Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судья Октябрьского районного суда города Самары Щербакова О.И.,
с участием представителя лица, подавшего жалобу, - Т* по доверенности N...-юр от дата,
представителя отдела надзорной деятельности Октябрьского района г.о. С*,
при секретаре: Мальковой Н.В.,
рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" на постановление мирового судьи судебного участка N адрес ***. от дата по делу об административном правонарушении, которым постановлено: "Признать открытое акционерное общество "Завод авиационных подшипников" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей",
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении N... от дата, ОАО "Завод авиационных подшипников" было совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, выразившееся в невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно: дата в ОАО "Завод авиационных подшипников" по адресу: адрес нарушены: Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 N 782. Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 N 804. Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 841 от 02 ноября 2000, а именно: Руководитель организации; работник, ответственный по гражданской обороне не прошли повышения квалификации (переподготовки) в области гражданской обороны в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Самарской области (на курсах ГО муниципального образования) (Нарушение: пункт 1 ст. 9 Федерального закона 28-ФЗ от дата "О гражданской обороне", пункты 3. 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 ); 2.Нештатные аварийно-спасательные формирования не аттестованы на проведение соответствующих аварийно - спасательных работ (не имеют свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно - спасательных работ). (Нарушение пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28- ФЗ "О гражданской обороне". Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1479 "Об аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей"); З.Спасатели нештатных аварийно-спасательных Формирований не аттестованы (не имеют удостоверение спасателя, книжку спасателя и жетон спасателя установленных образцов) (Нарушение пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1479 "Об аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей"); Не создан в целях гражданской обороны запас материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств (Нарушение: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Постановление Правительств; 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской о запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств; 5.Не осуществлено обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (Нарушены пункты 4. 6, 7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993). 5.В категорированной организации (II категория по ГО) при численности рабочих и служащих 1696 человек назначен 1 освобожденный работник на решение задач в области гражданской обороны (Нарушение: Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных решение задач в области гражданской обороны", - за что предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
дата постановлением мирового судьи судебного участка N адрес ОАО "Завод авиационных подшипников" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, ОАО "Завод авиационных подшипников" обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что постановление мирового судьи вынесено незаконно и необоснованно, просит его отменить. Указывает, что мировой суд признал обоснованным довод ГУ МЧС (п.п. 1 п. 9 Протокола N... об цминистративном правонарушении (далее - АПН)) о том, что руководитель организации и работник, ответственный по гражданской обороне (ГО) не прошли повышения квалификации (переподготовки) в ГО, полагает, что мировым судом не учтено, что в соответствии с п.4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ N... от дата. повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской бороны, проводится не реже 1 раза в 5 лет. Вместе с тем, работник ОАО "ЗАП", ответственный по ГО - ачальник штаба (отдела) ГО ОАО "ЗАП" Л* проходил обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС адрес в 2007 году, что подтверждается удостоверением N.... Мировой суд в своем Постановлении не дал оценку доводам ОАО "ЗАП" о том, что постановление Правительства РФ от дата N... "Об аттестации аварийно-спасательных армирований и спасателей", нарушение норм которого вменяется ОАО "ЗАП", утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от дата N 1091, вступившего в силу с дата.
