Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Парфеновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3752/12 по заявлению Долговой С.М. о признании незаконным решение Министерств имущественных отношений Самарской области
УСТАНОВИЛ:
Долгова С.М. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 09.02.2012 года она обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о выделении под садоводство земельного участка площадью 310 кв.м., расположенного по адресу: ***. 27.06.2012 года Министерством было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку как указано в письме, сравнив таблицы координат схем расположения испрашиваемого земельного участка и земельного участка испрашиваемого по ранее поданному заявлению Мамоновой от 29.12.2010г. года N *** установлено наложение границ данных участков, однако до настоящего времени решение Министерством имущественных отношений г.Самары по ее заявлению не принято. Согласно п.3.2. Порядка, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным п.2 ст.9 Закона "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым. Считает что, закон устанавливает лишь порядок принятия решения по заявлению нескольких граждан и бесплатном предоставлении в собственность земельного участка при прочих равных условиях, устанавливая, приоритет первого заявителя на предоставление ему в собственность земельного участка, однако данная норма не дает Министерству права возвращать документы заявителя или отказывать ей в предоставлении земельного участка только по основанию, что на рассмотрении в Министерстве находится ранее поданные заявления граждан о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка. Мамонова Н.А. прилагала к заявке N *** схемы. 09.11.2011г. Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара было вынесено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории находящегося по адресу: ***, площадью *** кв.м., под садоводство, по заявлению Мамоновой Н.А. 15 сентября Мамонова Н.А. приобщила новую уточненную схему с измененной конфигурацией, местоположением и площадью *** кв.м. Уточненная схема была принята в работу. Границы уточненного земельного участка не налагаются с границами земельного участка, испрашиваемого Долговой С.М. Считает, что в данном случае отказ в предоставлении земельного участка по основанию п.3.2. Порядка и возврат документов Долговой С.М. нарушает ее права и является необоснованным и незаконным. Просит суд признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.06.2012 года N ***, выразившееся в возврате документов Долговой С.М. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, напротив участка N ***; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Долговой С.М. о передаче в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, напротив участка N ***.
В судебном заседании заявитель Долгова С.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления, уточнила требования в части восстановления нарушенного права путем обязания Министерства имущественных отношений Самарской области принять ее заявление к рассмотрению.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области Аверина Л.В., действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала отказ Министерства имущественных отношений Самарской области законным и обоснованным, поскольку с использованием программы Ин-Гео было выявлено, что участок пересекается с границами участка Мамоновой Н.А., заявление которой было подано ранее. Заявки, поступившие позднее не могут быть рассмотрены. Таким образом, участок обременен правом на предоставление земельного участка. Также пояснила, что Министерство имущественных отношений Самарской области расценило п.3.2. Порядка как имеющееся обременение на участок.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает, что требования Долговой С.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 09.02.2012 года Долгова С.М. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, примыкающий участок к участку N *** по ***, площадью *** кв.м., под садоводство (л.д. 6).
Решением Министерства имущественных отношений Самарской области N *** от дата указанное заявление с приложенными документами возвращены Долговой С.М. с указанием, что при сравнении таблиц координат проектов границ испрашиваемого Вами земельного участка и земельного участка, испрашиваемого по ранее поданному заявлению от дата N ***, выявлено пересечение границ, соответственно испрашиваемый Вами земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку иное лицо на момент обращения заявителя уже выразило свое право на предоставление указанного земельного участка, что в силу п.2 ст.9 Закона "О земле" исключает возможность предоставления данного земельного участка заявителю в собственность (л.д. 8 - 10).
Установлено, 29.12.2010г. что Мамонова Н.А. обращалась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявкой N *** о предоставлении в ее собственность бесплатно под садоводство земельного участка площадью *** кв.м. расположенного по адресу: ***, участок *** при этом неоднократно уточняла границы земельного участка, однако Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара дата за N *** дало заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 11, 12, 14).
Мамоновой Н.А. были уточнены границы испрашиваемого земельного участка, площадь которого составляла *** кв.м. с такой же адресной характеристикой (л.д.13).
На основании распоряжения руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата N *** об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ***, участок *** для садоводства, на основании обращения Министерства имущественных отношений Самарской области, заявлению Мамоновой Н.А. и прилагаемых документов, прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площади *** кв.м. по адресу: ***, участок ***, утверждена (л.д. 70).
Испрашиваемый Мамоновой Н.А. земельный участок площадью *** кв.м. по адресу ***, участок *** поставлен на кадастровый учет дата и ему присвоен кадастровый номер *** (л.д.55).
