28 Земельного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
Испрашиваемый Новиковым А.В. земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий, указан как "выдел 1 - биополяна".
Заявитель ссылается на Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Самарской области от дата по делу N..., которым суд признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неоформлении документов по предоставлении в собственность ООО " ***" земельного участка на острове Поджабный, указав, что спорный участок исключен из лесного фонда, отнесен согласно кадастровому паспорту к землям населенных пунктов и отсутствуют указания на отнесение к территории общего пользования.
Однако, спорный участок является лесным участком, расположен на территории муниципального образования г.о.Самара, что не оспаривается сторонами.
Отнесение к черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков к земельным участкам общего пользования.
В границах муниципальных образований могут быть земли любых категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Ст. 2 Устава г.о. Самара устанавливает, что городской округ Самара является муниципальным образованием и находится на территории Самарской области, в соответствии с законом Самарской области "Об установлении границ городского округа Самара Самарской области" остров Поджабный находится на территории муниципального образования.
Таким образом, нахождение земель лесных участков на территории муниципального образования городского округа Самара не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральным законом.
По смыслу указанных норм, общим правилом является общедоступность пользования лесом, за исключением особых случаев, в которых ограничение прав граждан на пользование лесом необходимо для обеспечения безопасности государства или особо охраняемых территорий.
Принимая во внимание положения ст.ст. 8, 27 ЗК РФ, следует сделать вывод, что установление частной собственности на участок земель лесного фонда необоснованно ограничивает права граждан на свободное пользование лесом. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает в качестве определяющих признаков, по которым земли относятся к той или иной категории - наличие или отсутствие на них растительности.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что действия министерства совершены в соответствии с законодательством, основаны на сведениях об имущественно- правовом режиме спорного земельного участка.
Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Спорный участок относится к территориальной зоне природных ландшафтов и с учетом вышеизложенного относится к участкам общего пользования, приватизация которых запрещена.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.р.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспраиваемых действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка (п.25). Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Оснований для удовлетворения заявления судом не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявление Новикова А.В. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений по Самарской области по отказу в предоставлении земельного участка в собственность, обязании устранить допущенные нарушения, рассмотреть заявление по существу, провести мероприятия для предоставления в собственность земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2012 года.
Судья Е.В. Якушева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.