Кроме того, указывают, что согласно п. 3 Положения о накоплении хранении и использовании в целях гражданской ороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утв. постановлением Правительства N... от дата, запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства. ОАО "ЗАП" в материалы дела были представлены договоры за перио адрес. г. с некоторыми поставщиками, согласно которым Общество ежегодно проводит закупку материально-технических, едицинских и иных средств, а также средств индивидуальной защиты. Довод Мирового суда о том, что "при расчете численности рабочих и служащих в организации на 1696 человек закуплено костюмов рабочих 710 шт., фартуков 170 шт., сапог кирзовых 6 пар, тапочков 535 шт. не имеет доказательственного значения. Представленные ОАО "ЗАП" договоры свидетельствуют не о количестве закупаемых материально- технических, медицинских средств и средств индивидуальной защиты, а подтверждают факт наличия запасов материально-технических, медицинских средств и средств индивидуальной защиты, поскольку в п.п. 4 и п.п. I. 9 Протокола N... об АПН указано на отсутствие таких запасов ("не создан в целях ГО запас материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств", "не осуществлено обеспечение работников редствами индивидуальной защиты"). Мировым судом в Постановлении указано, что ОАО "ЗАП" не оспаривало п.п. 6 п. 9 Протокола N... [об АПН согласно которому, в категорированной организации при численности рабочих и служащих 1696 человек назначен 1 освобожденный работник на решение задач в области ГО. Однако, в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессеосуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В силу п. 3 ст. 15 данного Закона при проведении проверки должностные лица органа государственного оля (надзора) не вправе требовать представления документов, информации, если они не являются актами проверки или не относятся к предмету проверки. Не соблюдение указанного требования (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ) в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 20 она N 294-ФЗ относится к грубым нарушениям. Согласно п. 1 ст. 20 названного Закона результаты проверки, проведенной органом государственного ля (надзора) с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и ведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных иципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля - надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. В соответствии с Распоряжением отдела надзорной деятельности о проведении плановой выездной верки ОАО "ЗАП" N... от дата целью проведения проверки является надзор за соблюдением идическим лицом в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований в области цанской обороны, установленных действующим законодательством РФ. Для достижения целей и задач верки указанным распоряжением определен перечень мероприятий, необходимых для проведения в ках проверки, а именно: провесит проверку за соблюдением юридическим лицом в процессе своей деятельности обязательных требований в области ГО; выполнение организационных мероприятий; содержание защитных сооружений, инженерных сетей; готовность персонала организации к действиям в области ГО; наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников реждения мерами в области ГО. Таким образом, из анализа содержания данного распоряжения о проведении проверки следует, что вопрос о численности работников, уполномоченных на решение задач в области ГО не являлся предметом роверки. В связи с чем, результаты проверки по данному вопросу не являются доказательством нарушения АО "ЗАП" требований законодательства и подлежат отмене. Однако указанный довод лица, в отношении оторого ведется производство по делу об АПН, не был предметом рассмотрения в судебном заседании и не получил надлежащей правовой оценке в постановлении.
Кроме того, указывают, что мировым судом не был принят во внимание и оставлен без рассмотрения довод ОАО "ЗАП" о существенном нарушении его процессуальных прав. Заинтересованным лицом не представлено доказательств извещения законного представителя АО "ЗАП" о составлении протокола N... об АПН, либо доказательств присутствия законного едставителя при вынесении названного протокола. В результате отсутствия законного едставителя заявителя при составлении протокола он не мог давать свои пояснения и возражения существу, ему не были разъяснены его права. Нарушение положений ст. 28.2 КоАП РФ является нованием для признания незаконным и отмены оспариваемого протокола N... об АПН. В соответствии с п. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к министративной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Просят постановление по делу об административном правонарушении N..., вынесенное мировым судьей судебного участка N адрес *** дата отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя, доводы своей жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление мирового судьи судебного участка N адрес от дата отменить. Кроме того, представила дополнение к жалобе, а также копию Положения об организации и ведении гражданской обороны в ОАО "Завод авиационных подшипников".
Представитель отдела надзорной деятельности адрес г.о. Самара Ч* в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, поскольку доводы, изложенные в ней не соответствуют действительности, противоречивы, не основаны на законе. В частности, юридическим лицом не доказано, что недостатки, выявленные и указанные в протоколе об административном правонарушении, не имели место в действительности.
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.
Из протокола N... от дата об административном правонарушении следует, что инспектором отдела надзорной деятельности адрес г.о. Самара было установлено, что в деятельности ОАО "Завод авиационных подшипников" имеются нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Согласно акта проверки N..., составленного инспектором отдела надзорной деятельности Ч*, дата в присутствии представителя ОАО "Завод авиационных подшипников", установлено, что имеются нарушения обязательных требований в области гражданской обороны.