Согласно заключения кадастрового инженера ООО ПСБ "Гейзер" Бандуриной Е.Н. по земельному участку, расположенному по адресу: ***, напротив участка N ***, земельные участки, расположенные по адресу: ***, напротив участка N *** и ***, уч. *** не имеют общих границ, не имеют взаимного пересечения границ, не имеют наложений. Расстояние между ближайшими точками вышеназванных земельных участков - *** метра. При сравнении таблиц координат границ земельных участков расположенных по адресу: ***, напротив участка N *** и *** пересечение границ не выявлено (л.д. 36 - 37).
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу ст.9 Закона Самарской области "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, принадлежащими граждан на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.1, 2.2, 2.3 вышеназванного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Министерство проводит проверку документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Согласно п.3.2 вышеуказанного Порядка при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.9 Закона Самарской области "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка, определенного в заявлениях о предоставлении земельного участка и в прилагаемых к ним документах, при отсутствии оснований для отказа в приеме документов или отказа в предоставлении земельного участка процедуры предоставления земельного участка проводятся по заявлению о предоставлении земельного участка, поступившему в министерство первым. По итогам рассмотрения последующих заявлений о предоставлении земельных участков с приложенными к ним документами министерством в течение 14 рабочих дней принимается решение о возврате указанных документов заявителям, содержащее информацию об основаниях принятия такого решения. В случае завершения процедур предоставления земельного участка по заявлению о предоставлении земельного участка, поступившему в министерство первым, граждане, обратившиеся с последующими заявлениями о предоставлении земельного участка, вправе вновь обратиться в министерство в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Из материалов, представленных Министерством имущественных отношений Самарской области действительно следует, что Мамоновой Н.А. было подано заявление в министерство 29.12.2010 года с приложением документов, установленных вышеназванным Порядком, Долговой С.М. подано заявление 09.02.2012 года. Между тем, из материалов дела также следует, что Мамонова Н.А. неоднократно уточняла границы испрашиваемого земельного участка и его площадь. Так на дату 09.02.2012 года обращения Долговой С.М. заявителем Мамоновой Н.А. были уточнены границы земельного участка и площадь испрашиваемого ею земельного участка составляла не *** кв.м., а *** кв.м., испрашиваемого земельного участка Мамоновой Н.А. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ***, участок *** для садоводства площадью *** кв.м. дата, дата указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Таким образом, на дату обращения в министерство Долговой С.М. границы испрашиваемого Мамоновой Н.А. земельного участка не пересекались с границами земельного участка, испрашиваемого Долговой С.М., что подтверждается материалами дела, представленных Министерством имущественных отношений Самарской области, а также заключением кадастрового инженера ООО ПСБ "Гейзер". Кроме того, суд полагает, что в данном случае при подаче Мамоновой Н.А. заявления о предоставлении земельного участка после изменения площади ранее испрашиваемого земельного участка, такое заявление расценивается как заявление о предоставлении иного земельного участка.
Вследствие чего, суд полагает, что доводы министерства о том, что Долговой С.М. испрашивался земельный участок по заявлению от 09.02.2012 года, который ранее испрашивался по заявлению Мамоновой Н.А., являются необоснованными и противоречат фактическим обстоятельствам дела, а решение от 27.06.2012 года принято в нарушение требований п.3.2 вышеназванного Порядка, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок не был обременен правами третьего лица - Мамоновой Н.А.. При этом в результате принятого министерством решения о возврате документов Долговой С.М. нарушаются права заявителя на приобретение земельного участка в собственность, предусмотренных земельным законодательством.
Таким образом, суд приходит к мнению, что Министерством имущественных отношений Самарской области при принятии решения о возврате документов Долговой С.М. нарушены нормы вышеназванного действующего законодательства, а также нарушены права заявителя, что является основанием для удовлетворения требований заявителя.
В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании вышеназванной нормы закона, суд полагает, что требование заявителя о возложении обязанности на министерство принять к рассмотрению ранее поданное заявление о предоставлении в собственность земельного участка является обоснованным и необходимым дл восстановления нарушенного права.
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.258 ГПК РФ решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Долговой С.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N *** от 27.06.2012 года об отказе в предоставлении в собственность Долговой С.М. земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу ***, напротив участка N ***.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять к рассмотрению заявление Долговой С.М. от 09.02.2012 года (регистрационный номер ***) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу ***, напротив участка N ***, под садоводство.
Об исполнении решения суда уведомить суд и Долгову С.М..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2012 года.
Судья И.Н. Доценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.