Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Маркина А.В.,
при секретаре Усковой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2791/12 по заявлению ООО "Тольяттикаучук" об оспаривании действий должностного лица органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Тольяттикаучук" обратилось в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 16.02.2012 заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Ш. (далее - должностное лицо) с использованием факсимильной связи в адрес ООО "Тольяттикаучук" был направлен запрос N10-308/352-12-исх (далее - Запрос) на предоставление документов и информации, обязывающий:
- предоставить в Государственную инспекцию труда в г.Тольятти штатное
расписание ООО "Тольяттикаучук" и другие документы (перечень из 21 пункта) в копиях 24.02.2012 в 15 часов 00 минут;
- прибыть представителю заявителя в Государственную инспекцию труда в
г.Тольятти по указанному в запросе адресу и к назначенному времени для дачи
соответствующих объяснений.
Данным запросом должностным лицом на ООО "Тольяттикаучук" незаконно возложены перечисленные обязанности.
Как указано в запросе, "в Государственной инспекции труда на рассмотрении находится обращение гражданина". Следовательно, проверка доводов, изложенных в рассматриваемом обращении, может осуществляться только посредством проверки поступившего обращения и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26.12.2008г. (далее -Закон).
Иной способ реализации Государственной инспекцией труда предоставленных законодательством полномочий, в данном случае, не предусмотрен.
Таким образом, осуществить рассмотрение обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав государственный инспектор труда может только путем проведения проверки в соответствии с требованиями, установленными Законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г.
Кроме того, произвольно установленный должностным лицом в Запросе срок (5 рабочих дней) не соответствует положениям п.5 ст. 11 Закона и безосновательно ограничивает ООО "Тольяттикаучук" во времени направления документов в адрес Государственной инспекции труда.
Просит суд признать незаконными и нарушающими права ООО "Тольяттикаучук" действия заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Ш., выразившиеся в направлении немотивированного запроса без проведения внеплановой документарной проверки и без обязательного предоставления ООО "Тольяттикаучук" надлежащим образом заверенной копии соответствующего распоряжения Государственной инспекции труда о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание проведения внеплановой документарной проверки, а также в произвольном установлении сокращенного пятидневного срока для предоставления запрашиваемых документов.
В судебном заседании представитель заявителя Кашелкин Н.А., по доверенности от 31.05.2012 г. N 80/Д заявление поддержал, по изложенным в нем доводам.
Представитель заинтересованного лица ГИТ в Самарской области Новикова Н.В., по доверенности N2 от 19.01.2012 г., с заявлением не согласилась, пояснила, что законом не предусмотрено направление распоряжения о проведении документарной проверки юридического лица, прежде запроса о предоставлении документов. Направление запроса не является началом проверки. Кроме того заявителем пропущен 10-ти дневный срок обжалования запроса.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные документы, приходит к следующему.
Согласно ст. 256 ч.1 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу ч.1 ст.353 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
16.02.2012 заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Ш. с использованием факсимильной связи в адрес ООО "Тольяттикаучук" был направлен запрос N10-308/352-12-исх на предоставление документов и информации, обязывающий:
- предоставить в Государственную инспекцию труда в г.Тольятти штатное
расписание ООО "Тольяттикаучук" и другие документы (перечень из 21 пункта) в копиях 24.02.2012 в 15 часов 00 минут;
- прибыть представителю заявителя в Государственную инспекцию труда в
г.Тольятти по указанному в запросе адресу и к назначенному времени для дачи
соответствующих объяснений.
Суд не принимает довод представителя заинтересованного лица о пропуске срока обращения в суд, поскольку указанный запрос получен заявителем 19.02.2012 года, с заявлением в суд ООО "Тольяттикаучук" обратилось 15.05.2012 г., в связи с чем, суд полагает, что установленный трехмесячный срок обращения в суд не пропущен, специальный десятидневный срок на обжалование запроса законом не установлен, в связи с чем, не имеется оснований для его применения.
В качестве основания направления запроса и истребования документов указано на проведение проверки, в связи с обращением работника предприятия.
При этом в случае неисполнения требований Государственной инспекции труда, ООО "Тольяттикаучук" предупреждено о привлечении к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности государственного органа.
Судом также установлено, что распоряжение (приказ) о проведении проверки
в адрес ООО "Тольяттикаучук" не направлялось, что в судебном заседании не отрицал представитель ГИТ в Самарской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 1 Трудового Кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в том числе, при осуществлении задач по государственному -контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.
В силу ст. 353, 354 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами.
Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, наряду с иными перечисленными в законе, реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Как следует из положений ст. 357 ТК РФ, в числе основных прав государственных инспекторов труда в рамках предоставленных им полномочий при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наряду с иными, предусмотрены следующие: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
При этом в силу ст. 358 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции права заявителя и поэтому, сам по себе, не нарушает прав заявителя, отказавшегося его исполнить.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, в настоящее время регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются лишь в прямо предусмотренных этим законом случаях (ч. 3, ч. 3.1 ст. 1 закона), к каковым рассматриваемый по данному делу случай не относится.
В силу ст. 27 указанного Федерального закона, он вступил в законную силу с 01.05.2009 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей
предусмотрены иные сроки вступления их в силу.
Положения Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г., устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовьк актов, содержащих нормы трудового права, вступили в силу с 01.08.2011 года (п. 12 ч. 4 ст. 1, ч. 5 ст. 27 закона).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ, государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами.. . требований, установленных законодательством, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и др.
Из материалов дела усматривается, что поводом к совершению заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Ш. действий по истребованию документов явилось обращение в ГИТ работника ООО "Тольяттикаучук" Г. по вопросу выплаты выходного пособия в связи с увольнением по сокращению штата.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений закона, действия государственного инспектора труда по надзору за соблюдением работодателем трудового законодательства, могли осуществляться лишь посредством проверки поступившего обращения и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г.
Иной способ реализации Государственной инспекцией труда в Самарской области предоставленных законодательством полномочий, в данном случае, не предусмотрен.
Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. установлено право органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), на проведение как плановых (не чаще чем один раз в три года - ч. 2 ст. 9), так и внеплановых проверок (ст. 10 закона).
Поскольку данных о включении ООО "Тольяттикаучук" в план проверок ГИТ на 2012 год заинтересованным лицом не представлено, следует считать установленным, что истребование документов имело место в рамках внеплановой документарной проверки.
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего федерального закона.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований... (ч. 1 ст. 11).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке" установленном статьей 14 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 11).
Согласно ч. 1 ст. 14 федерального закона N 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которые указаны в распоряжении или приказе.
В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (ч. 2 ст. 14 закона).
Данное положение согласуется с требованиями ч. 11 ст. 11, п. 3 ст. 15 закона, устанавливающими в качестве гарантии прав работодателей запрет на истребование у юридического лица сведений, информации и документов, не относящихся к предмету документарной проверки.
В силу ч. 4 ст. 11 федерального закона N 294-ФЗ, в случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11 закона).
При этом ст. 360 Трудового кодекса РФ, каких либо особенностей для проведения внеплановой документарной проверки, в том числе, проводимой на основании обращений и заявлений граждан, профессиональных союзов о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не устанавливает.
Предварительное уведомление работодателя, в силу указанной нормы права, не требуется лишь при проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце 4 или 5 части 7 настоящей статьи.
Как установлено судом и не оспаривалось представителем заинтересованного лица распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Тольяттикаучук" по обращению работника в адрес юридического лица не направлялось.
Установленный для представления документов срок (5 дней) не соответствует положениям ст. 11 федерального закона N 294-ФЗ и безосновательно ограничивает заявителя во времени направления документов в адрес ГИТ.
Согласно п. 2, 3 ст. 18 Федерального закона N 294-ФЗ, должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны -соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (ч. 1 ст. 14 закона), заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) п. 4 ч. 2 ст. 20 отнесено к числу грубых нарушений требований закона, влекущих, в том числе отмену результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора).
С учетом изложенного действия заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Ш. по истребованию у ООО "Тольяттикаучук" документов, с учетом установления произвольного срока их представления, без обязательного направления в адрес ООО "Тольяттикаучук" надлежащим образом заверенной копии соответствующего распоряжения Государственной инспекции труда о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание и предмет проведения внеплановой документарной проверки, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают гарантированные федеральным законом права ООО "Тольяттикаучук", безосновательно возлагая обязанность предоставить документы под угрозой привлечения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).
Положения ст.ст. 353, 355, 356, 357 ТК РФ, содержащие общий перечень полномочий государственной инспекции труда, не могут рассматриваться без их взаимосвязи с иными положениями, законодательства и расцениваться, как позволяющие государственному инспектору труда истребовать документы у юридического лица независимо от наличия правовых оснований и предусмотренного законом порядка истребования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ООО "Тольяттикаучук" удовлетворить.
Признать незаконными и нарушающими права ООО "Тольяттикаучук" действия заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Ш., выразившиеся в направлении немотивированного запроса без проведения внеплановой документарной проверки и без обязательного предоставления ООО "Тольяттикаучук" надлежащим образом заверенной копии соответствующего распоряжения Государственной инспекции труда о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание проведения внеплановой документарной проверки, а также в произвольном установлении сокращенного пятидневного срока для предоставления запрашиваемых документов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Решение суда в окончательном виде изготовлено 25.07.2012 года.
Председательствующий: Маркин А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.