По результатам проведенной проверки должностным лицом органа, осуществляющего государственной надзор в данной области, составлен протокол об административном правонарушении. Указанный протокол составлен уполномоченным на то лицом, в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, оснований не доверять установленных в нем фактов, у суда не имеется. Кроме того, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, который присутствовал при составлении протокола и был вправе давать пояснения по существу правонарушения, собственноручно указал в протоколе "объяснения будут представлены в суде, просил приобщить" и заверил своей личной подписью.
Довод лица, подавшего жалобу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал специально уполномоченный на это представитель юридического лица, не может быть принят судом во внимание, поскольку является необоснованным. В протоколе об административном правонарушении имеются сведения о том, что при его составлении присутствовал представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - ОАО "Завод авиационных подшипников" - Т*, которая давала свои пояснения по существу дела, ей были разъяснены ее права и обязанности как представителя, о чем имеется ее личная подпись в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, в дело об административном правонарушении представлена заверенная копия ее доверенности, которая соответствует предъявляемым законом требованиям к ее форме и содержанию.
Также, не могут быть судом приняты во внимание и доводы заявителя о том, что недостатки, изложенные в протоколе, не имели место в действительности, не являются нарушениями с точки зрения законодательства, по следующим основаниям.
Согласно п. 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000, "Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц. впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными" На момент окончания проверки документов, подтверждающих своевременность повышения квалификации руководителя организации и работника, ответственного по гражданской обороне, представлено не было.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" "организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности".
Согласно п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 г. Москва "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" "Установить, что пункт 2 и абзац второй пункта 4 настоящего постановления вступают в силу по истечении 6 месяцев
со дня вступления в силу настоящего постановления". Указанное постановление вступило в силу 21 января 2012
г
Согласно п. 4. Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804 "4. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны: в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством" Данный документ на момент окончания проверки представлен не был, что также не отрицается и представителем юридического лица.
Согласно п. 6 Приказа МЧС России от 25.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" "состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации по субъектам Российской Федерации".
Таким образом, изложенными выше нормативно-правовыми актами подтверждается обоснованность требований органа государственного надзора об исполнении предписаний законодательства в сфере гражданской обороны. При этом, возражения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности основаны на неверном толковании норм права и потому не могут быть приняты судом во внимание.
Кроме того, суд учитывает, что организация представляет собой сложную многоаспектную деятельность, являющуюся элементом управленческой деятельности и направленную на воплощение в жизнь подготовленных планов, обеспечение необходимого технического оснащения, налаживание взаимодействия между различными задействованными лицами и службами, обеспечение квалифицированного руководства. К мероприятиям по поддержанию устойчивого функционирования организации, относятся в первую очередь мероприятия по мобилизационной подготовке персонала и отделов организаций, разработка планов эвакуации и доведения их до сведения персонала и иные мероприятия. В обязанности организаций входит обучение работников поведению и способам защиты в случае наступления военных действий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такое обучение препятствует возникновению паники, человеческих жертв, в случае наступления экстремальных событий. Правомочия организаций в области организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны направлены на сотрудников организации. Обучение сотрудников организаций осуществляется на основе специально разработанных программ.
Однако, юридическим лицом не опровергнуты сведения о имевших место нарушениях, изложенных в протоколе об административном правонарушении.
Суд принимает во внимание, что мировым судьей в постановлении от 26.06.2012 дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, как в отдельности, так и в общей совокупности, в том числе с возражениями представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, виновность открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.7 ч.2 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела.
Каких-либо иных сведений, указывающих на отсутствие в действиях открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" состава административного правонарушения, которые не были учтены при рассмотрении дела в мировом суде, и отсутствие которых не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, представителем открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" в судебном заседании при рассмотрении жалобы не представлено.
Оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка N адрес от дата по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" у суда не имеется, поскольку постановление мировым судьей вынесено законно и обоснованно, наказание назначено справедливо, с учетом всех обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N адрес *** от дата оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и в кассационном порядке обжалованию не подлежит.
Судья О.И.Щербакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.